Как мы приближали перестройку
И призадумались наши отцы в правительстве: как же сделать так, чтобы всей правды не сказать, а за выплаченную зарплату хоть что-нибудь получить с трудового человека. Хорошо было «отцу народов», у него половина населения в лагерях делом занималась: пиломатериал, бетон делали; плотины, дома строили; хлеб растили и угля стране давали… А вторая половина за них зарплату получала. Потом он их просто местами менял. Любо-дорого посмотреть. Теперь времена не те, на Запад оглядываться приходится. И пришла тут кому-то в голову благая мысль: а не послать ли все эти институты и КБ к такой-то матери… в колхозы? Смотришь - хлебца, мясца, молочка в стране прибавится, да и зарплату, наконец , не зря платить будем.
Вот и потянулись ИТРовцы с граблями, косами, да вилами в колхозы. И, надо сказать, для здоровья народного была в этом большая польза. Хилый ИТРовец ,
никогда не державший в руках ничего тяжелее карандаша, с хилыми наметками мускулов, с вечно больными миндалинами и хлюпающим носом, пьянеющий от одного стакана сухого вина, через месяц работы на свежем воздухе, на молоке и мясе крепнет, поправляется килограмм на пятнадцать. А через полтора месяца этот бугай забывает все свои болячки и его уже не только стаканом вина, но и бутылкой самогона не свалишь. А какие познания в народном фольклоре приобретал наш ИТРовец! Если раньше, когда пьяный хулиган обращался к нему на своем диалекте, бедняга открывал рот, не зная, что сказать, и падал в обморок, то теперь он отвечал хулигану на сочном народном языке. Хулиган озадаченно смотрел, а потом вежливо извинялся: извините, мол, ошибочка вышла. И, пятясь задом, отползал.
Словом, к началу 80-х годов прошлого столетия усилиями самого правительства (хотя и вопреки его желанию) была создана плеяда борцов за перестройку. Именно они в 88-90- х годах выходили на митинги протеста, а в 91-ом стояли на баррикадах, защищая белый дом от танков Кантемировской дивизии. А, тогда, в начале 80-х, мы собирались и, все понимая, искали выходы из ситуации в стране. За бутылкой вина спорили до хрипоты, поним ая, что сделать что-либо серьезное нереально, можно только помогать расшатывать здание. И мы его расшатывали, как в песне: «мы это время приближали, как могли»…
В период сенокоса моя лаборатория в полном составе выезжала в колхоз на месяц. И это была уже не лаборатория, а первая интернациональная пролетарская бригада « Даешь сенокос или держитесь девки!». Все бойцы интербригады были с большим опытом борьбы на колхозном фронте, так что и со здоровьем и с фольклором у нас было все в порядке. Мы вывозили с собой на борьбу и наших верных сослуживок, ИТРовок, в полном составе. Размещались мы все вместе в помещении либо старой конторы, либо клуба. Ставили старые железные кровати с панцирными сетками, сверху бросали матрасы, набитые соломой или сеном ( в зависимости от того, что осталось в колхозе от нашей прошлогодней борьбы). Колхоз этот имел символическое название « Борьба» и размещался в отдаленной части Даниловского района Ярославской области. Возглавлял всю эту борьбу председатель Василий, недавно закончивший сельхозинститут. Девушки звали его Васенькой, а мы Васей или Васькой в зависимости от ситуации. Всю борьбу за урожай Василий вел двумя взводами механизаторов и пастухов, которые несли постоянные потери в неравной борьбе с алкоголем. Видимо поэтому шумный приезд нашей интербригады воспринимался председателем как праздник. Теперь Василий не сомневался, что победа будет за нами. Он сразу давал раскладку по гектарам и тоннам, которую нам планировалось выполнить за месяц. Теперь его задача состояла в обеспечении горючим техники, ежедневном учете потерь своих бойцов, продолжавших стойко бороться с самогоноварением, и в координации действий своего мехвзвода с нашей бригадой.
Моя задача состояла в дележе Васиных тонн и гектаров на дни и недели, в обеспечении бойцов нашей славной бригады «горючим» (кстати надо отметить, что потерь личного состава у нас не было), ежедневными двумя ведрами молока из коровника, находящегося в полутора километрах, еженедельным мешком картошки и, самое главное, мясом. На неделю необходимо было мяса в размере одной овцы или половины теленка в рамках нашего хоздоговора с Василием и в свете решений партии и правительства в целях подъема сельского хозяйства.
Для обеспечения молоком и картофелем составлялись наряды из двух человек: бригадармеец и бригадармейка. Причем пары составлялись исключительно по желанию сторон. Как правило, инициатором составления пары были бригадармейцы, бригадармейки хихикали, краснели, но соглашались: «Ну ладно, уже…». Наряд уходил в этот трехкилометровый поход за молоком сразу после работы, часов в пять. Возвращались они поздно вечером, к концу ужина, с полными ведрами молока, довольные и счастливые. Следует отметить и то, что состав нарядов, определенный в первый день, уже не менялся в течение всего периода, за редким исключением. Что ж, все в жизни бывает. А это и была наша маленькая, свободная от обрыдлого общества, жизнь.
Для поездки за мешком картошки на овощехранилище запрягалась в телегу старая вислоухая пегая кобыла с подпалинами, как будто поеденная молью. Когда кобылу загоняли в телегу, она возмущенно пердела и испражнялась, а потом, попердывая, вразвалку шла к хранилищу, и в животе у нее все что-то ухало и бухало. Мы все боялись, что брюхо от нагрузки разорвется и кишки вывалятся наружу. Однако ничего страшного не происходило, и кобыла из года в год исправно исполняла свои обязанности.
Места в клубе было предостаточно, да и вокруг луга, кусты, леса, но почему-то наряды с особым удовольствием ходили за молоком через чепыжи и ездили за картошкой через сенник на конюшне.
Если в нашей бригаде появлялись новички, то мы обязательно делали обряд посвящения. Помню, незадолго до поездки, в лаборатории появился молодой конструктор Ринат. Это был скромный, застенчивый, неженатый татарин. Было похоже, что и девушек-то он видел только в шальварах да в чадре. Поэтому, я тут же решил взять его с собой и сделать настоящим интербригадовцем. Крещение было решено сделать в первой же бане. В баню мы ездили в поселок Середу, находившийся в пяти километрах от нас. В бане было два отделения - мужское и женское, но парилка была одна на два отделения. Чтобы в нее попасть, надо было пройти через мужское отделение, для чего между мужской и женской мойками была сделана дверь, которая не запиралась. А чтобы исключить все вопросы, три дня в неделю объявлялись женскими, три дня - мужскими. В принципе женщины могли мыться и в мужские дни, но без парилки. Если бы мы могли в то время, как сейчас, снять всю баню своей бригадой, то парилка, естественно, была бы для всех. Но в те времена показной морали это было невозможно. Поэтому мы выбрали мужской день, так как, во-первых, большинство девушек относится к парилке более индифферентно, чем мужики, им важнее было помыться, во-вторых, должно было со стояться крещение Рината. И вот после работы вся бригада на колхозном самосвале с песнями и гиканием подъезжает к поселковой бане. Местные бабульки, чуть не с ужасом, наблюдают картину разгрузки нашего табора из самосвала.
И вот мы в предбаннике. Быстро скидываем одежду и вожделенный момент - мы в жарком пару затуманенной мыльной. Гремим тазами, с криками, хохотом обливаемся почти кипятком, трем друг другу спины и, наконец, парилка: жаркий дух березы, можжевельника. Веники запарены, теперь в ковш с кипятком немножко пива, и густой хлебный запах поплыл по парной. И вот березовые веники загуляли по соскучившимся спинам. После парилки выходим глотнуть свежего воздуха в предбанник. Ищу глазами Рината - этот салага еще раздевается, не спеша, как будто он расположился здесь на неделю. Мы его торопим и объясняем, что баня должна начинаться прямо с парилки, поэтому никакие тазы и мочалки ему пока не нужны. Мы заводим его в мыльную и ведем к дверям в женское отделение… Ничего не подозревающая жертва послушно идет на заклание. Я оцениваю его внешний вид: белые ноги и туловище с торчащими ребрами и неразвитой мускулатурой, красное сгоревшее лицо и руки от локтей. Да, это не Ален Делон. Однако мужское достоинство довольно внушительных размеров, что говорит о его будущих успехах. Что ж девушкам должно понравиться. То, что кроме наших девушек, там мылось еще и женское население поселка, нас особенно не смущало. Чем больше зрителей, тем лучше. Пусть побалдеют нахаляву. Думаю, такие концерты у них в поселке не часто устраивают. Вот открываем дверь, вталкиваем туда Рината, и дружно держим дверь с другой стороны. Замерли. Сначала тишина. Потом громкий женский визг, который вскоре сменяется хохотом и одобрительными выкриками. На этот хохот накладывается нечленораздельное повизгивание и постанывание Рината. Я представляю гамму ощущений, которую испытал Ринат, видевший до этого обнаженных женщин только в классическом изображении «обнаженной махи», либо оплывшей «русской венеры» с веником. Сексуальная революция и заполонившие прилавки глянцевые журналы с фотографиями обнаженных красавиц появились много позже, после развала социализма.
Однако сцена за дверью затягивалась, повизгивания Рината стали через чур истеричными. Пора давать занавес. Ринат ворвался на нашу половину с безумными глазами и лязгающими зубами. Мы с трудом затащили его в парилку, отогрели, отпарили веничком - смотрим, человек ожил и уже не прочь сам лезть за стенку. Вот так закалялась сталь!
Однако, я отвлекся от основных своих задач: обеспечения бригады горючим и мясом. Ну, с мясом вопрос решался просто - я подходил в конце недели к пастуху, показывал ему чекушку, он быстренько загонял стадо в телятник и овчарню и при нашей активной помощи забивал овцу или теленка (если мясо нужно было еще кому-нибудь) по согласованию с Василием. Забойщики по правилам получали бесплатно ливер, ноги и голову. Мы честно делили ливер пополам и довольные друг другом расходились. Пастух с чекушкой и ливером на закуску, а я в телеге на пегой кобыле вез тушу мяса, ливер, голову и ноги.
Ливер - сердце, печень, легкие, мы тут же жарили, а из головы и ног Чекушкина делала прекрасный студень в огромном прокопченном чугуне, который она ухватом запихивала на всю ночь в натопленную русскую печь. Чекушкина была прикомандирована к нам из отдела кадров кухаркой. Это была дама средних лет, отличающаяся от других грудью шестого размера. Мы подозревали, что ее к нам не зря из отдела кадров прислали. Тогда все кадровые работники были бывшими или внештатными сотрудниками КГБ и обязаны были «стучать» о настроении в коллективе, о подозрительных мыслях и личностях. Но глядя на нее, невольно вспоминались слова Есенина: «Мне бы лучше вон ту, сисястую, она глупей!...». Да и тетка, по сути, она была добрая. Так что разглядеть крамолу в нашем поведении ей было не просто, разговоры откровенные при ней не велись, а что пьем много, так кто ж тогда не пил. Хотя с горючим в бригаде дело обстояло значительно лучше, чем в Васькином мехвзводе. У него вечно то горючего нет, то машина сломалась. У нас же горючее поступало регулярно по плану.
Прежде всего была разработана стратегия поставки. Так как тогда прямой дороги Ярославль - Любим через эти места не было, то в Ярославль надо было ехать из Середы до Данилова на автобусе, а потом уж электричкой до Ярославля. Естественно, автобус опаздывал на утреннюю электричку, уехать можно было только днем, в Ярослаль попадали только к вечеру, а обратно - на следующий день. Эти сложности были вызваны тем, что по решению нашей славной партии и правительства алкогольная продукция в сельские районы и районные городки во время уборочной не завозилась. Соответственно расписание автобусов и поездов составлялось с таким учетом. Поэтому местное население в город не ездило, а спивалось исключительно на собственной продукции - самогоне, похмелье от которого было длительным и тяжелым.
Но мы же были научные работники, поэтому , после изучения ситуации, был разработан следующий оптимальный маршрут:
- выход из дома - 7.00
- марш-бросок легкой трусцой 20 км по лесным дорогам до станции Путятино
- даниловская электричка на Ярославль отправляется из Путятино - 10.00
- прибытие в Ярославль - 11.00
- три часа на разграбление винных прилавков и обед
- отправление электрички на Данилов - 14.00
- прибытие электрички в Путятино - 15.00
- марш-бросок с полной выкладкой (полный рюкзак водки) быстрым
шагом до дома те же 20 км
- прибытие домой к ужину - 19.00
Дорога туда и обратно на перекладных, со временем на закупку, составляла всего двенадцать часов.
Однажды прихожу, как всегда, с большим рюкзаком, смотрю, ребята грустные
сидят - мяса не дали. Ладно, говорю, бойцы, не переживайте, утро вечера мудренее. Утром иду я к председателю. Васька сидит чернее тучи.
- Где мясо? - спрашиваю.
- Нету мяса, и не будет! - отвечает.
- Что так?
- Последний пастух запил, скотина второй день в хлеву орет. - уронил председатель скупую мужскую слезу.
- Ты, Василь, главное не бери в голову, вопрос этот мы с тобой закроем. - пожалел я его.
В глазах председателя появился не очень уверенный огонек надежды:
-Это… как это закроем?
- А вот так: с сегодняшнего дня я выделю тебе на пастьбу бойцов своей бригады. И за пастьбу эту ты нам заплатишь по двойному тарифу, - тут Васька согласно замотал головой, - но, чтобы мясо сегодня было!
- Дык как же я тебе сделаю мясо, ежли пастухи все пьют?!
- Ты мне скажи, кого забивать, я сам зарежу - сказал я как можно увереннее, стараясь вспомнить, как пастух забивал и свежевал скотину.
- А ты могешь? - с сомнением спросил Василий.
- Я все могу. Кого забивать? - выразил я нетерпение.
- Забивай овцу. А котору… Ты пойди к Асафу, он тебе скажет. - отмахнулся председатель.
Ладно, к Асафу, так к Асафу. Вернувшись домой, снарядил двоих бригадармейцев на пастьбу, сказал куда и как гнать скотину. По большому счету, пастьба - дело не хитрое. Стадо само знает свой маршрут, надо только следить, чтобы никто от стада не отбился. Все разошлись по объектам, и я задум ался: пьяный Асаф ничего толкового не скажет, а Чекушкина, если что не так, наверняка настучит про мою «антинародную» деятельность. Тут концы в воду не спрячешь, подумал я, глядя на кухарку, хлопотавшую у печки. А если не спрячешь, то надо наоборот афишировать и измазать ее в той же овечьей крови.
- Вот что, Чекушкина, пойдем-ка со мной на ферму. Я хоть мужик и здоровый, но одному несподручно. Мы с пастухом всегда вдвоем забивали и свежевали. К тому же ты женщина в соку, крепкая. Одной грудью овцу придавишь, - подсластил я пилюлю. Чекушкина улыбнулась комплименту:
- Пайдем.
Запрягли мы нашу пегую, и поехали к Асафу, старшему пастуху. Асаф, обрусевший цыган, высокий, черноволосый с сединой, с крупными чертами лица, большой бородой, спускающейся на мясистую грудь, плавно переходившую в необъятный живот. Весил он не менее десяти пудов. Асаф чинно возлежал на высокой кровати в какой-то черной хламиде, похожей на рясу. Казалось, он сейчас откроет глаза и благостно затянет: «Мир тебе, сын мой». Но Асаф никак не отреагировал на наш приход.
- Асаф, проснись, мы к тебе от председателя, - пастух вопросительно приоткрыл один глаз, - Василий велел спросить, какую овцу можно забить.
Асаф закрыл глаз, задумался, пожевал губами и медленно произнес:
- Дык, бери, котора глянется.
Индульгенция была получена. Мы с моей помощницей пару раз обошли овчарню, и «глянулась» нам огромная ярка, размером с теленка. То-то шашлыков с нее можно наделать! С большим трудом нам удалось поймать ее в загоне и завалить на разделочный стол. Она билась, лягалась, кричала, словом совсем не хотела умирать. И только когда Чекушкина навалилась на нее обеими грудями шестого размера, а я начал ножом пилить бедняге горло, она захрипела и затихла. Только слезы текли из огромных, с длинными ресницами, овечьих глаз, маслиновых, как глаза восточной красавицы. Кое-как мы ее освежевали и забрали все: мясо, голову, ноги, весь ливер и даже свежеснятую шкуру, как шкуру побежденного зверя. Везли мы все это домой, но радости не было, как будто мы совершили какое-то паскудство.
Несколько дней мы пировали: ели только мясо и пили вино, даже наряд за молоком не посылали. А через два дня на взмыленном Воронке прискакал Васька и с криком: - Сволочь, ты племенную валютную ярку загубил!!!..., -перешел на местный фольклор. Я ему спокойно, на таком же фольклоре, объяснил, что действовал строго по его инструкции.
- Вот и товарищ из органов может подтвердить, - кивнул я в завершении в сторону Чекушкиной. Васька плюнул мне под ноги, вскочил на коня и поскакал в контору подсчитывать убытки.
P. S. Прошло много лет. Завершилась перестройка. Колхоз «Борьба» развалился. Васька продал сам себе колхозную технику и стал фермером. Вонючая валютная шкура сгнила на балконе моей «хрущевки». Институт закрылся. Сотрудники пошли в дворники и «челноки». Нерентабельные производства позакрывались, а рентабельные открыть не получилось. Вся страна превратилась в большой рынок, и только доклады новых руководителей остались такими же оптимистичными, как доклады бывших генсеков. И когда я их слушаю, не могу отделаться от ощущения, что мы плетемся на новом «Лексусе», в который вместо двигателя запряжена та же самая пердячая кобыла.
Сентябрь 2010.
Свидетельство о публикации №215121300944