Самый Умный Либерал

от Зелёного Колпака по сказке Салтыкова-щедрина «Либерал»
(использованы отрывки из оригинального текста)

В некой стране жил либерал. Был он депутатом парламента: самым откровенным, самым честным, самым крикливым и самым умным. Бывало, что ещё никто и рта не открыл, а наш либерал уже орёт: «Всё не так! Чушь несёте! Коррупционеры! Всех в Сибирь отправлю!». А ежели кто из журналистов ему осмелится возразить, так наш либерал ему в лицо такое наговорит, что у бедняжки преждевременные роды могут случиться! Но коллеги на него не сердились, не ругали, а так, иногда по-дружески журили за чрезмерные эмоции и говорили: «Да пусть покуражится! Кто ж, кроме него, народу правду скажет?!»
Наш либерал считал себя самым умным человеком в своей стране и даже на всём белом свете, о чём не раз напоминал народу. Ну кто бы осмелился умнику сказать, что он дурак, ежели «умник» был заслуженным юристом и доктором философии, то есть — почти Аристотелем. И этот умный либерал любил так рассуждать:
«Три фактора должны лежать в основании всякой общественности: Свобода, Обеспеченность и Самодеятельность. Ежели общество лишено свободы, то это значит, что оно живет без идеалов, без горения мысли, не имея ни основы для творчества, ни веры в предстоящие ему судьбы. Вот почему, самые умные представители народа, ставшие депутатами Парламента, свободны от Закона и судебного преследования, этих оков, которые мешали бы их творчеству, горению мысли, и веры в своё светлое будущее!
 Ежели общество сознает себя необеспеченным, то это налагает на него печать подавленности и делает равнодушным к собственной участи.  Вот почему лучшие сыны народа, депутаты парламента, обеспечили себе, всеми правдами и неправдами, материальное благополучие, что делает их неравнодушными к собственной участи!
 Ежели общество лишено самодеятельности, то оно становится неспособным к устройству своих дел и даже мало-помалу утрачивает представление об Отечестве. Вот почему, депутаты Парламента проявляют такую яркую самодеятельность по устройству своих дел, правда, ненароком,  утрачивая представление об отечестве».
Вот как мыслил либерал, и, надо правду сказать, мыслил правильно.  Умный либерал видел, что кругом него люди, которых он называл «Народ», словно отравленные мухи бродят, и говорил себе: "Это оттого, что они не сознают себя строителями своих судеб. Это колодники, к которым и счастие, и злосчастие приходит без всякого с их стороны предвидения, которые не отдаются беззаветно своим ощущениям, потому что не могут определить, действительно ли это ощущения или какая-нибудь фантасмагория".
Хотя это стремление нашего либерала, перевести свои идеалы из эмпирической области на практическую почву, попахивало не совсем благонадежно, но либерал так искренно пламенел, и притом был так мил и ко всем ласков, что ему даже неблагонадежность охотно прощали. Умел он и истину с улыбкой высказать, и простачком, где нужно прикинуться, и бескорыстием щегольнуть. А главное, никогда и ничего наш либерал не требовал, наступя на горло, а всегда только по возможности,  ради общей пользы, которая у него всегда на первом плане стояла
Наш либерал не только благородно мыслил, но не уставал на каждом углу кричать об этом, и за 25 лет своей безупречной службы Отечеству, заработал «кучу» высоких государственных наград, которыми был награждён то ли за благородные мысли, то ли за громкие крики... Да и какая разница, за что наш либерал был награждён!? Был награждён, - значит заслужил!
Разумеется, наш либерал не забывал свои идеалы с Царём обсуждать, когда такой случай представлялся.
«Возьмём Свободу. Разве в этом идеале есть что-то предосудительное?» - вопрошал наш либерал у Царя.
«Не только не предосудительно, но и весьма похвально! - громко отвечал Царь. - Но, разумеется, в пределах....», - добавляя тихо.
«А что вы скажете насчет обеспеченности?» - спрашивал наш либерал.
«И это милости просим... Но, для народа, разумеется, тоже в пределах» - отвечал Царь.
«А как вы находите мой идеал общественной самодеятельности?» - вопрошал либерал.
«Его только и недоставало. Но, разумеется, опять-таки в пределах....» - отвечал Царь.
В пределах, так в пределах! Сам либерал хорошо понимал, что иначе нельзя. Пусти-ка Савраса без узды - он в один момент того накуролесит, что годами потом не поправишь! А с уздою - святое дело! Идет Саврас и оглядывается: а ну я тебя, Саврас, кнутом шарахну... вот так! Себе-то наш либерал «пределов» не ставил, а вот люди, «народ» то есть, должны понимать, что «пределы» необходимы для их же блага, чтоб ненароком   не накуролесили, словно Савраска без узды.
И вот, шел однажды наш либерал по улице со своим приятелем, по обыкновению, об идеалах калякал и свою мудрость на чем свет превозносил. Как вдруг он почувствовал, словно бы на щеку ему несколько брызг пало. Откуда?  Взглянул либерал наверх: не дождик ли, мол? Однако видит, что в небе ни облака, а на щеку опять брызнуло? Ветерок хоть и дует, но так как помои из окон выливать не указано, то и на эту операцию подозрение положить нельзя.
«Что это за хрень такая? - говорит приятелю либерал, - дождя нет, помоев нет, а  мне на щеку брызги летят!»
«А видишь, вон за углом  человек притаился. Это его дело! Плюнуть ему на тебя за твои либеральные дела захотелось, а в глаза сделать это смелости не хватает. Вот он, "применительно к подлости", из-за угла и плюнул, а на тебя ветром брызги нанесло» пояснил либералу его приятель. И ведь верно пояснил!


Рецензии