Зотова М. Ф

ЗОТОВА МАРГАРИТА ФРАНЦЕВНА
1754 – 19.02.1825

Маргарита Францевна родилась в 1754 г. в семье вице-консула при французском посольстве в Москве Франца де Вейе, получившего свою фамилию по названию небольшого городка Вейе в провинции Рейн Нижний (Эльзас, Франция).
О её жизни до замужества ничего не известно.

В 1782 г. выходит замуж за вдовца полковника Ивана Никитича Зотова (ум. 1786), первая жена которого Е.С. Лопухина умерла двумя годами ранее.
В этом же году родился сын Николай (ум. 1849). В 1802 г. Николай Иванович сватается к княжне Елене Алексеевне Куракиной. Чтобы повысить социальный статус жениха её родители обратились к Александру I, с просьбой о восстановлении его графского титула.
Его прадед, Никита Моисеевич Зотов (1644 – 1717), воспитатель молодого Петра Первого, рескриптом от 8 июля 1710 года был  возведен  в графское достоинство:
«Нашей властью его Никиту Моисеевича Российского Нашего царствия на степень графского достоинства возводим, и сим Нашим Царского Величества дипломом утверждаем дабы в государствах Наших он и потомки его обоих родов нисходящей линии права, привилегии и преимущества, яко же достоинству сему принадлежат от прочих получали, и сами употребляли …»
Внизу рукою Никиты Моисеевича приписано:
«благодарствен за вашу Государскую премногую милость; вышеписанною Царского Величества милостию, написанною Его Государскою Собственною рукою, я, Микита Зотов, пожалован в Санкт-питербурхе, при получении ведомости о взятии города Риги, июля в 8 день 1710 года».
По неизвестной причине, потомки Никиты Моисеевича были лишены прав наследования графского титула после его смерти. Можно предположить, что это связано с его шутовской должностью при Петре I.
Никита Моисеевич был первым «князь-папой» «сумасброднейшего, всешутейшего и всепьяннейшего собора» под именем «Всешутейший отец Иоаникит, Пресбургский, Кокуйский и Всеяузский патриарх»

Высочайшим указом 21 июня 1803 года Николаю Ивановичу Зотову было возвращено графское достоинство.

После свадьбы в 1782 г. Маргарита Францевна постоянно проживает в родовом имении Зотовых в Лыткарино Никитского уезда Московской губернии, совладельцами которого были Пашков П.Е., Кильдишев П.П.
К началу XVIII века сельцо Лыткарино уже почти триста лет являлось вотчиной московского Чудова монастыря, но по указу Петра I сельцо переходит Н.М.Зотову:
«1702 г. Апреля в 3 день Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белая России Самодержавец… пожаловал по своему Великого Государя именному указу думному дворянину и печатнику Никите Моисеевичу Зотову за ево многие службы …деревню Лыткарину безденежно».
В отказных книгах того времени была описана деревня Лыткарино:
«… в деревне ж Лыткарино два пруда, да под сельцом Алчевым вопче озерко, да близь Москвы реки в лугах малое озерко…
Четверные пашни в той д. Лыткарине 66 четв. В поле, а в дву потому ж, а леса и сенные покосы и всякие угодья по писцовым книгам; да по сказке д. Лыткарины крестьяне к той д. Лыткарине сенных покосов прозванием Марьина Лука, на другой стороне Москвы реки сена ставитца на ней по 200 копен волоковых, а в иные годы и менши, а теж сенные покосы на другой стороне Москвы реки отмыло от лыткаринских же лугов до морового поверия, тому ныне будет лет сорок».

Имя лейбл-гвардии капитан-поручика Семеновского полка П.Е. Пашкова указано в документах Генерального межевания: он значился совладельцем сельца Лыткарино и его земельных угодий одновременно с наследниками Никиты Моисеевича Зотова. Дело в том, что Н.М. Зотов был женат дважды. Второй брак его был подневольным.
В 1715 году по указу царя Петра I была сыграна «потешная свадьба» - семидесятилетний Никита Моисеевич был обручен с Анной Еремеевной, урожденной Пашковой. Когда через два года Н.М. Зотов умер, то наследниками его имений стали три сына от первого брака – Василий, Конон и Иван. Но Анна Еремеевна тоже претендовала на часть наследства. После ее кончины права на ее долю земельных владений Зотовых остались в семье Пашковых. Пашков Петр Егорович, в течение ряда лет упорно оспаривал у прямых наследников Н.М.Зотова границы своих лыткаринских владений.
Судя по документам Никитского уездного суда, этому месту Маргарита Францевна придавала большое значение, время от времени подтверждая свои права на него в официальных инстанциях. Для неё это было, безусловно, важно, т.к. от первого его брака остались двое детей, которые могли бы претендовать на наследство отца.
Хотя по одному из таких завещаний от 27 мая 1786 года Иван Никитич передавал обоим своим сыновьям «…коллежскому асессору Александру от первыя покойной жены моей Катерины Степановой, к малолетнему Николаю от второй жены Маргариты Францевой дочери на раздел недвижимого моего имения, состоящего в Калужском и Смоленском наместничестве коего мужска пола 2797 душ по равным частям…»
Да и сама лыткаринская помещица была дамой состоятельной. Известно, например, что в 1794 году уже вдовствующая полковница, обращаясь в Московский верхний надворный суд, настаивала на отдаче ей имения Катерины Никитичны Львовой в счет погашения долга. Дело в том, что К.Н. Львова, дочь Никиты Акинфиевича, приходившегося родственником владельцу соседнего села Петровского Г.А. Демидову, заняла у Зотовой 8 000 рублей сроком на один год под залог наследованного от отца села Тресвятского, что в Нижегородском наместничестве Ардатовской округи. А так как деньги не были вовремя выплачены, то Маргарита Францевна просила заложенное имение отписать ей.
После смерти Маргариты Францевны усадьбу Лыткарино наследует ее сын Николай Иванович.
В 1825 году внучка Маргариты Францевны Елизавета Николаевна Зотова вышла замуж за светлейшего князя Александра Ивановича Чернышева (1786 - 1857) (военный министр 1827-1852) и Николай Иванович передал ей имение в Лыткарино в качестве приданного.
В 1894 г. наследниками Чернышевых – совладельцами имении Лыткарино и Петровское, было составлена «раздельная запись»: «светлейшей княжне Марии Александровне Чернышевой предоставлено пожизненное право личного пользования для жительства ея господским домом с усадьбою и садом при с. Лыткарине».

Из воспоминаний жителя деревни Лыткарино А.В.Кузнецова:
«В белом доме, принадлежавшем до революции княжне М.А. Чернышевой, с 1918 по 1924 год был музей исторических вещей. Это, главным образом была посуда фарфоровая, керамическая, бронзовая. Были там также многочисленные бронзовые статуэтки, хрустальные и металлические кубки и прочее».
В 1926 году ряд провинциальных музеев передается в ведение Московского отдела народного образования (МОНО). Но, несмотря на отчаянные попытки руководителей музеев-усадеб приспособиться к требованиям времени, к концу 1920-х годов из-за недостатка финансирования большинство подмосковных музеев было закрыто.
В это же время был закрыт и музей-усадьба в Лыткарине, а в его помещениях разместилась 25-я Лесная школа МОНО.
Цитата из описи музейного имущества, вывезенного 12 января 1927 года из 25-й Лесной школы села Лыткарино, бывшего имения Чернышевой:
«Опись картин по стенам в доме Чернышева – семейный портрет графини Е.А. Зотовой с дочерьми Натальей и Елизаветой, портрет князя Куракина, … 2 портрета. Иван Никитич Зотов и Маргарита Францевна Зотова, … портрет А.И. Чернышева, …портрет Чернышевой…».
В 1927 г. коллекция музея-усадьбы в Лыткарино передается в Волоколамский историко-бытовой и краевой музей.
В 1954 г. портреты Ивана Никитича и Маргариты Францевны Зотовых были переданы в музей «Новый Иерусалим», где они находятся в настоящее время.


Рецензии