Инновации в городской среде
Управление инновационной политикой на предприятии и в масштабе города, городского кластера, района и др. приводит к изменению с целью внедрения и использования новых видов оборудования, средств управления городским хозяйством, транспортной инфраструктурой, ЖКХ, охраной парков и скверов, оросительными системами в зоне субтропиков, что актуально для таких мегаполисов, как Дамаск, Бейрут, Каир, Лагос, Мумбаи.
В российских городах перед местными властями стоит задача управления теплосетями, значительные средства тратятся на обогрев помещений. Создаются условия для социализации и рекреации маломобильных групп. Например, инновационным является использование алфавита Брайля на перилах и пультах лифтов и других элементов городской электроники в местах общего пользования, wi-fi для слабовидящих горожан.
Значение имеет и взаимодействие города с внегородским пространством [1]. Инновации управляемы. Именно поэтому продвижение по пути инноваций было характерно для городских сообществ, городских цивилизаций, дальше других продвинувшихся в области научно-технического прогресса. Вспомним, что возвышение Рима произошло благодаря широкому внедрению инноваций. Город в индустриальную эпоху есть, прежде всего, центр средоточия машин и производств, место, где с более высокой, по сравнению с деревней, скоростью протекают культурные циклы, интенсивнее происходит социальное творчество, но и заметнее социальные девиации [2].
Инновационная деятельность в современном городе предполагает два уровня введения технических изобретений:
1. Новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в
производство; инноваторы, которые их внедряют, получают первичное превосходство.
Таковым было внедрение электрических лампочек Лодыгина, освещавших Париж в начале XX в.
2. Изобретения, ноу-хау, внедряемые повторно. Их внедряют имитаторы, Такие новации становятся обязательны для всех городских предприятий, желающих выжить в условиях конкуренции. Например, в России в условиях кризиса 1998 г. многие владельцы предприятий вынуждены были переориентироваться на местный рынок, на местных поставщиков комплектующих.
Ярким примером приспособления к условиям конкурентной борьбы являются текстильные предприятия средней полосы России (вспомним, что Москву в начале прошлого столетия называли «ситцевой столицей»). Положительный пример приспособления к изменяющимся условиям экономической макросреды – Трехгорная мануфактура на Рочдельской улице в Москве, основанная в 1799 г.. Фабрика не только сохранилась как текстильное предприятие, но и заметно расширила производство. В отличие от зарубежных производителей, отечественная фабрика предлагает продукции с 100 % содержанием хлопка, льна по цене значительно ниже турецких и пакистанских конкурентов.
Умение приспособиться к условиям изменяющейся конъюнктуры, к потребностям отечественных потребителей является условием выживания предприятия в мире инноваций. Другой позитивный пример – Павловопосадское текстильное производство, удовлетворяющее потребности не только отечественного, но и зарубежного покупателя. В то же время многие текстильные предприятия не смогли приспособиться к переменам, в частности, Наро-фоминский шелковый комбинат, на территории которого в 2000-е гг. был построен ТРЦ «Нара» [3].
Таким образом, в нынешних условиях инновационная деятельность должна учитывать меняющиеся запросы рынка, расширять послепродажное сервисное обслуживание и выступать в качестве важного фактора рыночного механизма.
Список использованной литературы:
1. Болтаевский А.А., Прядко И.П. Машина страха и потребления: городская демография и проблемы роста // Урбанистика. — 2014. - № 4. - С.21-30. DOI: 10.7256/2310-8673.2014.4.14571. URL: http://e-notabene.ru/urb/article_14571.html
2. Болтаевский А.А. Проституция, общество и власть в России: аспекты
взаимоотношений // Политика и общество. 2014. № 2. С. 231-237. DOI: 10.7256/1812- 8696.2014.2.10575.
3. 170-летию Шелкового комбината посвящается [Электронный ресурс]. URL:
http://nf.russiaregionpress.ru/archives/1709. (дата обращения: 24.04.2015)
Свидетельство о публикации №215121401706