Философия Бомжа

Мы грели наши черные от грязи руки у костра, который, потрескивая, бросал блики на наши бороды: густую бороду Коляна и мою жидкую лохматую бороденку.  В звонком от мороза воздухе раздавались звуки вечерней жизни, характерные для окраины мегаполиса:  шум проезжающих вдалеке электричек, шуршание шин от проходящей недалеко автострады,  смех и ругань отдыхающих компаний. Мы совали в костер насаженный на прутья хлеб, и наши желудки скручивало от ароматного запаха, предвещавшего употребление пищи.

- Бывает зло материальное, и нематериальное, - хрипло начинал свой философский монолог Колян.

- Вот, к примеру, наступили тебе в метро на ногу, или толкнули плечом. Это зло – материальное. А ты на это подумал: чтоб тебе крысы лицо обглодали, тварь! Это – зло нематериальное, или духовное. Для личности такое зло – более деструктивное, ведущее к первобытному восприятию бытия. Ты вот пожелал человеку плохо, и червь злости точит тебя изнутри, травит душу. А тот, кто тебе на ногу наступил, пошел дальше по своим делам. Отсюда вывод: зло духовное – бессильно, и нет надобности его проявлять. ( на этой фразе Колян поучительно поднял грязный указательный палец вверх).

Я вспомнил, как одна дура в метро стояла, не держась за поручни. Видимо, не хотела замарать свои холеные пальчики, которыми она сосредоточенно тыкала в айфон. Поезд тронулся и она кааак воткнула свою туфлю каблуком прямо мне по пальцу! И даже не извинилась! Я нервно пошевелил большим пальцем ноги, вспоминая пронзившую его тогда  боль, и продолжил внимать лекции Коляна, решив,  что пока не готов отказаться от нематериального зла.
- Материальное же зло, в свою очередь, бывает твердое, жидкое, и газообразное, как и любая материальная субстанция, – продолжал хриплым голосом поучать Колян, шевеля своей бородой, - Вот кто-то может сказать, что водка – жидкое зло! Это мой друг, в том случае, если кто-то выпил водки и соседа своего зарубил. А если другой хряпнул для настроения, да давай добрые дела творить направо налево? Тогда можно сказать, что водка – это квинтэссенция добра на земле. Именно от личности зависит, кто ты – ангел или демон во плоти, выпив водки. Отсюда еще один вывод: только нематериальная, духовная составляющая человека определяет, что из материального есть зло, а что нет.

Колян замолкает, шумно сморкается в фуфайку и, с видом духовного наставника, сделавшего свою работу, откидывается на старом кресле. Я смачно харкаю, чешу бороду, раздумываю над услышанным. В небе тускло сияют звезды, их свет рассеянно проникает сквозь пелену городского смога. Где-то в подворотнях залаяла собака, наверно, такая же бездомная, как и мы с Коляном. Забавно, подумал я, будучи одним из обычных людей, спешащим по своим делам, на учебу или работу, закрученный вихрем житейских проблем, я не обладал моментом, чтобы задуматься о высоком, о смысле жизни, добре и зле. В этом плане, конечно, Колян более опытный духовный странник. Хотя и он в свое время был не так мудр.

В юности Колян подавал надежды стать великим музыкантом и был влюблен в «Настюху, рыжую бестию». Перед тем как Коляну уйти в армию, они с рыжей бестией поженились. И отдавая свой долг родине, Колян узнает, что его жена беременна. По возвращению домой, в провинциальный городок, он был шокирован удручающей атмосферой бытия. В и без того тесной квартире появилась злющая теща, ругалась постоянно. Жена тоже ругалась, потолстела еще в придачу. Дети тоже орали и, что самое обидное, очень подозрительно были похожи на местного хулигана Толика. Привыкший к тонкому искусству Колян в силу обстоятельств вынужден был пойти работать на завод бетономешателем, где уставал много, а зарабатывал мало.

Очень скоро наш Колян понял, что это не то, что он хочет от жизни. Решившись, собрал он походную котомку и отправился в  Москву, «на заработки». В поезде он познакомился с мужиками, которые дружелюбно предложили выпить водки и поиграть в карты. Как в итоге к концу поездки остался в одних штанах –  Колян не помнит.
Без денег и документов, не знал он куда податься ему. Но на счастье, познакомился с вокзальными забулдыгами. Они-то его и приютили. Дни летели, домой не хотелось, дел для Коляна тоже не нашлось. Так он стал духовным странником.

Тем временем к нашему пикнику присоединился Куча – смурной старикан с густой бородищей. Как всегда, он для непонятных целей таскал с собой везде кучу барахла в пакетах. Он принес водки. Зарабатывал он, собирая подаяния у метро, сидя со своей собакой Марлой. Вообще, Куча не особо разговорчив, в основном он молчит, но все равно создает атмосферу душевной компании. Куча – это потому, что он любит оставлять везде следы своей жизнедеятельности. Возможно, Куча уже стал звездой ютуба, в видео типа «Бомж срет в супермаркете, ржака до слез смотреть до конца», но нам этого уже не узнать, ютюба же у нас нет. Так что, если возле вашего подъезда блестит в солнечных лучах  фекальная субстанция  – скорее всего, здесь был Куча. О нем известно, что он сбежал из психушки. По словам Кучи, туда его упрятала сестра из-за наследства. Хотя, мания преследования и маниакальное желание публично гадить повсюду, посказывают, что попал он туда не случайно.

Куча рассказывал, что в психушке его кормили таблетками, от которых ему снились распутные русалки, и ух, что они с ним вытворяли! (на этом моменте рассказа Куча сально хихикал, обнажая беззубую ротовую полость)  Но в какой-то момент Куче наскучил режим и приелись русалки, и он сбежал. Воспользовался потерей бдительности санитаров, порвал могучими ручищами сетку ограждения, и был таков. Про сетку поначалу я не верил. Но убедился собственными глазами, что  сумасшедшие (хотя Куча это и отрицает, что он сумасшедший) действительно обладают нечеловеческой силой.

Сидим мы как-то у помойки теплым летним деньком, жгем мусор, страдаем ерундой. Видим – два мужичка тащат ванну, потом обливаются. Опытный глаз Коляна мигом определил:  ванна – чугунная. А чугунная ванна весит около 120 кг и выручить за нее можно немало, сдав в чермет. Лишь мужички, пыхтя и корчась, бросили свою ношу, Куча, не дожидаясь их удода, совершенно не напрягаясь, ухватил ванну и, под удивленными взглядами бывших хозяев купалища, потащил его в чермет, бодро шагая и оглушительно скрежеча днищем об асфальт.  Увидев, как Куча один допер эту тяжелятину до чермета, я уже ни в чем не сомневался.

А что, зарабатывать как-то надо. Хоть Колян и говорит, что деньги для современного индивидуума словно морковка для кролика. Но кушать что-то надо, и водочка сама по себе не будет звонко журчать в пластиковых стаканчиках. А водка для Коляна – квинтэссенция добра и источник философской мудрости. Поэтому, Колян позволяет себе быть кроликом ровно столько, сколько это необходимо, чтобы прожить сегодняшний день.

Как-то раз, Колян взял меня на промысел. Мы вышли на одну из центральных улиц столицы, где «дичь» покультурней и побогаче.

-Главное в общении с человеками, - говорит Колян, - это внешний вид. Прежде чем просить у прохожего рублик, убедись, что не пугаешь его своей наружностью.

Действительно, во всех приличных конторах менеджеры ходят  в красивых костюмах, чтобы поддержать имидж компании.

- Первое правило продаж – это внешний вид. Маркетинг – дело тонкое, - поучительно наставлял Колян.

- Смотри и учись! – заявил он, завидев вдалеке прохожего, прилично одетого в пальто, с кожаным кейсом, который обычно носят все похожие на деловых людей граждане. Всегда было интересно, что за важные бумаги в этих блестящих черных чемоданах у этих важно выглядящих людей и чем они таким серьезным занимаются? Загадка.

Так вот, Колян решительно встал с земли, чуть не упав, звучно прохаркался, поправил драную фуфайку и  оглушительно захлопал ладонями по штанам, подняв тучу пыли. Но все равно было заметно, что обе штанины остались такими же грязными и Колян лишь сжег впустую пару сотен калорий, размахивая руками.  Следующим его шагом должен быть контакт с «клиентом».

- Начинать нужно с приветствия. Затем, расположить к себе человека, обязательно сделав комплимент! – продолжал вещать Колян, устроив своеобразный мини-коучинг. Он черпал мудрость из найденных на помойке книжек вроде «Сила мотивации. Построй свой бизнес с нуля» или «Мастер продаж. Стань миллионером», на обложках коих обязательно был изображен безупречный загорелый мужик в дорогом костюме, улыбающийся во все 32 ослепительно белоснежных зуба, на фоне яхты, и весь облепленный полуголыми красотками. Очевидно же, что люди, выбросившие сей литературный мусор, уже стали белозубыми красавчиками с миллионом в кармане и более в нем не нуждались. Теперь Колянов черед достичь успеха.

И вот Колян, подготовив свой внешний вид, плавно шагает навстречу нашему клиенту, снимает перед ним воображаемую шляпу, делая средневековый «па», как будто он на балу при дворе короля и, атакуя «клиента» в лицо убойным перегаром, хрипло горлопанит:

- Доброго дня, уважаемый гражданин! Какой восхитительный у Вас чемодан! Не затруднит ли Вас подкинуть пару рублей на чрезвычайно важное мероприятие двух закадычных друзей! Даю гарантии, что не использую полученные средства для злого умысла!

- Как вы (утомили) меня, попрошайки. Хочешь бухать – иди работай! Свали с дороги! – внезапно осерчал «клиент» и грубо оттолкнул Коляна плечом.

На мгновение мне показалось, что Колян готов совершить зло материальное или хотя бы духовное, но он вовремя взял себя в руки, и с невозмутимым видом сел обратно.
 
- Отличная попытка, учитель! С легкостью готов повторить твой номер, - не смог удержать сарказма я, отвесив колкость.

- Главное – это не опускать руки, сынок. Все успешные люди начинали с ошибок. Если ты упал – поднимайся и иди дальше. Так поступают чемпионы, – засыпал Колян банальностями, вероятно, взятыми из тех же книжек. Эх, Коляну бы очень понравился паблик «Записки миллионера».

Ну и в итоге, в результате многократных подходов к разным людям, нам совместно удалось собрать на эликсир мудрости (пищи духовной) и скромную закуску (пищу материальную, для поддержания жизнедеятельности нашей бренной оболочки).
Вообще, у каждого из нашей дружной компании был свой способ зарабатывать, в соответствии с талантом и индивидуальностью конкретной персоны. Колян вот, напрямую общался с людьми. Я же скоро понял, что это не мое, и вместо этого весьма харизматично декламировал у метро стихи, которые помнил из школьной программы, иногда досочиняя в тех местах, где были пробелы в памяти. Куча же просто молча сидел в переходах, давя на жалость.

Был также среди нас и отец Иосиф – бывший священник. Его выгнали из церкви за злоупотребление кагором и непотребный внешний вид. «Каждый не без греха» – комментировал эту биографическую кляксу Иосиф. Среди нас он отличался необычной формой бороды – она была аккуратная, клином. А у нас бороды были косматые, запущенные. Может, у священников борода растет по-особому? Загадка. Несмотря на увольнение, Иосиф службу не прекратил. Он одевал рясу, читал молитвы всем прохожим и каждого, подавшего копеечку, благословлял и напутствовал: «Храни тебя Господь».

А Колян, по духу своему будучи буддистом и атеистом, в Бога не верил, и часто вступал с отцом Иосифом в теологические дискуссии.

- Церковь  -  это бизнес-машина! - гневно рычал Колян во время застольной беседы, размахивая руками. – Что ты, Иосиф, скажешь на то, что в церкви на все есть ценник. Свечку поставить хочешь за покойных – пожертвуй. Имя на бумажке пробормотать – гони рубль. Отпеть усопшего – гони два! Неужто всемогущий Бог так нуждается в деньгах?

- Покайся, грешный, пока не поздно, ибо душа твоя заблудилась, и дьявол искушает тебя, - спокойно парировал подобные выпады отец Иосиф зычным голосом, жуя консервы.

- Да что ты все заладил одно и то же! Ни выпить, ни поговорить с тобой нельзя! – серчал Колян, махал рукой и обиженно отворачивался.

Отец Иосиф грустно вздыхал, молча освящал его трижды крестным знамением, и всем своим видом показывал, что диалог закончен.

А хлеб тем временем уже поджарился, к нам присоединился Иосиф. Куча налил нам водки, и народ повеселел.

Колян обратился к батюшке, доставая что-то из недр фуфайки:

- Дорогой Иосиф, смотри, что я сегодня для тебя нашел, не иначе как Бог послал!

С этими словами Колян торжественно достал из недр фуфайки на всеобщее обозрение резиновый фаллос, держа его как трофей.

Мы заржали, а Иосиф  разгневался:

- В аду тебе сотни таких дадут, и на каждом ты вертеться будешь!

 И как раз в тот момент, когда мы дружно ржали, к нам присоединилась Дашка, женщина-алкоголик. Внешне она ничем не отличалась от других женщин-алкоголиков: засаленные волосы, опухшее лицо, фингал под глазом и фуфайка.
Дашка тоже бомжует с нами, и относительно недавно в компании.

Колян не замедлил уделить ей внимание:

- Бонжур, какая дама! Я брежу или сама Афродита спустилась к нам с небес?

- Гладко стелешь, фраерок. Да как бы рога тебе не пообломали, - захрипела Дашка.

 Дашка откинулась с зоны и как и мы все здесь не нашла себе места в мире «нормальных» людей. На вопрос, за что сидела, отвечает, что начальник дело сшил. Но если каждый из нас зарабатывал вполне понятным образом, то чем занималась Дашка и откуда у нее бывали деньги – тайна, покрытая мраком.

Дашка сидела подле Коляна, приобнявши его,  мы пили и общались, и в этот миг вселенная останавливалась. Не существовало ничего, кроме этого чувства единства, которое возникает во время душевной беседы людей с общими взглядами и интересами. Волшебства во всю эту атмосферу вносило предверие Нового года, и даже холод не доставлял нам неудобств. Будь что будет, сейчас нам хорошо, и плевать на последствия. Колян спросил меня, чего бы мы хотели на Новый год от деда Мороза. Отец Иосиф заявил, что деда Мороза не существует, так как он вымышленный персонаж, и предупредил, чтобы мы не сотворили себе кумира ложного. А я задумался. В детстве я мог часами перечислять, чего бы я хотел в качестве подарка: мешок конфет, большую машинку на радиоуправлении, собаку, лазерную указку, приставку, компьютер и так далее.  А сейчас вопрос  о том, чего бы я хотел, поставил меня в ступор. Я больше не хочу машинку. Мне не хочется никаких вещей.

Я поделился с Коляном своими мыслями. Колян мудро изрек, что желать материального – это для духовной составляющей человека явная погибель.  Ты можешь всю жизнь потратить на то, чтобы вкладывать свои силы в никому не нужное и бесполезное дело, и в конце концов разочароваться в этом.

Гораздо важнее, говорит Колян, быть безгранично свободным в своих намерениях и желаниях. Сегодня ты поэт, а завтра – художник, а всю следующую неделю – проводишь маркетинговый анализ рынка, а потом одеваешь рясу и идешь в монастырь. Но, в конце концов, понимаешь, что все тлен, постигаешь дзен и отрекаешься от бессмысленного барахтанья в этом сумасшедшем клубке жизни и начинаешь наслаждаться жизнью, философствованием и созерцанием происходящего вокруг.

Все внимательно внимали речам Коляна. А он продолжал:

Кто-то гонится за богатством, кто-то за властью, кто-то за популярностью. Но хуже всего, когда человек гонится непонятно зачем, и в конце концов умирает, так и не поняв, для чего все это было, со смутным щемяще-тоскливым ощущением в груди, что он что-то в жизни упустил и где-то повернул не туда. А самая опасная ловушка, подвел итоги Колян, это зависеть от мнения других людей.

В этом я с ним полностью согласен. Мнение общественности – это странная субстанция. Люди сторонятся нас, Бомжей, косятся презрительно и пренебрежительно. А потом приходят домой и включают по телевизору шоу «Давай поженимся», где молодожены танцуют как припадошные, или того хуже, воют песенки отсутствующими голосами. Позорятся, одним словом. Как по мне, так быть участником шоу «Давай поженимся»  или «Модный приговор»(про Дом 2 вообще даже не стоит упоминать) куда позорнее, чем быть бомжом. А уж тем, кто смотрит эти передачи, давно пора подойти к зеркалу, показать на отражение пальцем, осуждающе покачать головой и сказать: «сделай уже что-нибудь со своей жизнью, посмотри до чего ты докатился, жалкое ты позорище!»

Так что в помойку общественное мнение. Если общество назовет меня сумасшедшим или психически больным – я буду гордиться. Все гении по-своему сумасшедшие. Знал я одного парня, он умел разговаривать задом-наперед так же хорошо, как и передом на зад. Он признался, что старается думать тоже на вывернутом языке, чтобы никто посторонний не смог прочесть его мыслей. Он достиг совершенства в этом сложном навыке благодаря своему психическому расстройству. Или наоборот, настройству? Смотря как посмотреть.

Да, в помойку общественное мнение. Вот уж что действительно можно назвать помойкой – так это сборище общественных мнений, стереотипов, стандартов и штампов. А бомжами – тех, кто от всего этого зависит и тусуется на этой свалке.
А самые вонючие помои во всей этой мусорной корзине – это наша современная культура. В первую очередь, хочется отдать дань  российской эстраде. Будучи еще «нормальным» человеком, особую любовь я питал к хит-парадам на муз-ТВ. Возьмем, к примеру, рубрику «топ-10 секс-символов». Блондинка улыбается в камеру и объявляет: «Лидер парада №1 такая-то, мечта миллионов россиян. Предмет обожания всей мужской половины населения!» и запускает клип. Интересно, подумал я как-то раз, услышав подобную рецензию об одной певичке. И задал себе вопрос: воображал ли я эту женщину в своих сексуальных фантазиях? Является ли она предметом моих мечтаний и обожания? Получив отрицательный ответ, я задал тот же вопрос всем своим знакомым. Половина отрицательно покачала головой, а другая  покрутила пальцем у виска, удивившись странному вопросу и спросила: а это вообще кто? Врут собаки, небось домой приходят – и давай ее клипы смотреть. Просто признаться стесняются. А если на самом деле так, то кто, черт побери, все эти миллионы, которые так обожают звезду?

Как-то я бродил зевакой на промо-организации одного модного журнала, которая проходила в одном из парков Москвы. Туда пригласили этих самых «звезд», и их объявляли примерно так: «А сейчас выступит всеми любимая и обожаемая, неподражаемая, потрясающая и ошеломительная такая-то, чьего нового альбома с таким нетерпением ждали миллионы!». А народ просто пришел получить халявные  подарки, поглазеть, что тут вообще происходит и отведать фаст-фуда на свежем воздухе(относительно свежем, Москва же) и ни черта не ждал с нетерпением никакого альбома. Скорее, все с нетерпением ждали своей очереди в туалет, возле которого был куда больший ажиотаж.

И кто, черт побери, эти толпы, которые ходят на концерты «звезд»? Смотришь по телевизору – полные многотысячные залы визжащих от восторга фанатов. Но в жизни ты вряд ли встретишь человека, который будет бегать и кричать: вы представляете, я урвал билет на всеми любимого и обожаемого какого-нибудь там Васю Карасикова, а ему отвечали бы: вот это да, какое везение! Я бы тоже хотел пойти, но эх, какая жалость, все билеты уже раскупили!

И если вам вдруг посреди рабочего дня  позвонит веселый молодой человек и предложит билеты в неограниченном количестве на такой концерт– не будьте теми, кто так любит халявку и кому настолько нечем заняться, что они идут туда. Вашим детям будет за вас в таком случае очень стыдно, и даже я, бомж, побрезгую стрельнуть у вас мелочуги.

Так что в помойное ведро современную медиа культуру.
Нас, бомжей, называют отбросами общества. Но что если общество – это сплошные отбросы и мусор. Как верно заметил отец Иосиф, каждый не без греха. Среди тех, кто нас осуждает, полно лжецов, лицемеров, прелюбодеев, чревоугодцев, извращенцев-анонистов и просто тех, кто сидит на чужой шее и ничего в жизни не видел, но уже берет на себя право осуждать нас, бомжей, только за то, что мы ходим в обносках и слегка (иногда и не слегка) воняем. А в чем польза осуждения нас за то, что мы стреляем мелочь, если осуждающий нас человек приходит на работу и так вылизывает начальству зад, что он (зад) скрипит и сияет, как рождественский сугроб? Имеет ли право осуждать нас за пристрастие к алкоголю человек, который ни дня не может прожить без лайка? Так что все мы живем в одной большой свалке и жрем вонючие тухлые отбросы. И хорошо тем, у кого крепкий желудок и тем, кто даже ни о чем не подозревает.

А наши желудки тем временем насытились пищей и алкоголем и пришла пора разбредаться по ночлегам. Куча отправился карабкаться на чердак многоэтажки, Дашка и Колян – в круглосуточное отделение банкоматов сбербанка, чтобы там уединиться и предаться духовному слиянию, где Куча вырубится со спущенными штанами, а утром их будут выгонять сотрудники банка. Ну, а мы с отцом Иосифом отправимся в ночлежку для бездомных, где за скромную плату нам предоставят кров и сладкую кашу на завтрак. И лежа в затхлом помещении, набитом такими же, как и я, бомжами, на постели, полной злых клопов, я закрою глаза и выпущу на простор свои мысли, развивая и доводя до совершенства свою философию. Философию Бомжа.


Рецензии
Так долго я ждала вашего подарка-сувенира.Спасибо Дмитрий,прочитала и
прослезилась,написать прекрасный рассказ без mata.Я действительно хотела
увидеть вас в нормальном разговоре,пусть даже с бомжами,они ведь тоже люди.
Вы скрывали свой талант ,что-то вам мешало нормально жить,устали от забот,
от непонимания общества,вы оказалось совсем хороший ,добрый писатель.Наверно
было много выдумки у вас и вы хотели показать себя в том обществе которое вас
угнетало. Спасибо мало говорю я просто обнимаю вас за то простите,мне вспомнить
стыдно. Удачи.Пишите и читатель ответит вам с благодарностью,да вам уже и отвечают авторы этого сайта.Будьте здоровы и счастливы - Ninel Tovan

Нинель Товани   27.08.2016 09:36     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.