Литература - это сервис, предоставляющий мир грёз
От автора
Чтобы написать даже крошечное эссе, нужно перед этим многое прочитать. И все мысли, высказанные ниже, не являются моей абсолютной собственностью. В той или иной форме они уже были высказаны другими.
Начну с общеизвестного: литературное творчество — многогранно. И цель моих текстовых мыслей — ещё раз показать то, что уже было кем-то показано, но другими гранями.
*** *** ***
Все литературные произведения, с хорошим сюжетом, написанные хорошим, литературным языком, запускают в читательском воображении механизм грёз и мечтаний. И наиболее яркие произведения, предоставляющие читателям богатейший мир грёз — это культовые. Так их определяют сами читатели. Каждый из профессиональных писателей знает примеры, когда и почему читатель определяет для себя культового автора и культовую книгу. Таких примеров множество. Для Японии, Китая — они свои, сугубо специфические. Для Америки, Европы и России они во многом схожи. В качестве необременительного, символического примера приведу трёх авторов культовых книг для российских читателей: «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова; книги Карлоса Кастанеды о мире магии; книги Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Все эти авторы сумели создать словесный образный ряд, воздействующий на сознание и подсознание читателя.
Нельзя утверждать, что каждый писатель может стать писателем-программистом, чётко и детально планирующим воздействие своего текста на читателя. Здесь требуется и опыт, и сопутствующие знания психологии восприятия художественного слова. И вряд ли все культовые писатели педантично рассчитывали психологический эффект для своих текстов. Скорее всего, индивидуально-интуитивная способность конкретного писателя и определяла нужные для такого эффекта литературный стиль, и художественные приёмы составления фраз, диалогов, описательных сцен.
Если следовать примеру культовых авторов, то, в таком случае, писатель выступает как психолог, преследующий конкретную цель: вызвать в воображении читателя запланированные конструкции образов. Правильно подобранные слова и их последовательность формируют в воображении многочисленных читателей схожие эмоциональные образы. Детали образов будут различны, но общая эмоциональная картинка будет единой, как черновой набросок карандашом для последующей его раскраски.
Эти читательские образы идентичны подсознательным мечтаниям, грёзам, где всегда имеет место скрытое желание попасть в места приключений, необычных жизненных ситуаций и ярких переживаний. Здесь нужно отметить важную деталь. Для читателя книга несёт в себе ощущение безопасности и читатель невольно говорит себе: «Я могу, ничем не рискуя, стать на место героя, прожить его жизнь, испытать его чувства, совершить его поступки и остаться самим собой в привычной, комфортной обстановке».
Следовательно, писатель своей книгой предлагает читателю особую форму сервиса — возможность погрузиться в мир грёз и пережить то, что недоступно в его реальной жизни. Этот сервис читатель оплачивает так же, как посещение ресторана, театра или кино. И чем лучше оформлен писателем сервис предоставления мира грёз, тем профессиональнее его творчество. Не лишним будет напомнить, что писатель становится профессиональным после того, как его писательский труд начинает обеспечивать его материально.
Кино, в качестве поставщика грёз, держит первое место. Но, не только Голливуд и ему подобные могут претендовать на звание «фабрики грёз». Книга, в отличие от кино, имеет одно важное преимущество: её можно раскрыть в любое удобное время, в удобном месте. Поэтому, при всех возможностях современного и будущего кинематографа, книга (в бумажном или цифровом варианте) вряд ли уйдёт из жизни людей.
Отсюда многообещающий вывод: профессия писателя, программирующего свои произведения на предоставление читательских грёз, будет жить очень долго. Пока не изобретут искусственный писательский интеллект, синтезирующий художественную литературу на любой вкус. Но это будет не скоро. Во всяком случае, не в ближайшие десять лет. Хотя, кто знает. Предсказать качественный скачок науки и техники невозможно. Так что имеет смысл поторопиться и срочно взяться за сочинение произведений, погружающих мир читателей в бездны необычных грёз и мечтаний. К слову сказать, и писателям приятно освежить своё воображение в ванночке необычного сюжета. И издатели, и читатели всегда с интересом воспринимают всё новое и необычное.
Пишите, дорогие писатели. Все ждут от вас космических, сказочных, приключенческих и прочих сервисных произведений, погружающих нас в мир грёз. Если человек мыслит — он существует. А если грезит и мечтает — он живёт. Жить всегда лучше, чем существовать.
13 декабря 2015 г.
В. Сандовский
------------------------
Свидетельство о публикации №215121400381
С моей точки зрения - истинная литература пишется не буквами, словами и прочей филологией, а энергетикой авторской души, Разумеется, что с применением определённого уровня ремесла. Выставляя своё произведение, автор отдаёт читательской публике каплю своей жизненной энергетики. Также и в других сферах искусства.
Поэтому невозможно создать "искусственный писательский интеллект", создающий истинную литературу. "Фабрику грёз" изобрести можно. Но это будет очередной шаг для уничтожения человеческого в человеке.
С почтением!
Евгений Жироухов 13.02.2018 07:19 Заявить о нарушении
На предмет искусственного интеллекта, сочиняющего литературу на любой вкус – это всё зависит от денег, вложенных в эти интеллектуальные программы. Когда-то Сов. Союз держал первенство в освоении космоса, – денег не жалел. Сейчас не так. Даже фонды на строительство космодромов разворовывают. Это от жадности. Но, если кто-то в компании с кем-то преодолеет эту жадность и вложит в институт искусственного интеллекта несколько миллиардов, то всё изменится. Появятся и томики стихов, написанные обычным персональным компьютером, и музыка, и первые рассказы. Шестерёнками развития цивилизации двигают деньги, а не умы. Умов во все века хватало, но умным денег не дают. Поэтому нашим миром правят дураки с деньгами, на которых работают умные. С этим уже ничего не поделаешь. К слову сказать, есть много ругательных статей в адрес издателей, которые губят своими издательскими вкусами (то есть, банальными расчётами на прибыль от примитива) всю современную литературу. Так что расцвет и гибель художественной литературы зависят не от искусственного интеллекта, а от обычного, издательского. Ещё Маяковский намекнул:
«Между писателем и читателем стоят посредники,
и вкус у посредника самый средненький...»
Конечно, на эту тему говорить можно много и долго. Сделаем паузу, поживём (если доживём) – увидим.
Всего добрейшего и творческих успехов
В. Сандовский
Владимир Сандовский 14.02.2018 01:38 Заявить о нарушении