Глава 5. В Древнем Шумере

Шумер, три тысячи лет до Рождества Христова.
Огромный храм, который шумеры называли зиккурат, выделялся среди одноэтажных кирпичных домов города Урука, как великан среди лилипутов. Храм, творение древних мастеров, высотою почти в сотню метров, подавлял своей монументальной величественностью, внушая трепет горожанам разыгрываемой здесь каждый год таинственной мистерией.

Невзирая на ночной час, перед храмом богини собрались все жители города Урука, даже дряхлые старики и старухи. Никто не удивлялся такому стечению народа. Ведь священный обряд бывает только раз в году, и пропустить его было бы непозволительным для неизбалованных зрелищами горожан.

Впереди толпы, в окружении воинов своей охраны, стоит энси - царь города. Но здесь он не властелин, а всего лишь один из рабов могущественной богини, ничем не отличающийся от других ее поданных. Стоящая у самого подножия пирамиды верховная жрица богини, преисполненная важностью от предстоящего ритуала, внимательно смотрит на горизонт, стараясь уловить первый миг появления светлой полоски, предвестницы восходящего солнца. Рядом с ней, слегка понурив голову, стоит юноша. Казалось, какие-то мысли угнетают его. Но, слушая напутствия жрицы, обращенные к нему, он с гордостью оглядывается на своих друзей, стоящих в отдалении. Ведь его выбрала сама богиня Лилит!

Город, точнее, городок, затерявшийся в обожженной палящими лучами солнца пустыне, представлял собой хаотическое скопление убогих, приземистых домишек, построенных из необожженного кирпича, и крытых соломой. Даже жилище царя, которое с трудом можно было назвать дворцом, отличалось от хибарок его поданных лишь своими размерами. Дерево здесь, в безжизненной пустыне, слишком редкая и ценная вещь, чтобы использовать ее в строительстве, а тем более для обжига кирпичей. Поэтому приходилось возводить строения из сырого, обсушенного горячим воздухом пустыни, кирпича. Другое дело храм, построенный тысячи лет назад, безымянным царем Урука.

Тогда, для обжига кирпичей, пришлось за слитки золота покупать дерево с далекого севера, где реки такие огромные, что противоположного берега не видно. Возвращающиеся оттуда караваны купцов целый месяц тащили на арбах, запряженных ослами, тяжелые стволы кедрового дерева на родину, в Шумер, в славный город Урук.

…Предназначенные для внешней облицовки граней пирамиды сырые кирпичи сразу же окрашивались в синий, красный и зеленый цвета, и после обжига в раскаленной печи сверкали свежими красками, не поблекшими за тысячи лет. На лицевой стороне этих кирпичей перед обжигом выдавливались узоры, которые при кладке искусно соединялись между собой и составляли одну огромную сплошную мозаику. Поэтому издали казалось, что пирамида построена из одного циклопического, монолитного камня, одиноко высившегося посреди плоской глинистой пустыни.

Пирамида, с квадратным основанием, состояла из четырех громадных ступеней со скошенными внутрь гранями. Лестница, начинающаяся с самого края нижней ступени, прорезывала пирамиду под несколько более острым, нежели у граней, углом, как бы заходя внутрь массива строения. Каждая ступень пирамиды заканчивалась площадкой, размер которых с высотой уменьшался. Квадратная площадка на самом верху пирамиды, в сравнении с внушительным основанием казалась издали крохотной, хотя на ней размещалась святая святых, жилище Лилит, в форме небольшого куба.

Для святилища богини кирпичи уже не годились. Поэтому с отдаленных горных стран, где обитали племена варваров, одетых в звериные шкуры, завезли невиданный в Шумере камень. Светло-розовый, с разноцветными прожилками, он хорошо обрабатывался медными инструментами. Из зеркально отшлифованных плит этого чудесного камня и была возведена священная обитель прекрасной богини. Единственный проем в смотрящей на восток стене жилища был закрыт такой же каменной плитой, чуть выше человеческого роста. На ней тысячи лет назад неведомый мастер вырезал загадочные надписи. Что они означают, никто из жителей Урука не знал. Кости строителей пирамиды давно истлели, и история не сохранила никаких воспоминаний ни о них, ни о оставленных ими знаках.

Для зрителей снизу святилище было почти скрыто пролетами лестниц, и лишь верховная жрица раз в год поднималась на предпоследнюю площадку, откуда ей открывалась верхняя часть дома Лилит. Но и она не имела представления о письменах на двери святилища.

Ходила молва, что сотни лет назад один смельчак, пытаясь разгадать тайну каменной двери святилища, темной ночью забрался на самую верхушку зиккурата. Но что он там увидел, никто так и не узнал. Святотатец отступился на крутой лестнице и, упав с головокружительной высоты, разбился насмерть.

Утром его бездыханное тело обнаружили случайные прохожие. В этом многие усмотрели месть богини и с тех пор никто не пытался повторить поступок безрассудного юноши. Ведь последняя площадка была запретной, табу для всех смертных, кроме одного - избранника богини. Даже верховная жрица не имела права подниматься на нее, не говоря уже о простых горожанах.
                Продолжение - http://proza.ru/2015/12/14/509   


Рецензии