Василий Иванович

Худ. М. Кагаров

…Я летом живу в кишлаке Зимчуруд…
Жара…

Но родники святые из-под тысячелетних чинар,  из-под камней живительно бьют…
Вода ледяная… алмазная… кормильная… целительная…
 
Говорят, что эта вода побеждает, убивает все болезни… даже рак…

Когда я сажусь обедать – всегда учуяв запах бедной моей еды, приходят дикие собаки…  кошки…
И иногда от реки доползают ядовитые эфы и неопасные ужи...
И прилетают вездесущие всеядные хищные индийские скворцы – майна…

Я всех кормлю… чем могу… в ущерб себе…

…И тут налетает огромный бархатисто-золотистый воинственный шмель…
Чем-то он своими усиками разбойничьими напоминает мне легендарного залихватского героя – Чапаева…
 Может быть, в Колесе Сансары герой стал шмелем…
 
И я нежно, опасливо кличу его: «Василий Иванович»!..

А вдруг он вновь обратится в героя с пляшущей саблей в руках…
Куда я тогда денусь со своей христианской и мусульманской кротостью?..

Чтобы он не жужжал зорко гулко остро опасно под ухом моим – я ставлю для него тарелку с кружком колбасы, с виноградиной и с куском особенно любимой им дыни…

И Василий Иванович мудро, находчиво садится на тарелку и ест, сосёт, поглощает еду…
А потом, насытившись, сонно, тяжело, гулко улетает…
Удоволенный… сытый…благодарный…

И я всегда дивлюсь: как в такое маленькое летучее тельце умещается столько еды…

…Так текло блаженное кишлачное ленное лето… лето… лето…

Но потом в ущелье пришла сырая златопадная знобкая осень…
Замутились дожди…
Нахлынули печали одиночества…
И я вернулся в город…

Но всё время тревожился о моих собаках, птицах, кошках, змеях…
О золотисто-бархатистом Василии Ивановиче…

Как они там?..
 
Я приучил их к дармовой еде…
А теперь они сами должны добывать себе пищу в диких опасных горах…

О, Боже!..
Вдруг они стали добычей более сильных хищников…
Как это нынче происходит средь новоявленных капиталистических человеков…

Но что я могу сделать для зверей моих?..
Как защитить их?..

…И вот я, вздыхая, сижу за столом, обедаю в свежепобеленном саманном домике моём на окраине города…
Говорят, что мудрецы всегда живут на окраинах империй и городов…
Котел кипит с краёв… и это утешает меня в бедности и одиночестве моём…

И вдруг в окно влетает огромный золотисто-бархатистый шмель…

Я сразу узнал его, словно давно ждал…
И поставил на стол вторую тарелку с колбасой, виноградиной и куском осенней дыни…
И он стал сосать – вбирать – рвать – глотать любимую еду свою…

Я чую – он устал… почти спит…
Глаза закрыты, усики опали…

Как он нашел домик мой?..
Как пролетел много километров от кишлака до города?..

У кого спросить?..
Но никто во всем этом огромном осеннем равнодушном мире – не ответит…

А золотисто-бархатистый Василий Иванович поел и сыто, упруго, блаженно упал… полег… распространился… раскидался…
Уснул прямо на тарелке…

Золотистые сны приснятся ему теперь…
Осень ведь!..

И пора шмелям, змеям, медведям, рыбам в зимней спячке спать до весны…
Вот бы человекам так – в золотых снах проводить проживать зиму…

Да и я рад, что всю зиму буду не одиноким…
Василий Иванович-то рядом…

Не из-за еды ведь прилетел он…
А из-за любви…



2015


Рецензии
Как, Тимур Касимович, не вставая из-за обеденного стола, рассказал нам сказку, легенду, быль, небылицу, завируху, нелепицу?.. А мы сидим теперь в восторженной грусти и в дурманящем очарованье, пытаемся понять, почувствовать, осмыслить, раскусить - откуда этот неведомый миру, невиданный талант, вот уже не первое десятилетие волнующий, восхищающий, тревожащий красотой своей, туманной ясностью и печальной радостью...

Александр Курчанов   15.12.2015 17:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр!
Понять - значит, стать равным...
Я рад, что в моей одинокой чайхане появился ещё один гость!
Его имя - Александр Курчанов.
С поклоном,
Тимур Зульфикаров

Тимур Касимович Зульфикаров   16.12.2015 23:46   Заявить о нарушении