Время смелой беседы с незнакомцем

Свою традиционную утреннюю прогулку я решил совместить с посещением многофункционального центра (МФЦ) с целью получения необходимой консультации. Ещё издали я заметил, что у дверей этого учреждения стоят в ожидании пять человек. Подойдя ближе, поздоровался с ними, выяснив, что приём начнётся, согласно распорядку дня, через двадцать минут. Решил не отлучаться, изучающее стал осматривать окружающую территорию, невольно слушая даму солидной комплекции.
- Как хорошо, что несколько лет назад создали такой центр предоставления различных услуг. – Говорила она. – Раньше замучаешься стоять в многочисленных очередях, бегая по различным организациям по всему району и даже городу. А сейчас всю информацию получаешь из одного окна при незначительной очереди, а иногда и без неё.
- Ещё бы лучше было, поддержала её другая женщина, - если бы формы номер 7 и 9 тоже выдавали бы из одного окна, а то придётся ещё ехать в отделение полиции, в котором находится паспортный стол, за этими справками о регистрации.
- Не всё же стразу, - подал голос молодой мужчина, - эти справки отражают наиболее серьёзную проблему – жилищную, а к ней в нашей стране особый подход.
- Это чувствуется, - вновь откликнулась первая дама, - запутали людей этой проблемой, а толком объяснить не могут или не желают. Я имею в виду ситуацию вокруг этого пресловутого капитального ремонта. За счёт чего же раньше осуществлялся такой ремонт, почему именно сейчас, в особенно неприятный экономический период для жителей нашей страны вдруг решили с них взимать дополнительную плату на подобное ремесло и даже угрожают применять штрафные санкции за отказ выполнять такое требование.
- Вы совершенно правы, - согласилась с ней вторая дама, - какие-то люди создали целый так называемый Фонд – некоммерческую организацию, организовали для себя кормушку и зажили себе вольготно за счёт сбора взносов и взыскания штрафов.
- Успокойтесь, уважаемые женщины! – Не выдержал юноша негодующих возмущений дам. – Главное сейчас, чтобы в России экономика выстояла под напором различных иностранных санкций. Вот поэтому именно в этот период изыскиваются дополнительные пути её поддержки, в том числе от населения, с надеждой на дальнейшее её укрепление.
- Дай Бог, дай Бог! – Запричитали обе дамы.
- А вообще-то мы пока неплохо живём! – Молвила затем одна из них. – В магазинах, на прилавках продуктов можно сказать изобилие, одежды и обуви – покупай какую желаешь. Только бы не опуститься до такого позора, не впасть в глубокую нищету, в которой мы оказались в 80-х и 90-х годах прошедшего века, когда, извините меня, жрать было нечего.
- Да, народ сполна исстрадался, перенося серьёзные лишения в те годы. – Подал голос молчавший до сих пор пожилой мужчина. – А ведь прежние вожди обещали коммунизм, а народ получил в итоге пустые полки в магазинах. О любом товаре, внезапно появившемся, говорили, что его выбросили. Слово то, какое. И действительно, вынесут к покупателям какой-нибудь кусок мяса или рыбу – сразу же между ними устраивается потасовка, чтобы ими овладеть.
- Уважаемые господа, - модой человек поспешил вклиниться в разговор, - времени-то столько прошло. Несомненно, горький опыт заставил переосмыслить свою прежнюю деятельность тех руководителей. Не зря говорят, что на ошибках учатся.
- Правильно, на ошибках учатся, а не на людях. – Вновь заговорил мужчина. – Почти весь прошлый век тогдашние лидеры партии учились на народе, пока он не оказался в беспросветной бедности. В таком экономическом упадке страна за всю свою историю не оказывалась. Словно в пропасть рухнула.
Я осмелился присоединиться к разговору, добавив:
- Общеизвестно – учёба прибавляет знания, а не ум. Хоть всю жизнь учись – умнее не станешь.
- Действительно, учить на ошибках тем более неудавшейся хозяйственной деятельности – скверная попытка. – Продолжил мужчина. – Представителям той партии, лишившейся в прошлом веке власти, вообще не следовало бы тревожить нынешнее положение, разрушать его. А этого они, вероятно, добиваются, используя даже ведущие, центральные СМИ, например, «Радио России». Казалось бы, так называемая партия власти имеет неограниченный доступ к эфиру этих СМИ, как это существовало в былые времена. Однако, частенько получается наоборот. В последние годы в одну авторскую программу упомянутого радио, звучащую в будние дни в дневные часы, к эфиру приглашаются депутаты Госдумы только от оппозиционных фракций,  каждый  из которых, естественно, спешит заверить слушателей, что самые лучшие законы предложили они, а худшие – их противники, то есть представители партии власти.
- Вы постоянный слушатель этой программы? – Спросил я человека.
- По времени так получается, - ответил он, - я как раз обедаю в этот час, поэтому волей-неволей приходится слушать её.
- Я тоже сомневаюсь в реальности выполнения планов, задуманных и предлагаемых гостями этой программы, которых вынуждена выслушивать по радио. – Согласилась с высказыванием мужчины одна из дам. – Наш депутат из Питера, подруга ведущей эту программу, слишком назойливо пытается продвинуть свои идеи развития экономики России. Боюсь, как бы ещё хуже не вышло. Ещё неизвестно, что получится после вмешательства её предложений в существующую структуру экономики.
- Уж прекратили бы, наконец, экспериментировать с нашей многострадальной экономикой, - воскликнула другая женщина, - мы с вами свидетели, к какому плачевному и финальному результату привели подобные эксперименты советскую власть. Всё-таки сейчас жизнь как-то наладилась, несмотря ни на какие санкции. В других странах, находящихся раньше в лучшем положении, экономика рухнула, а наши сравнительно молодые руководители страны держат её на достаточно высоком и стабильном уровне, не забывая при этом оказывать громадную помощь пострадавшим от стихийных бедствий, при вооружённых конфликтах и вообще при несчастных случаях, что в прошлые десятилетия бывало очень редко и скупо. Пострадавшего в те годы чаще всего выручали родственники, собирая для него всем миром пожертвования.
- Вы правы, - прервал речь дамы мужчина, - большинство россиян существующим положением в стране вполне удовлетворено. Но мы что-то ведём разговор всё об одном и том же. Получается «сказка про белого бычка». Меня же приводит в недоразумение позиция ведущей упомянутой программы в отношении действий существующих правителей Украины, совершивших государственный переворот. Вообще она уклоняется обсуждать эту тему, избегает осуждать этих правителей, а склоняет собеседника к критике отечественной жизни, как бы выпрашивая у него негатив – мол, не может у нас быть всё нормально, всё так хорошо.
- Вы знаете, меня обидели рассуждения в этой программе о безграмотности молодёжи. – Вдруг заговорила до сих пор молчавшая пожилая женщина. – Один постоянный посетитель этой студии – депутат Госдумы от оппозиции – заявил, что согласно опроса 80 % молодёжи не знает, куда впадает река Волга.
- Бросьте принимать близко к сердцу такие глупые заявления, это вредно для здоровья. – Засмеялся юноша. – Всем известно – кто заказывает подобные опросы, такой и последует результат. Людишки с бумажками и ручками снуют в многолюдных местах – станциях метро, гипермаркетах и т.п., приставая к прохожим с такими дурацкими вопросами. Ну а народ, шутя и смеясь над ними, нарочно отвечает какую-нибудь глупость, белиберду типа, что Волга впадает в Индийский океан или вообще отсылает такого приставалу куда-нибудь подальше, или не обращает на него никакого внимания. Вот результат таких дурацких опросов на полном серьёзе и сообщают на всю страну, дорвавшись до эфира центрального радио, эти странные личности в весьма ехидной манере.
- Я не думаю, что наша молодёжь глупее этих грамотеев, у которых недостаточно такта в общении с людьми. Может им самим следует поучиться у молодёжи. – Недовольно промолвил пожилой мужчина.
- Я тоже хотела это сказать. – Вновь заговорила старушка. – Спасибо молодым людям, которые обучают нас стариков компьютерной грамоте, да и не только этим знаниям. А тех людей, которых нанимают заниматься опросами, тоже можно понять – это их заработок.
- Вот именно, - согласился мужчина, - общеизвестно, что наша молодёжь занимает ведущие, первые места в международных соревнованиях в различных областях знаний, особенно в разработке компьютерных программ. Кстати, наши хакеры самые сильные в мире. Поэтому незаслуженное пренебрежение к их знаниям оскорбляет человека и, вероятно, исходит от злобы того оппозиционера, которому уж очень хочется представить в неприглядном виде современную молодёжь, которая даже ещё учась в школе сама обучает людей намного старше её.
В это время двери учреждения распахнулись, и мы вошли в его помещения. Приём оказался краткосрочным – на каждого посетителя пришлось по окну благодаря воскресному дню. Невольно вспомнились прежние многочисленные, длинные очереди. С облегчением выйдя из здания, услышал, что кто-то сзади меня окликнул. Я обернулся. Ко мне обратился недавний собеседник – пожилой мужчина:
- Не подскажете, где находится ближайшая аптека?
- Нам обоим по пути, - отвечал я, - сравнительно недалеко пройти пешком.
Далее мы общались как старые знакомые.
- Вы обратили внимание на висящие в зале табло, указывающие очерёдность приёма посетителей, - начал очередной разговор попутчик, - как они похожи на «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. Я слышал мельком про какие-то сенсационные результаты исследований этой картины.
- Вы правы, но не картины, а картин. – Поправил я. – Их насчитывается всего четыре, одна из которых в Питере, точнее в Эрмитаже. Реставраторы обнаружили во всех полотнах под чёрной краской совершенно другие изображения. Предполагают, что, вероятно, художник был недоволен своими творениями, поэтому замазал, вернее, загрунтовал их самым тёмным красителем, чтобы рисунки не просвечивали.
- Но это же получается конфуз! – Воскликнул мужчина. – Многие считали «Чёрный квадрат» шедевром, а мастер тем самым скрывал под краской неудавшиеся, по его мнению,  свои работы! Сколько раз я спорил со своими родственниками, так может рисовать даже мой внук – дошкольник, сколько хочет намалюет без особого труда мимоходом.
- Извините, но каждый по-своему считает, что является произведением искусства, а что – бездарщиной! – Прервал я излияния попутчика. – Вспомните конфликт в начале 60-х годов между художниками и Хрущёвым. Поэтому по-разному можно оценивать любой труд, тем более творческий. Простите, я не хотел Вас обидеть.
- Да я и не обижаюсь, - улыбнулся мужчина, - не скрываю, что профан в искусстве, но всё-таки, по моему мнению, в данной ситуации всё оказалось значительно проще.
Я решил сменить тему разговора.
- Если не секрет, кто-нибудь в Вашей семье прихворнул, раз потребовалось лекарство?
- Нет, никто не заболел. Понимаете ли, супруга услышала в рекламе какое-то целебное средство, записала на бумажке и просила по пути узнать – есть ли оно в аптеке. А вообще-то я рекламе не очень доверяю.
- Честно сказать я тоже. По этой проблеме наши взгляды совпали. Реклама в последние десятилетия стала слишком назойливой и не в меру широко распространённой. Все практически без исключения СМИ вероятно существуют в основном благодаря подаче рекламы.
- Безусловно, это бесспорно, - поддержал меня попутчик, - ситуация я думаю скоро дойдёт до того, что работникам некоторых каналов радио и телевидения не потребуется выходить на работу, получая деньги от рекламодателей, отдыхая дома.
- Ну уж Вы это фантазируете, - засмеялся я, - кто же тогда будет извещать население о текущих событиях в отечестве и за рубежом.
- Вы думаете, я не прав. – С обидой в голосе произнёс мужчина. – Но к этому всё стремится. Сколько же заменили длительными рекламными монологами прекрасные художественные передачи – театральные спектакли, концерты и другие выступления на радио и телевидении. Я помню, по питерскому радио велась прекрасная передача «Шведская спичка», которую незаслуженно ликвидировали. Всё удобное для радиослушателей дневное эфирное время, особенно обеденное, расхватали по авторским программам и на рекламу для того, чтобы вынудить людей слушать этих захватчиков.
Подойдя к дверям аптеки, я вспомнил, что тоже собирался когда-то кое-что купить из её товаров и зашёл туда за компанию с товарищем. Здесь по сравнению с предыдущим, посетившим нами учреждением, очереди к окошкам выдачи медикаментов были значительнее, можно утверждать – солидными. Попутчик усмехнулся, вставая в одну из очередей:
- Вот видите результаты упомянутой нами рекламы, в данном случае медицинской, которая замордовала население страны. Россия представляется как сплошная больница под прессингом рекламодателей, которые назойливо зазывают приобретать их товар. Так можно заболтать людей до того, что раньше времени начнёшь занимать очередь на кладбище.
- А вы всех таких глашатаев не слушайте, - промолвила впереди стоящая старушка, - многим из них нельзя верить.
- Да как же не слушать, когда всё время по всем каналам эту рекламу трезвонят! – Раздражённо отозвался товарищ.
- А вы слушайте медицинские передачи только в прямом эфире, они наиболее правдивы и полезны. – Стала объяснять женщина. – Вот, к примеру, по «Радио России» в субботу в средине дня идёт именно такая полезная и доходчивая передача с участием опытных врачей, высокой квалификации.
- Не всегда же сможешь в такое время слушать или смотреть подобные передачи. – Недовольно промолвил товарищ. – И вообще медицина, а, следовательно, здоровье человека, и коммерческая реклама несовместимы. Радиослушатель совершенно обескуражен, когда обращаясь к врачу в прямом эфире – порекомендовать ему наиболее лучшее лечебное средство, на свою просьбу получает ответ, что по существующему законодательству доктору публично запрещено это делать, чтобы, якобы, не пропагандировать то или иное лекарство. Как же в такой ситуации быть больному?
- А вот когда слушаешь рекламного доктора в записи, - вновь подала голос старушка, - который всё время талдычит одно и то же, одно и то же, то удивляешься – как это там, в СМИ такое не надоедает. А слушатель или зритель впадает в угнетённое состояние, от которого наоборот заболеешь.
- А психологи утверждают, что такое состояние некоторых слабонервных людей тянет на преступление! – Смеясь, добавил мужчина.
- А что вы смеётесь, это действительно так и происходит! – Старушка серьёзно посмотрела на товарища. – Не зря же по городу наклеено множество рекламы юристов, которые гарантируют успех любому заказчику. То есть им всё равно кого обслуживать – жертву или преступника – лишь бы платили. Вот почему, разбогатев на офицерских и солдатских харчах, бывшие руководители Минобороны чувствуют себя неприкасаемыми, вполне вольготно, и возвращать наворованное в громадном количестве не стремятся.
- Да я же пошутил и совсем не это имел в виду. -  Стал оправдываться товарищ, и в это время подошла очередь к окошку старушки.
Вот она с покупками отошла в сторону, и её место занял мой попутчик. Женщина не торопилась уходить. Посмотрев на меня, она подошла ближе.
- Простите старую женщину, - обратилась она ко мне, - но меня волнует немного иная проблема по рекламе. Ещё в 90-х годах руководители не помню, какого ранга – СМИ, страны или регионов – обещали и даже распорядились – чтобы громкость передаваемой рекламы выдерживать намного ниже других, остальных теле и радиопередач. Однако это требование не соблюдается, а наоборот громкость передаваемой СМИ рекламы намного выше. Очень часто, когда идёт обычная передача, вдруг внезапно в эфир как гром среди ясного неба врывается неожиданная реклама. Человек в испуге буквально ошарашен. Неужели работники, передающие рекламу, не понимают, что подобные встряски отрицательно действуют на здоровье человека. Мой муж от такой эфирной пертурбации скончался – не выдержало сердце.
- А он в то время был здоров? – Спросил я женщину, стараясь не расстроить её этим вопросом.
- По правде сказать, накануне с ним случилось несчастье. – Поведала собеседница. – Он получил пенсию в Сбербанке, который недавно переехал в новое здание на первый этаж с прозрачными насквозь окнами, как в аквариуме. Хоть бы жалюзи поставили. Вот под этими окнами соглядатаи выследили старика, а затем пасли его, пока в укромном месте не отобрали деньги у него. Хорошо, что он рассовал пенсию по разным карманам и кое-что от неё осталось.
Мне стало жаль старушку, и я ей посоветовал:
- А Вы обратитесь к начальству банка с предложением относительно окон или поменяйте место получения пенсии, например, банк на почтовое отделение.
- Да кто меня старуху будет слушать, - запричитала женщина, - подумают, что выжила из ума. А менять, как говорится, шило на мыло не всё ли равно. На почте думаю такая же обстановка. Вот после такого несчастного случая муж уже не смог оправиться. Но мы же начали разговор насчёт громкости рекламы. Чиновники должны держать своё обещание, быть верным слову. При этом по сравнению с другими различными передачами рекламу никогда не сокращают, не прерывают, а наоборот она вытесняет из эфира эти программы: спектакли, концерты, в том числе по заявкам радиослушателей.
К сожалению, я ничем не мог помочь этой пожилой женщине и не посмел спросить – почему она такой сложной жизненной ситуацией решила поделиться именно со мной. Вероятно, очень  сильно страдает от одиночества, а близких ей людей, увы, уже нет в этом мире.
Когда мы с товарищем вышли из аптеки, я пересказал ему суть разговора с женщиной, высказав своё мнение о возникновении негативных явлений в нашем современном обществе:
- Может быть, мы не желаем или не способны выражать, смело говорить правду. Ещё Л.Н.Толстой в своём «Севастополе в мае» писал: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен – правда».
- Всё может быть, с гением спорить нельзя, - согласился попутчик, - но возможно это исходит также от нашего невежества. Будда утверждает: «Невежество есть величайшее зло в мире». Мы же, наблюдая и видя что-то плохое в жизни нашего общества, делаем серьёзный вид, как будто воспринимаем это близко к сердцу. Цирк и только. А в цирке самые серьёзные лица это у клоунов. Гениальный же человек относится совсем к другому классу людей; упомянутый Вами Толстой в том числе. Про них Наполеон говорил: «Это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век».
- Значит, они совершают героизм, а «в героизме всегда есть безумие» писал Стефан Цвейг в романе «Мария Стюарт». – Продолжил я рассуждение товарища. – Но некоторые гении совершают в своей жизни весьма жестокие поступки. Например, Эдисон предложил план казни преступников по своему методу – электричеством, только что в те годы начавшееся использоваться человечеством в обиходе. Разве это в некоторой степени не является безумием?
Попутчик, призадумавшись, посмотрел на меня:
- Знаете, я совсем недавно прочитал этот роман Цвейга и мне запомнились слова оттуда: «Только страсти дано сорвать покров с женской души, только через любовь и страдание вырастает женщина в полный рост». К чему я привожу эту цитату, да к тому, что навряд ли женщина додумалась бы до каких-либо орудий пыток, тем более средств казни. Им подобное не присуще, разве этого можно было ожидать от той женщины в аптеке в годы её молодости.
Наконец, наши пути разошлись. Мы поблагодарили друг друга за длительную, содержательную беседу и, простившись, расстались с пожеланием и надеждой когда-нибудь вновь встретиться и продолжить диалог.


Декабрь 2015 года


Рецензии