Время смыслов. Глава седьмая
2.Чтобы все это по настоящему осмыслить и промоделировать в нашей схеме нам придется ввести целый ряд новых типов идентичности. Об этом и пойдет речь ниже.
3. До сих пор мы занимались типами идентичности, где преобладало нисходящее движение знаковых потоков от сигнификативной к репрезентационной линии,от значения к представлению(эгономика,архономика,хрематономика,морфономика, хреономика). Даже там,где движение шло вверх (например по диссоциативной линии СF) целью все равно оставался контроль над актуализациями, перераспределение материальных репрезентационных благ, таких как деньги и влияние.Теперь мы обсудим три новых типа идентичности, которые выражают культурные, т.е.направленные вверх от представления к значению/символу/смыслу, знаковые потоки. Историческая динамика человеческого общества определяется соотношением и взаимодействием этих разнонаправленных знаковых потоков.
4. Этими тремя новыми типами идентичности являются регуланомика(от латинского regula, что значит правила)НАF,агономика (от греческого агон, что значит борьба)HBF,и обьединяющая их гипономика (от греческого гипо что значит под)НАВ.Для того, чтобы понять их значение, рассмотрим сначала их положение в схеме, а потом соответствующие исторические примеры.
5.Гипономика НАВ(которую я также называю синесиономикой от греческого синесис понимание )симметрична и противоположна эгономике CFD,и связанной с ней ее производной парадигме волюнтаномики (от латинского voluntas, т.е. воля)С F штрих D, где F штрих это "плаваюшая" точка, расположенная в произвольном месте на центральной инструментальной оси FH.
6. Если эгономика манипулирует социальными связями ради собственной выгоды/интересов и таким образом подрывает их, создавая социальную фрагментацию,то гипономика/синесиономика занимается собиранием (синесис буквально и означает собирание) социальных связей, которые она организует для правильно или неправильно понятых идеалов и идеальных целей.Не следует идеализировать гипономику, человеческая история свидетельствует, что во имя идеальных целей можно натворить много страшных вещей. И тем не менее она качественно отлична от эгономики и бесспорно несет в себе созидательный потенциал, насколько этот созидательный потенциал может быть исторически реализован, зависит от способности критически оценивать собственные идеалы и связанные с ними цели.
7. Интересно,что и сам язык нередко отражает это восходящее движение знаковых потоков,связанное с пониманием. Так по русски понимать ассоциируется с поднимать,и по английски понимать understand буквально значит стоять внизу, под чем-то. Наоборот эгономика,упоение властью и богатством,ассоциируется с высотой и нисходящим движением знаковых потоков к нижней горизонтальной репрезентационной линии, туда, где "все царства мира и слава их".
8. Эгономика и связанная с ней волюнтаномика (см выше)отражают потребительское отношение к миру, который превращается в средство для удовлетворения собственных желаний и прихотей. Об этом ясно пишет Кейнс,но так это было уже в древности. Великолепный портрет потребительской цивилизации,где высший класс занят главным образом развлечениями и удовлетворением собственных прихотей, дает Ювенал в своих сатирах. Это и есть волюнтаномика,пределом/максимумом которой является эгономика,создающая условия для реализации этих желаний. Так в шестой сатире,приказывая распять не понравившегося ей раба, римская матрона говорит буквально Hoc volo,sic jubeo,sit pro ratione voluntas (VI,223)"Так хочу,так приказываю,пусть желание будет вместо довода".Интересно что Лютер в споре с Цвингли о пресуществлении ссылался на эту цитату. Желание вместо довода вот лозунг всей древней и новой потребительской цивилизации,обслуживаемой и эксплуатируемой мировым рынком.
9. В этих условиях свобода выбора,которая официально вроде бы является главной ценностью рынка и связанной с ним потребительской цивилизации, оказывается на самом деле во многом фиктивной,ведь речь просто идет о выборе между той или иной прихотью.Властный субьект эгономики и волюнтаномики,на деле оказывается просто игрушкой собственных и чужих желаний и интересов. Вместо ясной, осмысленной последовательной стратегии происходит суетное,бессмысленное верчение на месте и в экономике и в политике, речной водоворот, в котором бессильно кружатся обломки человеческого существования.
10. Но такое кружение на месте не может продолжаться бесконечно. В сущности можно сказать, что эгономика и волюнтаномика живут за чужой счет. И речь идет не только о ресурсах других,контролируемых и порабощенных человеческих обществ, но и о ресурсах,запасе культурной потенциальной энергии,созданной прежними восходящими знаковыми потоками и связанными с ними прежними типами идентичности,такими как гипономика,регуланомика и агономика. В историческом контексте Европы высокого средневековья (да и во многих более поздних обществах и эпохах)эти типы идентичности нашли себе конкретное социальное и культурное выражение. Вот об этой конкретной исторической реальности и пойдет речь в следующей главе.
Свидетельство о публикации №215121501267