Неск-ко уроков из проповедническ. служения Иисуса

(Из конспекта коротенького урока по гомилетике)

По аналогии с нашей классической трехпунктной структурой проповеди я остановлюсь тоже на трех моментах (по всем этим направлениям у нас были отдельные уроки, сейчас коснусь их только вкратце, контурно):

1. Разнообразие тем

Иисус проповедовал на огромное количество тем: в одной Нагорной проповеди я насчитал 40 разных вопросов или тем. Я несколько раз замечал в разные периоды своего проповеднического служения, что проповедую лишь на несколько основных тем. Тексты избираю разные, но темы остаются одними и теми же, просто освещаю я их с разной стороны. Через несколько лет круг тем обновляется, но опять остается нешироким.

С одной стороны, это и хорошо. Мы обычно проповедуем о том, что нас интересует, волнует, заботит в данный момент или период времени. Проповедуя другим, мы прежде всего проповедуем себе. Но при этом надо учитывать, что, во-первых, не у всех слушателей те же потребности и переживания, что у меня, и расширяя круг тем, я буду охватывать больше нужд слушателей, а во-вторых, слушать годами проповеди от одного проповедника на одну-две темы просто скучно. Когда у нас всего несколько основных тем, мы обречены повторять на разные лады одни и те же мысли.

На днях я слышал о пресвитере, которого сняли со служения в связи с тем, что у него была ровно одна тема, на которую он всегда проповедовал. Церковь уже изнывала от этого, а он не замечал и не реагировал на замечания/предложения/советы. Служитель или проповедник с предельно узким библейским кругозором профнепригоден.

Как расширять круг тем проповедей? (А) Если исходить из того, что зачастую темы наших проповедей рождаются из вопросов, о которых мы рассуждаем среди недели, то нужно регулярно читать Писание подряд, стараясь извлекать назидание из каждого прочтения, особенно из отрывков, над которыми мы прежде не задумывались, эти размышления потом могут лечь в основание воскресной проповеди. (Б) Кроме того, нужно обращать внимание на проблемы, искушения, с которыми сталкиваются члены нашей церкви среди недели, эти вопросы и должны становиться темами наших проповедей. (В) Еще можно посоветовать побольше общаться с людьми, обращать внимание на их нужды и интересы. (Г) И, конечно, нужно читать много, просто очень много книг и журналов, а также слушать в записи проповеди опытных братьев, это поможет не только в расширении арсенала тем и идей, но и в целом много привнесет в становление проповедника (вы увидите, как хорошие служители слова выстраивают структуру своих проповедей, как они удерживают внимание слушателей, как работают с библейским текстом и т.п.).

2. Манера изложения

Недавно один отец рассказал мне, что его сын-подросток встал после первой проповеди и вышел из Дома молитвы, бросив: «Не убедительно». Не знаю, какую именно проповедь он резюмировал таким емким обобщением, но уверен: проповедь была основана на библейском тексте и содержала изложение Божьих истин. При этом она не была убедительной. Почему?

Думаю, решающее значение в этом конкретном случае сыграла манера изложения. Когда проповедь говорится безучастным тоном, когда она полна штампов и клише, то при всей своей догматической правильности она вызывает у слушателей в лучшем случае апатию, в худшем отторжение. Недаром Соломон утверждал, что «сладкая речь прибавит к учению» (Пр.16:21).

За годы учебы в двух вузах я перевидал десятки преподавателей – как воодушевляющих, увлекающих и завораживающих, так и усыпляющих, пресных и занудно-тягомотных. Мне всегда были интересны преподаватели, размышлявшие вслух в присутствии аудитории. Это очень интимное действо – мыслительный процесс наяву, внутренностью наружу. Если человек владеет предметом, о котором говорит, если у него развит мыслительный аппарат и если он состоялся как личность, т.е. у него есть свое, нескалькированное мнение – слушать его интересно.

Так и с проповедью. Возьмем послание Римлянам, пусть это не проповедь, но образец текста с ярко выраженными дидактическими целями: если следить за ходом мысли Павла, это чрезвычайно увлекательное чтение с массой оригинальных логических ходов, с огромным количеством риторических вопросов, с уместными и разнообразными иллюстрациями (об этом еще напишу чуть дальше). Человек думает на бумаге – и это интересно читать.

Когда проповедовал Христос, Его слова никого не оставляли равнодушным: люди либо приходили в ярость, либо восхищались. Он говорил на актуальные темы, говорил ярко, хлестко, выразительно. Да, пару слов о стилистике. Нам проповеди Иисуса и апостолов кажутся тяжеловесными, высокопарными, полными религиозных штампов, но нельзя забывать о том, что на то время это был разговорный язык.

Из-за того, что в наших руках перевод, который был сделан около 140 лет назад и на момент своего первого издания уже был стилистически устаревшим, нам кажется, что новозаветные проповедники говорили высоким стилем с обилием архаизмов. Нет, они проповедовали обычным языком, доступным рыбакам и хлебопашцам, а в посланиях Павла встречаются довольно крепкие выражения, сглаженные переводчиками Синодального издания.

Дам простой практический совет: представьте себе, что вы пересказываете свою проповедь конкретному человеку. Один на один. Уверен, вы не будете пересказывать ее высокопарным слогом, а будете говорить просто и понятно. У меня было несколько раз такое в жизни, когда человек пропустил мою проповедь и очень просил меня, чтобы я ее ему пересказал. И я удивился: как тяжело мне пересказать свою же проповедь. Сейчас я понимаю причину. Трудно было оттого, что проповедь я говорил одним языком, а в повседневной жизни мы пользуемся другими выражениями и оборотами.

Сохраняйте чистоту и некоторую возвышенность речи, но вместе с тем стремитесь к простоте и ясности изложения. Избегайте тумана, а также избитых и затасканных фраз. Проповедуя, переводите взгляд с одного слушателя на другого, включая детей, обращайтесь вот к ним лично.

3. Примеры

Иисус постоянно приводил иллюстрации и сравнения, рассказывал притчи, аллегории, истории. Мне раза два делали замечание в связи с тем, что я часто привожу иллюстрации в своих проповедях. Но я, во-первых, испросил на это позволения у нашего пресвитера, чтобы утвердиться, и он благословил, а во-вторых (или во-первых), я в этом скромно подражаю Самому лучшему проповеднику всех времен.

Скажем, 13-я глава Ев. от Матфея сплошь построена на иллюстрациях, да что тут говорить, их в проповедях Иисуса десятки. Павел использовал ветхозаветные иллюстрации и аналогии, но также придумывал и свои: например, о соревнующихся спортсменах.

Некоторые проповедники говорят, что надо использовать только библейские примеры, я не против, чтобы они в своих проповедях только библейские примеры и использовали, пусть их Бог в этом благословит, но подумайте вот о чем: когда Иисус или апостолы приводили примеры, они пользовались неизбитыми иллюстрациями, и на тот момент, когда они их приводили, эти примеры еще не были библейскими.

Конечно же, иллюстрации должны быть на своем месте. Если сравнить их с окнами, проливающими свет в здание нашей проповеди, то подобно тому, как в комнате бывает одно-два окна, так и на каждый пункт проповеди достаточно по одному-два примера (можно привести один библейский пример и один из наших дней или из истории). Здание, сплошь состоящее из окон, неустойчиво. Это уже не дом, а оранжерея какая-то.

Или, если сравнить проповедь с книгой, а иллюстрацию с картинкой, поясняющей основной текст, то проповедь, перегруженная иллюстрациями – это уже комикс. «От трех трясется земля, четырех она не может носить: ...и служанку, когда она занимает место госпожи своей» (Пр.30:21,23).

Однако на наших богослужениях мы встречаемся обычно с другой крайностью – иллюстраций в проповедях либо нет вообще, либо рассказываются истории, давно знакомые слушателям. У нас был отдельный урок об иллюстрациях, поэтому не буду говорить об этом подробно, просто затронул этот вопрос для возбуждения чистого смысла.

15.12.2015


Рецензии