Драгоценно в очах Божиих
Глава 10 от Матфея говорит о посылании учеников Христа на проповедь. Здесь цитируется Ветхий Завет, книга пророка Михея, где можно видеть прикровенное пророчество об апостольской проповеди – день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает. Упоминается о том, в каких условиях будет совершаться апостольское служение, о нравственном упадке. И Христос об этом говорил (Мк. 6,4), что не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем. Здесь библейский язык поляризует понятия: враги значит не друзья, не помощники.
Новый Завет – одна из граней новизны есть ценность человеческой личности, в отличие от ветхозаветного рода, отношений народа, гражданства. Новое благовествование говорит о ценности человеческой личности, драгоценной в очах божьих. Семья и общество не теряют своей важности, но приоритетно религиозное достоинство личности. Это становится возможно в результате приобщения к подлинной ценности, к Богу, ставшему Человеком. Не сам человек становится самоценным, отделяется от домашних, не по забвению умаляет родственные связи, а делает это Бог, созидая Себе Церковь. Церковь – как союз свободных личностей, получивших силу любви, преодолевающих падение, наполняющих низшие планы бытия Духом Святым, и в этом личность и свобода не умаляется, но происходит приращение. Христос созидает и освящает богоприобщенную личность, но если человек вносит ветхие преодоленные, общественные и семейные, интересы, умаляющие церковь, то этим самым и становятся для него врагами домашние его. Христианство учит созидать семью, почитать родителей, Богом вложена в человека естественная любовь к жизни, к родным и близким. Но здесь показывается максимальная дистанция в понятии любовь, которая доходит до противоположения. В таинстве брака супруги становятся одной плотью, созидается надличностный организм в духовное единство. Но метафизическая связь души человека с Богом онтологичнее. Когда Христос вносится в сердцевину жизни, человеческие действия обретают смысл и прочность, вечное измерение существования. Все встает на свои места, обретая радость и счастье в каждом мгновении. Об этом говорит евангельская заповедь, выстраивающая правильную иерархию ценностей, когда все получает ценностный смысл под условием приобщения Христу. Тогда то, что в наших отношениях противоречит Евангелию, становится нам враждебно. Но не всегда понимание этой враждебности дает возможность к исправлению ситуации, и поэтому Тот, Кто принес учение любви, говорит – любите врагов ваших, благословляйте, благотворите и молитесь за них, прося у Бога мудрости и света, чтобы не дать святыни на попрание. Необходим ум, опыт и любовь, чтобы искать прежде царства божия и правды его, и обеспечивать себе стабильное достойное существование, не обременяемое, когда для каждого дня довольно своей заботы. Любой труд человека суетен, и вместе с тем в любой человеческой области жизни необходимо созидательное творчество. С рождения люди встроены в ход вещей, среди которых необходимо поддерживать свое существование. Важно внутреннее отношение к миру, то, что совершается в душе, а также осознание того, что мир творится и в нашей повседневной деятельности, воля Божия свершается и в наших каждодневных отношениях к миру. Отрицательно же говорится о заботах как о суетливой неуверенности, о маловерии, и говорится для того, чтобы показать возможность замены беспокойства упованием на Бога, которое дает силы и направление внутреннему состоянию, а надежды и искания вносят поддерживающий нравственный смысл. Так человек оставляет суету и томление духа, и его дела приобретают прочность и достоинство во Христе. А через преобразование внутреннего и личного усматривается принцип действия во внешнем и общественном. Именно внутренний, вечный смысл во внутренней свободе, не связанной формами мира земного, преображает человеческую культуру.
Свидетельство о публикации №215121501391