О спасении...

Учение о спасении можно разделить на объективную и субъективную сотериологию. Объективно – то, что сделал Христос «нас ради человек и нашего ради спасения». Субъективны те личные усилия человека, которые делают возможным усвоение дара, принесенного Христом. Синонимом этого термина является слово аскетика, которая говорит, что человек должен изменить в себе, чтобы стать доступным действию Христа.  На этих положениях проводится различие многообразных конфессий. Разные религии в своих обрядах выражают благоговение человека перед Тайной. Но это не просто человеческая деятельность, а взаимный диалог, когда Иная сторона сообщает о Себе, выходит из непостижимости и действует посреди людей. Люди могут изготовлять, по подобию Творца, разные сосуды, различные по форме и наполнению. И им известно, по сходству с их деятельностью, что существует наполнение Нектаром Жизни .  Поэтому важно, где Бог более всего приблизился к людям, где его Слово звучит полнее и яснее, где действует и совершается внутри человеческих сердец. Необходимо прислушаться к его самооткровению.  Фундаментальное различие религий не в обрядах и действиях людей, а в действии Божества и его целях по отношению к людям. В христианстве это то, что Христос совершил ради нас во дни земной жизни и действие в последующей человеческой истории. Важно соотношение писания и предания, свидетельства церковной истории. Христос не воспринимал себя как учителя, завещающего учение, но учил спасая, и все события спасения связаны с тайной его собственного бытия. К каждому положению нравственной проповеди можно указать параллельные места из ветхого завета, которым он придает афористичность и сопровождает притчами. Главное в  проповеди – Он Сам, путь , истина и жизнь, свет миру и хлеб жизни.
И разделение происходит по отношению ко Христу, а не просто по степени соблюдения закона. Спасение возможно именно через обращение , через зримое исповедание, и что ни попросите во имя Мое, получите.
Христос не спрашивал о проповеди, мнения о учении, но за кого почитают Меня, о принятии Личности. Весть о Личности несет понимание о свершающихся событиях, которые неотделимы от Него. Выполнение заповедей Христа немыслимо вне участия в Его Тайне, лишь благодать дает то, к чему обязывает закон.  Христос начинает с дара, говорит о жизни , истекающей от Бога , о пришествии в сердца людей с высоты небес, о оживлении духа, потому что царство божие активно, оно само нашло и настигло вас в глубине вашего собственного сердца. Христос пришел свидетельствовать об истине и его главным делом было бытие с людьми. Апостолы проповедуют Христа распятого, и говорят, что Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас.  Основной богословской темой 1го тысячелетия было не учение Христа, а споры о том, Кто пришел к нам. Возносятся благодарения Отцу небесному о жизни, которую Он открыл Своим Отроком, установившем возвещать Его смерть и воскресение  .  Благодарение воссылается за Крестную Жертву Сына, а не за мудрость проповеди.   "Запрещает тебе, диаволе, Господь пришедый в мир, вселивыйся в человецех, да разрушит твое мучительство и человеки измет, Иже на древе сопротивные силы победи, Иже разруши смертию смерть и упраздни имущаго державу смерти, сиречь тебе, диаволе..." Это молитва древних экзорцистов, обращенная к сатане, где повелевается духу противления оставить нового христианина и не прикасаться отныне к ставшему членом Тела Христова.
Христианство – собрание людей, ощутивших тайну Голгофы, это не религия Книги, а Личности , на Кресте. Важна Личность Спасителя и Тайна Его бытия. Христос – средство Откровения, субъект и содержание Откровения.
 Служение Христа – не только в евангельской фиксации слов, но и сверхсловесное, передаваемое преданием. Миссия Христа, Его Жертва и Вознесение -  верующие в Него получают на небесах Ходатая. Творец вечности присутствовал на земле, был крещен в реке времени. Вечность коснулась времени, слово стало плотью.  И Христос предупреждает, чтобы Его не считали отсутствующим –«се, Я с вами во все дни до скончания века».  Сын дает церкви то, что принял от Отца. Рождаемому передается природа рождающего, а предвечно рожденный получил от Бога вечность. Затем Он рождается вновь во времени, от человеческой Матери, и происходит обожение человеческой природы Сына, достигающее полноты в воскресении. По воскресении происходит то, что называется перихорезис – обмен свойствами двух природ Христа. Преодолев смерть человеческую, Логос напитал вечностью человеческую природу, полученную Им от Жены. Истечение вечности как передача самого бытия, полноты божественной жизни.  На библейском языке слава- теофания, проявление божественного присутствия. Любовь как величайшая из божиих энергий включена в акт передачи. Так зарожденное в Троице предание начинается от Отца к Сыну и водопадом ниспадает на землю. Роль Христа не в информировании людей, а в преизбыточествующей Жертве за человеческий род.  Бог выступает из своей недоступности и всемогущества и предает в беззащитность , приемля плоть страданий. Он отдает жизнь, чтобы опять принять ее. Кровь Христа не просто впитывается камнями Голгофы, Он собирает ее в Чашу еще до распятия и предлагает принять апостолам. Христос отдает жизнь, и люди должны принять то, что им передано – жизнь. Мир , оторванный от Бога, было необходимо насытить энергиями жизни, его не должно было изолировать от вечного круга бытия. И Дух, посланный от Отца, возвращает и Тело Христово.
Онтология как учение о бытии говорит о двух уровнях бытия, например, когда субстанция мыслящая воздействует на субстанцию протяженную. Уровни христианской онтологии – Творец и тварь.  В Песне песней говорится об истинной встрече человеческой души и Христа, когда начинается взаимное восприятие, Бог бывает в душе, а душа пребывает в Боге.  Христианское предание – традиция бессмертия, Бог дает людям вечность.  И Христос не пленник Книги, Он Духом воспламеняет сердца людей , благодать служит душам тем, чем чернила книге. Писания возвещают реальность, но Христос может  действовать и сверх книги. Чтобы понять сказанное, то , что вмещают страницы книги, необходим доступ к Источнику, как и у священнописателя. Священнослужитель служит таинству, которое совершает Бог, так и чтение дает верную герменевтику текста - с Богом. Необходим духовный опыт, открывающий глаза на смысл читаемого, и этот путь  - не текст, предание Духа, обладающего герменевтическим ключом, происходит по внетекстуальным каналам. Дух, внесший смысл в человеческое слово, дает и его познание. Библии необходима присущая ей атмосфера, ее жизненная среда, Дух, оживляющий ее чтение. Написанное о богопознании обращено к опыту, передаваемому таинствами, в них ключ, открывающий смысл написанного.
Писание – инструмент, который оправдывает себя, когда душа принимает благодать Святого Духа, ниспосланного церкви. Церковь проповедует о своем опыте с помощью писания, а предание – место встречи после вознесения. Писание говорит о том завете, который осуществляется в таинстве обожения в предании. Диалог Бога с человечеством происходит в истории, и когда истина настигает  возвещающего ее, происходит свительство богообщения , где уловим отблеск вечности . и значит, история не теряет своего значения, и в ее событиях открывается действие божества. Писание фиксирует события, ушедшие от контроля людей, их невозможно перестроить, и к нему прислушивается предание, где действует Дух.
Христос искупительной и заместительной Жертвой принес удовлетворение божественной справедливости, и этим изменил отношение Бога Отца к людям. Его Воскресением люди сопричастны дарам Его служения, а также могут соумирать и совоскресать с Ним. Богочеловек онтологически породнен с человечеством, и Вознесением возносит и человеческую природу, и человеческое сердце бьется в сокровенном центре церкви. И Он возвращает ее преображенной, исцеленной , воскресшей. Нам вручается целостный Христос – его слова, дух и тело.
Христианство есть уподобление божеству, и предание как онтологический акт дарует преображаемому человеку ту человеческую природу, которая спасена во Христе, прошла врата смерти и сокрушила их.  Богочеловечество присутствует в людях, исцеляет и насыщает вечностью.
Мир материи способен принимать энергии духовного мира, плоть может быть пронизана нетварным светом, Бог просвечивает и пропитывает Собой земные реалии.
Чистоту православия можно соблюсти  в случае разбиения не о камень мостовой, а о камень веры.
Святое есть не отделенное из мира , а   причастное Святому, освященное и напитанное божиими энергиями. Святое подразумевает реальное присутствие Иного.
Творец – единственный источник благодати, чудотворение икон не от их силы , а от божией милости, являемой в их присутствии верующим. Бог проявляет свои чудеса при посредстве земной материи.  Мир , готовый взбунтоваться против цепей тления, ждет своего освобождения, в котором прейдет разделенность неба и земли. Слово стало плотью, полное благодати и истины, тело Христа было пронизано токами божией энергии. Своей вечностью Творец защищает свой мир от смерти. Огонь Преображения, стужа небытия, устойчивость к смерти – Бог хочет привить мирозданию  способность к соучастию в Пасхе нетления. Пасхальная Тайна, Тайна Причастия – доброе будущее для материи в способности к вечному бытию, когда дар бессмертия должен быть усвоен не только для души, но и для тела. Исцеление целостного человека, способность к воскресению, прикосновение Духа не может разрушать собственное творение и по истечении всех времен воззовет его из тлена. Человек , окруженный светом Отца, может получить нетление.
Христос пользуется материальным тварным миром и благословляет его как свое творение. Он называет своей Кровью Чашу от сотворенного и исповедует своим Телом хлеб от творения. Дарами божиими поддерживается существо нашей плоти, причащением осуществляется спасение.
Соломон при освящении храма клал в основание необработанные камни, и в словах молитвы «Твоя от Твоих Тебе приносяще» говорится о нерукотворности в действии Литургии, о преосуществлении даров. «Время сотворити Господеви», вхождение в нерукотворную реальность, когда творит Бог. Причастие Телу воскресшего Спасителя как воспоминание о будущем – приобщает к вневременной вечности.  Недостойное же, безрассудное Причастие –   источник болезни.
Тварь, покоренная суете по воле покорившего ее, с надеждой ожидает освобождения от рабства тления в свободу славы.
Человек как существо, получившее ум, имеет прекрасный образ из соединения души и тела.
На иконе Пятидесятницы под апостолами изображается темный свод, в котором помещена фигура старца с короной и нимбом на голове. В его руках плат с надписью  - космос. Плененный мир со знаками святости и изначальной царственной свободы от тления, готов принять святыню, ждет своего освобождения. Важнейшая тайна христианства – Христос в вас. Учение о теосисе, обожении, выражает  начало  жизни в нетлении, где силы будущего  врываются в настоящее и преображаются жизнью Воскресения.
Предание вечное, когда в вечности от Отца рождается Сын и исходит Дух, полнота божественной природы Отца перетекает к Сыну и Духу, осуществляет себя во времени со слов – да будет, где для твари – бесконечный путь обогащения дару сопричастия, по своим ступеням и мерам, т.е. распространение божества в тварном мире, и  богочеловечества.
Проходя через время от вечности к вечности, предание в своем странствии пропитывает вечными энергиями мир истории. Предание как поручение, человека и мира, принимает и умножает порученный талант. Предание осуществляется в формах человеческой деятельности, которые привлекают божию благодать, как таинства спасения, и тварь вовлекается в синергию с Богом.  Писание содержит нормы, а Предание – образ жизни, это практическое откровение, примененное к человеческой жизни, литургия и молитвенная практика, где Творец сам напечатлевает в сердцах небесную истину и непостижимое Слово. Людям вверено служение тайне вселения Слова в Сына Марии, священнослужителям – служение тайне домостроительства таинств.
Пример устного апостольского предания для святого Иринея Лионского – празднование Пасхи в воскресный день, предпасхальный пост, для Оригена – крещение детей, обращение в молитве на восток, чинопоследования крещения и евхаристии, для Тертуллиана – троекратное погружение при крещении, крестное знамение, осеняющее лоб, запрет носить венки, для Дионисия Александрийского – празднование воскресного дня, для Епифания Кипрского – поминовение имен усопших. Первые священные книги христиан появились через 20 лет после вознесения Господня. Но Вечеря Господня совершалась с первых дней после сошествия Святого Духа на апостолов. Тексты древних Литургий – ап. Иакова, ап. Марка, ап. Петра – разнятся , но образ молитвы, призывание Святого Духа,  реальность таинства едина.
Основным литургическим вопросом 2 Апостольского Собора был вопрос о том, кто будет священнодействовать на месте Иисуса. Святой Игнатий Богоносец пишет, что епископ председательствует на месте Бога, а пресвитеры занимают место собора апостолов. Литургия, совершающая церковь, вводит людей в богочеловечество, преображает  в живое  Тело Христово. Признак Тела Христова состоит в преемстве епископов, т.к. воссоздать церковь можно только через повторение тайной вечери, а Жертва была совершена единожды.
Условие присутствия Христа – единомыслие христиан, их единодушие.
Писание имеет семитские истоки, а в этих языках не было глагола иметь, вещь отождествлялась с владельцем, реальность с Творцом, субъект неотделим от атрибутов. Христос, совершая Тайную Вечерю на арамейском  языке, отождествляет себя с конкретным собранием, называя телом, своим уделом. Живое человеческое тело не может расти из пустоты , не может начать расти заново, отдельной жизнью, не имея непосредственной  физической связи с телом , данным при рождении. Так же и апостольское преемство – онтологическая реальность инобытия Бога.
Христос вошел в историю, чтобы действовать в ней, единожды воплотился, пострадал, освятил и послал апостолов. Бог расточил свое Тело, не сохранил свою воплощенность в человеческой истории, но в этом завете Крови продолжает действовать обещанный Дух. Христос оживляет Свое Тело Своей Кровью, и цена за это – день Голгофы, и рационально неизъяснимый, метафизически невозможный зазор между Сыном и Отцом – если мы еще не Христовы, то не Божий и Христос, болезнующий о нас.
Христос оставил молитву – Отче наш, говорил о царствии божием, встречи апостолов центрированы вокруг трапез.
Христиане умалчивали о своих таинствах , «Тайну цареву прилично хранить», чтобы избежать насмешек непосвещенных, и чтобы языческие мистики , повторяя внешние формы, не истолковывали святыню на свой манер.
Проповедь апостолов сводится к трем керигмам – пасхальной, нравоучительной и запретительной ( в общении). Литургическая дисциплина исключала возможность широкого распространения текстов литургий, служебников, святыня таинств охраняется молчанием. Из мистической утаенности и сокровенности последних бесед Христос  отвечает  на требование верующих сердец – «Я дам вам дух молитвы. Вы будете во Мне – и Я буду молиться в вас». Внутри христиан , народа священников, нет разделения и тайных учений, в тайну жертвы Христа и Воскресения посвящены все. Воскресший Спаситель говорил ученикам о том, как ввести внутрь человеческих сердец царство божие, о реальности богообщения. Заветом преломления хлеба в Сионской горнице Христос оставляет возможность становиться соучастниками, мистериальность христианства в действии Святого Духа, которое истончает стену времени и пространства и позволяет присутствовать на той же Жертве и вкушать те же Дары. Евхаристия дает непсалмическое соединение с Богом, более чем молитвенное, не одним духом, но и Телом и Кровью.


Рецензии