Об инженерной службе ССО

 ОБ ИНЖЕНЕРНОЙ СЛУЖБЕ ССО
Туллер М.Я.
Перепечатано из сборника 50 лет ССО/Сост. И. К. Комаров: под общ. ред.И.И. Комаровой. - М.: Изд.Дом "Зимородок",2009г. стр.285 - 287.

Когда спрашивают, почему студенческие строительные отряды пользовались такой огромной популярностью у студентов, в чём причина их постоянного роста и распространения по всем районам и стройкам страны, я всегда отвечаю: главное — экономика. Возможность за короткое лето заработать столько, чтобы студенту хватило почти на год, — мощный стимул существования и развития отрядов.
Я не отрицаю привлекательность запаха тайги, бескрайность степей, прелесть ночных костров, песен, зарождение настоящей дружбы и большой любви. Всё это имело большое значение для студенческой молодёжи. Но без экономической заинтересованности не было бы столь массового, добровольного движения.
Экономическое направление обеспечивала Инженерная служба студенческих строительных отрядов, в составе которой находился и я.
В 1964 году командир Московского отряда И.К. Комаров поручил мне организовать на базе МИСИ, где я учился на IV курсе, Инженерную службу отряда МИФИ для работы в Ерементауском районе Целиноградской области.
Так как за спиной у меня был Киевский строительный техникум, работа мастером в Павлодаре на строительстве комбайнового завода, бригадиром комсомольской бригады на строительстве канала Северный Донец — Донбасс и три года службы прорабом в военностроительном отряде Московского округа, я, не имея целинного опыта, рискнул выполнить это поручение.
Инженерные подразделения 10 отрядов Ерементауского района состояли из студентов МИСИ, имеющих среднетехническое строительное образование и большой опыт работы на стройках.
В первую неделю объезда отрядов пришлось сменить половину назначенных комитетами комсомола командиров. Эти комсомольские работники оказались, к сожалению, не подготовленными к тем задачам, которые надо было решать срочно: быт, питание, фронт работ, снабжение материалами, взаимоотношения с совхозным начальством, техника безопасности, дисциплина в отряде и т. д. Мы шли на решительные замены по согласованию с отрядом, выдвигающим своих неформальных лидеров. Ни один из них не подвёл, все справились со своими задачами.
В 1964 году на Целине был небывалый урожай, и областной штаб совместно с облисполкомом поставил задачу перед всеми районными отрядами построить в каждом совхозе, где они работали, обетонированный ток для хранения зерна. Чтобы выполнить эту задачу, мы создали передвижную механизированную бригаду, укомплектовав её лучшими бойцами из всех отрядов. В каждом из 10 совхозов наш отряд построил зерноток.
В 1965 комитет комсомола МИСИ, не комплектовавший до этого районного отряда на Целине, решил его организовать (командир Берензон Г.М.). В отряде должно было быть не менее 500 человек. Мне было поручено стать главным инженером этого отряда, направляемого в Вишневский район Целиноградской области. Проблема заключалась в том, что институт мог выделить для решения этой задачи только 100 бойцов.
Мы нашли выход: один образцовый отряд под руководством очень толкового организатора М.Б. Джуринского был сформирован из 45 лучших бойцов МИСИ в совхозе Ижевском. Остальные 7 отрядов были укомплектованы из студентов ярославских вузов, выезжавших на Целину впервые. Чтобы усилить отряды Ярославля, в каждый из них были посланы по 6-7 самых опытных бойцов МИСИ, имеющих опыт работы в отрядах и на стройках, они и стали бригадирами и звеньевыми.
Вишневский отряд занял 1 место среди районных и совхозных отрядов в 1965 году.
В 1966 году мне предложили возглавить Инженерную службу Московского областного отряда, работающего в Целиноградской области (командир отряда А.Ф. Перевознов). В отряд входило 15 районных отрядов общей численностью 6 тысяч человек. Мы поставили перед собой задачи: занять 1 место среди областных отрядов и организовать эффективную службу техники безопасности. Во всех районных отрядах были созданы инженерные службы на базе МИСИ с опытными главными инженерами.
В областном штабе была организована служба снабжения во главе с выпускником МИФИ, талантливым снабженцем, имеющим уникальный опыт, А.И. Челноковым, ставшим в 1967 году командиром областного отряда.
Для организации службы безопасности были привлечены доцент кафедры безо-
пасности МИСИ А.Н. Рыльцев и Н.А. Тимофеев — выпускник МИСИ. Большое участие и помощь в работе Инженерной службы оказал С.В. Кузьменко.
Были разработаны схемы взаимодействия с автоколоннами, формируемыми на базе МАДИ и распределяемыми по районным отрядам.
В результате напряжённой работы областному и районным штабам удалось подготовить фронты работ по всем совхозным отрядам Целиноградской области, распределить фонды на строительные материалы по районным отрядам, создать на местах запасы материалов для начала работ, а также оборудовать жильё для студентов. Особое внимание было уделено обучению бойцов отряда технике безопасности, а также подготовке мотористов, электриков и т. д.
Каждому отряду были выданы подробно разработанные инструкции по безопасному ведению работ, по работе с электроинструментами, бетоно и растворомешалками, по перевозке людей на специально оборудованных машинах, правила по организации купания.
Сразу по прибытии отряда на Целину все службы областного штаба, возглавляемые Инженерной службой, разъехались по районам. Они имели перечни требований по технике безопасности и полномочия останавливать работы, которые выполнялись с нарушениями, до полного их устранения. Из-за этого отряды были вынуждены останавливать работы на несколько дней. Тогда на областной штаб обрушивался шквал звонков с требованиями обуздать Инженерную службу. Но командир отряда А.Ф. Перевознов и весь областной штаб полностью поддержали нас и заставили нарушителей выполнить все требования.
Перед отрядами была поставлена цель — максимальное количество возводимых объектов довести до сдачи в эксплуатацию «под ключ».
В 1966 году Московский студенческий отряд, работавший в Целиноградской области, занял по производственным показателям 1-е место среди отрядов
Казахстана. Но главным и очень значимым для нас достижением года стало то, что в шеститысячном отряде за весь рабочий период не произошло ни одного несчастного случая.
В 1967 году я возглавил Инженерную службу Центрального штаба студенческих строительных отрядов численностью 100 тысяч человек (командир А.Ф. Перевознов).
В связи с тем, что многие вузы создавали свои отряды впервые, возникла задача обеспечить их нормативными материалами с учётом накопленного за прошедшие годы опыта. К работе были привлечены А.Н. Рыльцев и Н.А. Тимофеев. Инженерную службу расширили, что позволило разработать все необходимые инструктивные и нормативные материалы, организовать семинары и учёбу.
К тому времени авторитет студенческих отрядов был настолько велик, что спрос на них значительно превышал возможности. Это позволило штабам при распределении отрядов отказывать тем ведомствам и регионам, которые имели, как сейчас говорят, «отрицательную кредитную историю», плохо принимали и обеспечивали отряды. Областным и районным штабам было разрешено менять дислокацию в период работы в случае плохого приёма, что очень дисциплинировало заказчиков.
В этот период заметно укрепились и заработали как следует специализированные отряды — транспортников, электриков, связистов, реставраторов и других. Студенты работали всюду. Легче назвать места, где их не было.
Инженерной службе удалось добиться, чтобы со студенческих заработков не вычитался подоходный налог. Это стало для студентов большим подспорьем на много лет.
В дальнейшем Инженерную службу Центрального штаба возглавляли опытные инженеры Струбцов Ю., Степанов О. и другие, которые вложили много сил, энергии, знаний в дальнейшее развитие и укрепление Инженерной службы студенческих строительных отрядов.               
               
                Краткая  справка
 В 1967 инженерная служба  Центрального Штаба ССО, кроме текущей работы занималась  следующими вопросами:
    1.Все республиканские и областные отряды были снабжены инструктивными и нормативными материалами по  технике безопасности.               
     2.Были организованы  семинары и учеба инженерных служб республиканских и областных отрядов.
      3.Все специализированные  отряды :  транспортники, электрики,связисты, рестовраторы и др. вошли в орбиту Центрального штаба и по производственным  вопросам отчитывалась  перед инженерной  службой.
       4. Был разработан и в сентябре1967г Президиумом ВЦСПС утвержден  "Типовой  договор на работы, выполняемые студенческими строительными    отрядами," подготовленный инженерной службой.
 Договор регламентировал обязательства  организаций, принимающих студентов.
          5.Инженерная служба приняла самое активное участие через  ВЦСПС  в отмене подоходного налога со студентов, работающих  в строительных отрядах. Эта льгота была совсем не лишней для студенческого бюджета и действовала  много лет.
            6. Отрядам было разрешено  менять дислокацию в случае невыполнения условий договора и переходить в другую организацию.  Это оказалось очень действующим стимулом  для  нерадивых  хозяйственников и помощью  отрядам.


Рецензии
Михаил,начался приём рассказов на 56-й Конкурс по этой ссылке - http://www.proza.ru/2015/12/23/320
Ждём.
Желаю успехов!

Евгения Козачок   23.12.2015 22:08     Заявить о нарушении
Евгения! Горячо благодарю Вас за Вашу помощь! Меня включили в Конкурс 64
последним, с произведением "Чудо в Иерусалиме". Если это не является препятствием для участия в 56 Конкурсе, то вполне возможно, что я учту Ваше предложение.
Еще раз спасибо! Михаил Туллер.
Начал читать Ваши произведения. Очень нравятся!

Михаил Туллер   24.12.2015 10:03   Заявить о нарушении
Не является препятствием! Принимайте участие в каждом Конкурсе с новыми рассказами.
Желаю успехов!

Евгения Козачок   24.12.2015 10:11   Заявить о нарушении