Приключения купца из Гульсора

Я родился в прекрасном Гульсоре,
В благородной, богатой семье,
На, покрытой искусным  узором,
Широкой, кедровой скамье.
Я не помню, увы, свою маму.
Она умерла очень рано,
Дитя не успев покачать.
Заменила мне нянюшка мать.
Мне отец  ни в чём не перечил
И души не чаял во мне.
Научив скакать на коне,
Он надел мне кольчугу на плечи,
И вручил мне копьё и кинжал,
Чтоб я храбрым воином стал.

Опишу вам город любимый,
Свою родину - дивный Гульсор.
Вкруг него, как пейзаж на картине,
Гор вершины и моря простор.
Его жители столь богаты,
Что не носят халатов на вате,
А только на пухе коз.
Город полон фонтанов и роз.
И чего только нет на базаре:
Кинжалы, сласти , шелка,
И в ушатах улов рыбака:
Рыба, крабы, омары.
И груды браслетов, колец.
И стада тонкорунных овец.

Корабли  стоят у причала.
В трюмах тёмных– товары купцов.
И волна, что их в море качала
Веет свежим бризом в лицо.
В лодках, рыбы полные, сети.
Паруса надувает ветер.
И стоит счастливый рыбак
На корме загорел, полунаг.
Всюду люди снуют с тюками.
На наречьях различных кричат.
И лежит  на крепких плечах
Груз, привязанный кушаками.
Шумит оживлённо порт.
И так каждый день, круглый год.

Всем хватает в Гульсоре хлеба.
И даже последний бедняк
Возносит молитву к небу
За долю ниспосланных благ,
Потому что мудрый правитель,
Дворца золочёного житель.
Любит сердцем свой добрый народ,
И как пастырь отару пасёт.
Он суд вершит справедливо,
Чтобы зла не творил  народ.
И пределы страны бережёт,
Охраняя границы ревниво.
Наготове дамасский булат.
Все довольны им:  стар и млад.

Мой отец, уважаемый всеми,
Был богатый, гульсорский купец.
Он шелка поставлял для гарема,
Ему дело оставил отец.
Ему лавка досталась в наследство.
Он имел в наличии средства,
Чтоб в Китае шелка покупать
И недёшево их продавать.
Он был вхож во дворец к султану
И носил парчовый халат.
Уважаем он был и богат.
По утрам ел лаваш со сметаной.
А меня он любил всей душой.
В общем, жили мы хорошо.

После смерти красавицы-мамы,
Её смерть  - злого рока вина.
Я был предоставлен няне,
Она воспитала меня.
Она была доброй и мудрой.
И будила каждое утро
Меня нежной песней своей.
После шли мы к фонтану с ней.
У фонтана я умывался,
С гор бежавшей прохладной, водой
И на розах прозрачной росой,
Вместе с нянею, я любовался.
И в саду никого…мы одни.
Это были прекрасные дни.

Каждый день постигал я науки.
Мне наставником был мудрец.
Он уроки давал мне без скуки,
Как считать без ошибок овец,
Или как писать без помарок.
Иногда он дарил мне подарок
За, исполненный к сроку, урок
И со мной никогда не был строг.
Хоть и был я порой шаловливым.
Он меня никогда не бранил,
И  проказы смешные сносил
С улыбкою и терпеливо.
Так беспечно и счастливо рос
Я средь книг старинных и роз.

Меня рано, ещё ребёнком,
Отец посадил на коня.
Я был ловкий и смелый мальчонка
И скакал лучше день ото дня.
Всё взрослее я становился
И драться с ножом  научился,
А также  из лука стрелять
И копьё с размаху метать.
Побеждал я  в бою рукопашном
И сверстников был сильней.
Объезжать научился  коней,
Хоть сначала  и было мне страшно.
Говорил мне нередко отец:
«Ты пошёл весь в меня. Молодец».

Так под родимой крышей
Моё детство прошло без забот.
Отца своего стал я выше.
Девятнадцатый минул мне год.
Мой отец был ещё не старый
И он сам привозил товары,
Доверившись парусам,
Из соседних богатых стран.
Но когда его хворь одолела,
Подозвал он к постели меня,
Улыбнулся, за плечи обняв,
И сказал: « Пора и за дело
Приниматься тебе сынок.
Из тебя должен выйти прок».

Я собрался быстро  в дорогу .
Мне напарником стал капитан.
В своей жизни он видел много
Морей и далёких стран.
Мы с ним команду набрали.
Таких молодцов едва ли
Вы  могли где-нибудь видать.
Все друг другу были под стать;
Плечи –косая сажень,
Все рослые , как на подбор.
Дом родной был им моря простор.
Куда плыть –им было не важно.
Лишь бы парус тянул, как мул.
И  ветер попутный дул.

Простившись с отцом и няней
Я оправился в дальний путь.
Как приятно под парусами
Воздух свежий грудью вдохнуть.
В душе нет места печали.
В небе синем летают чайки.
Товарами полон трюм:
Оружие, шерсть и изюм,
Чтобы потом с купцами
Вести торговый обмен
И, подвесив мешки на безмен,
Брать оплату парчой иль деньгами
Или шёлком с узором цветным,
Невесомым, как пух или дым.

Наш корабль уже неделю
Плыл по  волнам без бед,
Когда вдруг ветра налетели
И небо сменило цвет.
Тучи скопились над нами
И море крутыми валами
Наше судно стало качать.
И в борта, как буйвол, стучать.
Капитан  в лице изменился
И сказал : « Будет сильный шторм.»
Ветер дул в свой огромный горн
И вал за валом катился.
И команда, спустив паруса,
Вознесла мольбы к небесам.

Битва с морем была недолгой.
Через час был корабль разбит.
Вскоре шумные волны умолкли
Море приняло прежний вид.
Но успел я, довольно ловко,
Себя обрывком верёвки
К мачте сломанной привязать,
Чтоб добычей пучины не стать.
Когда шторм потерял свою силу,
И в небе сквозь клочья туч
Выглянул радостный  луч,
И солнце мир осветило
Я, качаясь на гребнях волн,
Осознал, что от смерти спасён.

Так я плыл  два дня и две ночи,
Надежду в душе храня,
Хотелось мне выжить очень,
И спас Всевышний меня.
Будет милован тот, кто верит,
Я выброшен был на берег
Могучей, пенной   волной
В час, когда начинался  прибой.
Я ослаб и не помню сколько
На тёплом песке я лежал
У высоких, прибрежных скал,
Там я спал, наверное, долго.
Набираясь для жизни сил,
Но вдруг голос меня  разбудил.

Голос был так сладок и нежен ,
Что казалось,  он снится мне.
Ветерок с моря веял свежий,
Пели птицы , как будто во сне.
Так разум туманят грёзы,
Я вдохнул аромат лёгкий  розы,
И открыл наконец  глаза;
Сияла небес бирюза.
Рядом со мною , чуть слева,
В сандальях на узких ступнях,
Ко мне тонким станом склонясь,
Стояла прекрасная дева,
Облачённая в светлый хитон
И я понял , что это не сон.

Она ко мне прикоснулась
Своей белою, лёгкой рукой.
Потом ласково мне улыбнулась.
И что-то случилось со мной.
Я лежал , затаив дыханье,
Прояснилось моё сознанье.
Я не мог оторвать свой взгляд.
Я будто попал в райский сад.
И вижу одну из гурий.
Но она была девой земной.
Я почувствовал в сердце покой
В первый раз после страшной бури.
Я хотел ей сказать, что влюблен,
Но издал лишь невнятный  стон.

Я очнулся в златой колеснице.
Её в гору усердно везли
Четыре кота , две лисицы
И с чёрною шерстью козлы.
Я лежал на мягкой подушке.
И вдали как-будто игрушки
Виднелись три башни и мост.
Я хотел задать деве вопрос.
Но вновь потерял сознанье.
И впал в исцеляющий сон.
Сквозь него мне слышался звон,
И прелестное птиц щебетанье.
Я не помню , долго ли спал.
Так в прекрасный дворец я попал.

Продолжение следует.

Автор картины -Фаршчиян Махмуд - современный иранский художник, живет и работает в Нью-Йорке


Рецензии