Маринист из Саутгемптона

 

С  высоты  крепостных  стен, недалеко  от  старинных  каменных  ворот  Баргейта, юный  Монтегю  смотрел  на  город, раскинувшийся  далеко  внизу. С  моря  задувал  свежий  ветер, трепал  волосы, холодком  пронизывал  лёгкую  одежду  мальчика. Об  этом  городе, расположившемся  на  юге  Англии, в  месте  слияния  рек  Итчен  и  Тест, у  пролива  Солент, он  знал  ещё  в  Лондоне  по  рассказам  деда  Генри. Своим  возникновением  Саутгемптон  был  обязан  Сэру  Бэвису   Хэмптону  - легендарному  герою  ХI  века, а  во  времена  римлян  назывался  Клаусентумом. Отсюда  совершал  свои  походы  Ричард  Львиное  Сердце, уходили  в  далёкие  плавания  многие  корабли. 
Не  так  давно  семья  Доусонов  перебралась  сюда  из  Лондона, поближе  к  морю. Было  это  вполне  необходимым  делом, так  как  отец  семейства – заядлый  яхтсмен  и  инженер  не  представлял  своей  жизни  без  участия  в  разных  соревнованиях, постоянно  совершенствуя  свои  суда, да  и  жильё  на  побережье  стоило  не  так  дорого, как  в  столице. С  самого  рождения, всё  окружающее  Монтегю  «дышало»  морем  и  морскими  просторами: будь то   картины, развешанные  по  стенам и  выполненные  дедом – художником – маринистом, многочисленные  модели  знаменитых  кораблей  английского  флота, отцовские  чертежи  яхт, рыболовные  снасти  и  снаряжение, разговоры  семьи  за  столом. Подрастая, мальчик, словно  губка, впитывал, запоминая  незнакомые  названия  морских  терминов, листал  книги  о  путешествиях, пробовал  рисовать по  примеру  деда. 
Свою  первую  картину  Монтегю  нарисовал  в  пять  лет  под  впечатлением  детских  наблюдений. В  хорошую  погоду  заходящее  солнце  касалось  поверхности  моря  и  постепенно  скрывалось  за  его  кромкой. Проходили  мгновения, и  багряный  закат  украшал  горизонт, создавая  игру  красок  угасающего  света  завершённого  дня. Дебют  «Заката»  юного  Монтегю  был  успешным, вызвав  неподдельное  удивление  и  восторг  у  взрослых.
Мальчик  подолгу  любил  рассматривать  картины  художников – маринистов, подмечая, как изображал  тот  или  иной  мастер  мельчайшие  детали, использовал  свет  и  тени, как  схватывал  то, что  называют  гармонией  движущегося  корабля, моря  и  неба. А  ещё, подолгу  любил  бродить  в  одиночестве  по  набережной  Саутгемптона, слушая  звуки  порта, наблюдая  за  уходом  и  прибытием  кораблей. Особенно  интересовали  его  ростры  парусных  судов, искусно  выполненные  то  в  виде  фигуры  прекрасной  девушки – русалки, то  сказочного  животного, то  в  виде  устрашающего  воина – исполина. Стройные  абрисы  парусников  запечатлевались  в  памяти, а  морской  лексикон  становился  всё  более  понятным.
В  восьмилетнем  возрасте  уже  написано  несколько  картин. Первый  заработок  пока  ещё  невелик – всего  2  шиллинга  и  6  пенсов, но это  его  трудом  заработанные  деньги.
Подметив  незаурядные  художественные  способности  сына, родители  отдают  его  учиться  в  лондонскую  студию  прикладного  искусства  Бэдфорда  Рида. Там  Монтегю  учится, совершенствует  своё  мастерство. Юноша  сближается  с  состоявшимся  художником – маринистом  Чарльзом  Напье  Хими  (C. Napier  Hemy – 1841 – 1917). Творчество  мэтра  оказывает  огромное  влияние  на  становление  молодого  художника.
Учёбу  в  студии  прерывает  первая  мировая  война. Монтегю  определяется  военным  художником  на  кораблях  Королевского  флота. Его  рисунки  морских  баталий  регулярно  появляются  в  географическом  журнале  «Сфера». В  период  военного  времени, когда  ощущается  дефицит  красок  и  бумаги, все  работы  М. Доусона  выполняются  в  одноцветном  варианте. Журнальные  иллюстрации  приносят  ему  известность. Мастерски  выполненные, точно  передающие, словно  фотографии, происходящее, они  выставляются  в  Королевской  Академии.
Всё  чаще  и  чаще  бывая  в  море, а  в  1924  году  на  яхте  «Св.Георгий»  совершая  дальнее  плавание  в  южные  широты, М. Доусон  использует  увиденное  им  в  своих  картинах, став  настоящим  художником – профессионалом. Те  навыки  в  морском  деле, приобретённые  им  за  годы  службы  на  флоте  во  время  двух  мировых  войн, находят  отражение  в  безукоризненной  точности  передачи  на  его  полотнах  мельчайших  технических  элементов  оснастки  кораблей, такелажа  и  рангоута, а  особое  чувство  состояния  морской  стихии, её  цветовой  гаммы  приводит  к  гармонии  всего  изображения. Картины  художника, словно  своеобразная  летопись  английского  флота, его  известных  кораблей, берущая  начало  от  парусников  до  крупных  пассажирских  лайнеров, совершающих  дальние  круизы  по  морям  и  океанам. 
В  мире  найдётся  не  так уж  много  художников – маринистов, каким  был  Монтегю  Доусон, с  рождения  отдавших  свою  жизнь  творчеству, целиком  пронизанному  особой  любовью  к  морю  и  кораблям.   

                Вячеслав  Прытков. 


Рецензии