Вояж без саквояжа

Бум свободы, дарованный демократией в начале 90-х годов 20 века,  опьянял. Можно заниматься всем, чем угодно, огромный простор для полета фантазии, а самое главное – свободный выезд за границу. И вот, чтобы проверить это на себе, мы решили с другом съездить в Германию за автомобилями, как это было модно тогда. 
После месяца ожидания загранпаспорта мечта стала приобретать конкретные очертания в виде бордовой книжицы, пока еще с  буквами «СССР»! В газете наталкиваюсь на объявление: «турфирма «Юнита» организует поездки в Германию за автомобилями». Наконец  - то виза оформлена, мы летим в Москву, путешествие началось!  Радость и эйфория  сопутствовали нам всю дорогу до столицы. Москва встретила нас мокрым снегом, несмотря на конец сентября по календарю. Но это не смогло испортить нам настроение, так как вскоре мы оказались в самом западном  анклаве России  - городе Калининграде. Таких рисковых людей  набралась целая группа и на автобусе через Польшу мы добрались до Гамбурга.
«Autokino» - огромные сияющие  буквы при входе в авторынок, музыка, запахи гамбургеров и хот-догов. Атмосфера праздника немного портится от того, что за вход приходится отдать 2 марки, хотя, признаюсь честно, в голове мелькнула мысль: а что, если через забор, как в старые времена на танцплощадке, дома,  в парке? Мелькнула и улеглась,  мы за границей.
Конечно, для российского человека, не искушенного таким изобилием, выбор становится тяжелым испытанием. Что и говорить, количество и качество товара, представленного на рынке, просто отупляло. Справившись с первым потрясением, мы отправились по рядам. Белые сверкающие «Мерседесы», перламутровые «Ауди», серебристые «Фольксвагены» и рядом с ним и наши «Лады».  Сравнение, конечно, не в пользу последних,  но зато по цене явно доступнее. В этот момент я действительно понял, что автомобили в ФРГ можно купить буквально за копейки. 
После долгого поиска оптимального сочетания цены и качества, друган Серега остановил свой взгляд на японке – синей «Хонде» по смехотворной цене -   800 марок.  А я купил «девятку», модную на тот момент в России. Взяв свои сумки, мы забрались в салон «Хонды».
Сергей, как человек опытный, он служил в Германии прапорщиком в танковых войсках, для знающего человека это о многом говорит, предложил выехать из рынка, заправиться и «стрелкануться» у выезда на автобан.
Я согласился и через некоторое время к своему ужасу понял, что теряюсь в этих улицах, скоростном режиме. В общем, виделись мы в последний раз. Да еще и моя сумка с вещами и продуктами уехала вместе с «Хондой». Хорошо хоть документы оставил при себе  и марки на обратную дорогу.
Я был в шоке: без продуктов, вещей, инструментов вещей, карты и практически без денег, один в чужой стране. Положение, конечно, не критическое, но приятного мало. Покружил по городу и понял, что выезд на трассу без карты найти не смогу, к тому же начинало смеркаться. Что ж, утро -  вечера мудренее, с этой мыслью нашел под эстакадой место и заночевал.
Русские ребята, у которых я взял машину, забили ее под завязку подержанной резиной. Для немцев это мусор, а для нас… В общем,  в хозяйстве все «сгниет». Кое-как  рассовал баллоны по салону и по багажнику, разложил сидения и в полусидячем положении смежил веки.  Ночь прошла спокойно. Ранним утром на заправке разорился на 15 марок, купив преотличнейший атлас дорог и карту города.
С их помощью легко нашел выход на трассу, и уже потом долго недоумевал: «Как это только я мог заплутать в этом немецком суперпорядке». Ну да ладно, спишем это на неопытность. С этого момента началась гонка со временем в неблагоприятных условиях. До столицы немецкой – Берлина доехал без особых хлопот. А вот на 70-м километре меня поджидал сюрприз в виде инспекторов дорожной полиции. Короткий взмах жезла и моя «железная коняшка» послушно замерла, уткнувшись в обочину. Протянул документы, сижу, жду. По лицам вижу, что не все так безоблачно и действительно жестами просят выйти и составляют протокол. А затем начинается сценка «Добрый и злой полицай».
«Злой» говорит:
 - документы не в порядке, вызываем эвакуатор,  машину на штрафстоянку.
Я спрашиваю:
 - Что не так?
Добрый: 
- Автомобиль не снят с учета, это большое нарушение, с вас штраф 200 марок. В ответ достаю удостоверение  МВД пожарной охраны, начинаю объяснять, что мы, мол, коллеги… почти. Что с трудом накопил денег на машину и приехал в их гостеприимную страну аж из самого Сталинграда и достаю из кармана «аргументы». Мелочь, марок  30-40 и со словами «это все, что у меня есть, протягиваю им, возьмите без протокола. Добрый улыбается, бросает злому пару фраз, а второй внимательно смотрит на меня и, велев сидеть и ждать эвакуатор, уезжают. И тут будто разверзлись хляби небесные, ливень лупанул буквально, как из ведра, да еще и с градом. Полицейский автомобиль исчез за поворотом, а  под аккомпанемент дождя по крыше начинаю медленно погружаться в ступор.
Все, сейчас машину арестуют,  как я доеду до России, виза кончается завтра и такое отчаяние напало на меня, что даже на глазах выступила предательская влага. Конечно, можно было и не ждать, а поехать на свой страх и риск, но далеко ли уедешь по автобану от видеокамер и полицейских раций. Прошло полтора часа, видимо,  бог услышал мои молитвы, тучи разошлись, выглянуло солнышко, а я воспрял духом и начал уже подумывать, что это я стою…, как тут подруливает эвакуатор. Довольно симпатичный малый, почему-то он был один, водитель этого эвакуатора говорит, сопровождая слова жестами: «Справа – комендатура советских войск, слева – полицейский участок. Снимаешь машину с учета и в понедельник можешь ехать дальше, ферштейн?». Да, это я понял, а сейчас то, что делать. Он опять начинает руками водить и объяснять: справа - слева.
Понял, понял - это все в понедельник, а сейчас то, что?
Тот в сердцах сплевывает, садится в машину и уезжает,  а я, не веря своему счастью, остаюсь один.
После таких переживаний, нужно немного отвлечься  и передохнуть, да и под покровом темноты будет легче добраться до границы.   Я съехал с трассы, направил машину к ближайшему дому.  Остановив машину в тени раскидистого дуба, выбрался из салона и подошел к дверям.
«Мистер Отто Фрингс» -  читаю на табличке. Через забор вижу довольно большой двор, где стоят  две дорогие машины. Нажимаю на кнопку звонка, в ответ раздается мелодичное звучание, дверь открывается и появляется хозяин.
 - «Гутен таг,  вассер тринкен?». Он внимательно посмотрел на меня и любезно предложил войти.
 -    «Мы вот с другом потерялись, а к вам приехали в страну за машинами» – сумбурно начинаю  объяснять ситуацию.
Отто прерывает меня и выносит большую бутыль воды. Я попил, залил  в радиатор, хотел было вернуть бутыль, но он замахал руками,
 - оставь себе
 - пойдем в дом.
Через двор попадаем в холл двухэтажного дома, большого даже по немецким меркам. Он усаживает меня в кресло и заводит разговор.  Отто оказывается выходцем из Польши, год назад справил 55-летний юбилей, имеет, вернее имел большую семью. Но дети выросли, разъехались  по стране, с женой разошелся, сейчас на пенсии.
 - Занимаюсь ремонтом дома, подрабатываю на турбазе сторожем. Вот так. Кстати, откуда такие приличные познания немецкого?
 - Со школы, да и мы же не на чистом немецком разговариваем.
 - Да, это верно, а хочешь, покажу тебе место своей работы.
 - Конечно, соглашаюсь я, украдкой бросив взгляд на часы, пару  часиков у меня еще  есть. Мы выходим из дома и отправляемся к автостраде. Каково же было мое удивление, когда за зеленым забором деревьев прямо у трассы расположилось живописное озеро с белым песочком, пляжными домиками, грибками, мостками и вышкой для ныряния.
 - Сейчас сезон уже закончился, а так здесь очень много отдыхающих.
 - Никогда бы не подумал, что тут окажется что-то подобное.
Отто понравился мой ответ, и он голосом гида продолжил:
 - Там дальше поле кукурузы, там подсолнечник, там клевер, когда мы продолжили экскурсию по окрестностям.
 - А что, мне нравится.  – Скажи, дорогой Отто, а раньше также было, имея в виду «берлинскую стену»?  -  задал  я провокационный вопрос, когда мы уютно устроились на кухне со стаканами крепкого чая в руках. Отто оживился:
 - Что ты!  До объединения было получше, по крайней мере,  с газом.  - Да вот смотри сам. Он подошел к плите, чиркнул пьезозажигалкой и из горелки вырвалось какое-то красноватое пламя с едким запахом.  – И так во всем, да вот еще разговоры о единой валюте ходят, прогнозируют увеличение курса, подорожание уровня жизни. Да-а, в общем старость - не радость. Но что это мы о грустном?
Я рассмеялся в ответ и блаженно  откинулся на стуле, попивая чаек с бутербродами. Все - таки пешая прогулка, километров эдак в шесть,  меня слегка утомила.  Мы посидели еще. Отто принес конверт, надписал адрес и сказал:
 -  Как доберешься до дома – напишешь, хорошо?   Я кивнул и спрятал конверт в карман, вышел во двор. Через несколько минут подошел Фрингс с большим пакетом.  – Это тебе на дорогу и на память.
Все – таки мир не без добрых людей, с этой мыслью мы обнялись на прощание как старые друзья. Отто относился к тем людям, с которыми всего  несколько часов знаком,  а кажется, что всю жизнь.
Я сел в машину, зажег габариты, рядом на сидении пристроил пакет и, сглотнув предательский ком в горле, нажал на газ. Оставляя позади старину Отто Фрингса, долго смотрел на одинокую фигуру на дороге в зеркало заднего вида.
«Лада» мерно шурша шинами, резво катилась по автобану, разгоняя светом фар подступающие сумерки. До германо-польской границы добрался ближе к полуночи. Выстояв в километровой пробке перед пропускным пунктом,  подъезжаю  к таможне. Инспектор с немецкой стороны вежливо пропускает меня, бегло взглянув на документы, в нейтральную зону. А вот первые слова польского таможенника: 
- Пан в Польшу  не поедет и заворачивает меня в «отстойник».  – Почему? Спрашиваю я, заранее зная ответ.  – Машина не снята с учета, проезжайте вон туда, ткнул жезлом он мне за спину.
Обреченно ставлю автомобиль в сторонке, начинаю искать выход из  создавшейся ситуации. Спустя часа полтора, наблюдения за работой КПП, замечаю машину техпомощи,   занимающуюся нехитрым бизнесом. Машины подобные моей грузятся на эвакуатор и перевозятся через границу. Закон там такой, если машина идет своим ходом, то все документы и номера должны быть полностью оформлены, а если на эвакуаторе, то достаточно техпаспорта и купчей. Ну что,  делать нечего, подхожу к техпомощи и справляюсь о расценках.  - 250 марок и все будет в лучшем виде предприимчивые поляки, улыбаясь,  отвечают мне.  – Через час мы у тебя, если договоримся. А сам, помня о поговорке , укладываюсь спать.
Солнце встало около шести утра, помощники так и не явились. Я умылся, перешел на польскую сторону, заказал в кафешке чашку крепкого кофе с булочкой. Благо через границу на нейтральной зоне можно переходить довольно часто. И вот, попивая ароматный напиток, в голову пришла мысль: кто у нас знает все тонкости и нюансы - таксисты. А здесь я их видел предостаточно. Повеселевший выхожу из кафе и бодро направляюсь к таксисту, который только что кого-то привез.  – Здравствуй, послушай,  друг, как бы мне найти прицеп - автовоз, чтобы миновать наконец-то этот таможенный пункт? Таксист на несколько секунд задумался,  а потом бросает:
  - 200 марок.
– Не –а  - говорю  - дорого.
 - 150
 - Ладно – соглашаюсь я, приезжай.
А сам направляюсь к машине и уже практически на переходе сталкиваюсь с соотечественником. Познакомились. Оказалось он тоже занимается машинами и подсказывает один удачный ход. За бутылку водки из куска картона изготавливает почти настоящие транзитные номера, раскрашивает фломастерами и вручает мне.
 - Ну, вот и все, крепи и езжай, прячет в карман пузырек с жидкой валютой, довольно улыбаясь.
На всех порах несусь к автомобилю, привинчиваю номер, и в этот момент появляется поляк-таксист. Не поленился, смотался в город, привез прицеп, а на пассажирском сидении сидит какая-то женщина, видимо хозяйка прицепа.
 - Нет – говорю ему, у меня с деньгами проблемы, твои услуги слишком дороги, я не поеду.
 - Курва! -  заорал он – мы с тобой договорились, а ты! Да ты вообще отсюда никуда не уедешь. И в этот миг его взгляд наталкивается на резину в салоне.  – Ого – я вижу, у тебя есть покрышки. А ведь поляки еще большие барахольщики, чем те же хохлы.  – Ладно, давай четыре покрышки и мы договоримся.  – Хорошо – вот эти две совсем новые!  - Эти две и колонки от магнитолы!  - Договорились! Загоняем машину на прицеп и без каких–либо вопросов минуем таможню и расстаемся уже довольные друг другом.
Польские дороги по своим качествам ничуть не уступают немецким, поэтому ехать по ним одно удовольствие. На прямом участке, держась в крайне правом ряду, решаю выжать из моей «старушки» максимум на что она способна.   
- 110 – 120 – ничего не происходит, движок работает ровно.   – 130 – 140! Вот что значит своевременный сервис и качественное масло да бензин, что даже такая престарелая жестянка идет за милую душу. И тут на этой скорости со мной поравнялся серебристый «Мерседес» и его хозяин, улыбаясь, показывает жестом  - давай еще. Я утапливаю педаль газа до пола. – 150-160. Все! Стрелка легла на последнюю цифру, машина летит как стрела, а поляк жестом машет: еще. Я пожал плечами и крикнул: Все.  Он рассмеялся, добавил газу и исчез из поля зрения в считанные секунды. Видимо километров 200 в час выдал. Да! Вот это тачка,  мечтая о подобной, подумал я. И тут обратил внимание, что стрелка температуры подобралась к критической отметке. Сначала снизил скорость, а потом и вовсе остановился. Больше я так не газовал.
Старинный  город Польши  - Варшава произвел на меня огромное впечатление своей строгой архитектурой центра и чистыми улицами, где я остановил машину и долго наслаждался видами столицы.   
Ночью пошел дождь, меня начало знобить, видимо слегка простудился, ведь по ночам довольно прохладно. На очередной заправке, залив полный бак горючего, я зашел в кафетерий, заказал чашку крепкого кофе и попросил аспирин. Шипучая таблетка быстро растворилась, не оставили на поверхности и следа. Двумя глотками отправил лекарство внутрь , за ним последовал кофе. Уже в машине оказались, кстати, овощи и бутерброды, собранные заботливой рукой Отто. И снова в путь!
Без каких-либо трудностей оформил пошлину, получив очередную печать в паспорте, я оказался в России. А тут как обычно к двум национальным бедам  добавилась третья – отсутствие бензина на заправках, топливный кризис.
Первый же гаишник на посту радостно останавливает меня. Мой великолепный  «транзит» от дождя и ветра загнул свои края как заяц уши. И вот доблестный инспектор сует мне под нос список штрафов. Мое нарушение попадает под пункт: «Изготовление фальшивых номеров». В общем, отдал я ему два баллона резины, которой был набит салон моего авто. Не буду утомлять вас описанием путешествия по трассе и колдобин, когда едешь, будто на дрезине, а на прилегающих заправках объявления, словно под копирку: «Бензина нет вообще!». Еще две покрышки отдал водителю колхозного «Уаза» за две канистры бензина, когда машина встала с сухим баком посреди бескрайних полей.
Потом была еще одна ночевка  и уже в составе таких же «гонщиков» благополучно доехал до города-героя. А, кстати,  с Сергеем, в автомобиле которого остался мой багаж, мы разъехались всего на четыре часа. 
Вот так и закончился мой вояж без саквояжа.               
 
 


Рецензии