Воинский памятник в селе Сурки Кирсановского район

          А этот памятник по моему проекту я строил в селе Сурки Кирсановского района Тамбовской области. Сам работал и как каменщик и как монтажник.
          Стелла сделана из девяти дюралюминиевых труб (для полива полей) Девять, чтобы был квадратный пучок с канелюрами. В нише, как бы укрытый от суеты, гравированный  на толстой латунной плите список погибших воинов односельчан.(На заводе Октябрь, знакомый мне, его главный художник, за небольшую плату организовал исполнение.)
          Из этого небольшого в общем-то, дальнего села погибло более 300 молодых мужчин.
           Металлопластику я делал так; сначала раскраивал  шаблоны из картона, листы дюралюминия покупали в Кирсанове, и вырезали по шаблонам  в мастерской, в сарае у Чуфистова.
           Чуфистов - (ветеран войны), участвовал только в одном бою на Курской дуге, где ему оторвало ногу взрывом снаряда.
          Помню, ели окрошку у Чуфистова из одной миски деревянными ложками Чуфистов его жена и я.
          Вторым моим подсобником был Корчагин, который был ранен не раз, но дошёл до Берлина живым.
          Третьим подсобником был Аркадий, которому в 1945 году исполнилось 18 лет.
         Ветераны помнили многих, кто остался в земле на полях сражений и рассказывали мне о них. Основные работы произвели летом 1985 года, потом зимой я приезжал электричкой на выходные, шёл до села по сугробам 7 км. А весной  1986 заканчивали стройку . Жил я у Корчагина, спал на сеновале в сарае, мне стелили простынь сверху сена. Посуда у Корчагина была трофейная с фашистской символикой. Работали мы с 7 утра и до 2 часов. Потом деды покупали бутылочку, мы её распивали у памятника под яички и лучок. Деды шли домой, а я на велосипеде Корчагина ехал на большой пруд на рыбалку.
        Ко мне приезжал из Острогожска Воронежской области погостить мой отец, (тоже фронтовик, участник 1 десанта в Крым, партизанил в Крыму, был ранен). Отец жил в селе до открытия, нам даже дали с отцом один из свободных домиков из уже начинавшего пустеть села. Отец готовил мне завтраки и ужины. У отца уже был диабет в большой стадии и работать он не мог. Отец часто пил воду, вода была из колодца, почти минеральная, более вкусной воды я не встречал.
       Помню, когда, я встретил отца с электрички и мы вошли в село, встречный житель спросил его:
        -Кто ты?-
        -Человек.-
         Ответил мой отец.
P.S.
В пору строительства этого памятника главным архитектором района была моя большая подруга Валя Сурина. Недавно  она напомнила мне, что под моим руководством в районе было воздвигнуто не менее 5 воинских памятников. Но этот мне особенно дорог, я строил его своими руками!


Рецензии
Полностью присоединяюсь к Гольдентулу, замечательная история и памятник

Миша Любин   09.01.2016 19:36     Заявить о нарушении
Спасибо Миша!!!!!!

Сергей Чибисов   10.01.2016 03:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.