Дорожное происшествие

Неисповедимы пути господни. Бывшие пионерки, комсомолки, закончившие институт и сдавшие на «отлично» марксисткую философию, вышедшие замуж, родившие детей, заглянули почти случайно в храм один раз, потом второй и третий и зачастившие туда уже по-серьезному. Крестили детей и сами крестились, начали соблюдать пост, причащаться, исповедоваться и стали такими частыми посетителями церковных служб, что их не могли не заметить церковные иерархи. Они стали посещать храмы и беседовать с монахинями - матушками, сначала в Москве, потом и в других районах. И это стало насущной частью их жизни, конечно же, наполненной множеством и других служебных, семейных и бытовых дел и подробностей.
Две таких подруги, Аня и Таня, в самом расцвете женской красоты, живут в разных районах Москвы, посещают разные храмы и уже не мыслят себя без общения с матушками. Особенно часто они ездят в расположенный недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь Шамордино к матушке Филарете. А еще чаще они звонят ей, чтобы справиться о здоровье, задать какие-то вопросы, о чем-то посоветоваться. После очередного такого звонка Аня тут же звонит Татьяне:
- Слушай, Таня, с матушкой Филаретой плохо. У нее сильные суставные боли. Может, поговоришь с Зосей, и мы втроем съездим к матушке, пусть ее Зося посмотрит.
- Ну, конечно, сейчас позвоню.
Зося – это врач - остеопат, к которой Таня пришла на прием, ей понравилось, она прошла курс лечения, а со временем они подружились. Остеопат – редкая в России профессия, специалист по лечению опорно-двигательного аппарата и еще многих болячек.
Зося согласилась поехать в монастырь, попробовать помочь матушке Филарете, и на следующий день они выехали на Аниной машине. Правда, рано с утра не получилось, поехали только с обеда. Дорога длинная, ну, и как женщинам не поговорить о всякой всячине. Среди прочего зашел разговор и об отношении к религии, который начала Зося.
- Девочки, как вы можете тратить на это столько времени и сил. Ну, я понимаю, покрестить ребенка, помочь больным, даже пост – это полезно для здоровья. Но причащаться, исповедоваться, часами отстаивать церковную службу.
- Ты знаешь, мне сначала было просто любопытно, а теперь это превратилось в потребность, - Аня говорила, не отрывая взгляда от дороги.
- Вот я тебе расскажу один случай, который произошел с моим сыном Антоном, - начала было Таня, но Зося ее перебила:
- Таня, если это касается болезней, то это совсем другое дело, и каждый решает сам, как поступить.
- Нет, это не болезнь. Вот слушай. Антон был в первом классе, и однажды учительница организовала экскурсию в музей. Было их человек пятнадцать, поехали они на метро. Ехать надо было с пересадкой, и на пересадочной станции Антон засмотрелся по сторонам, группа уехала, а он остался на перроне. Он даже не знал, в какой музей они едут. Найти дорогу домой тоже не представлял как, а скорее просто испугался. Стоит на перроне, ему страшно, слезы текут, и он тихонько крестится. В метро народ все время спешит, на других некогда оглядываться. Но тут, наверное, то, что маленький мальчик крестится, привлекло внимание одной из женщин, она подошла к Антону, стала его расспрашивать, потом отвела его в школу, и его вскоре доставили домой. А женщина как-то неожиданно исчезла.
- Ну, Таня, это ни о чем не говорит. Плачущий мальчик все равно привлек бы чье-то внимание, и, несомненно, ему бы помогли.
Религиозный диспут у женщин еще долго продолжался, и они, как им показалось, довольно быстро приехали в монастырь. Зося осмотрела матушку, поколдовала над ней, и той сразу же стало легче. Довольные женщины попили чайку и отправились домой. День уже клонился к вечеру, а дело было поздней осенью, когда темнеет быстро, так что вскоре только яркий свет автомобильных фар выхватывал из темноты узкую полоску дороги.
Таня и Зося задремали, Аня внимательно смотрела на дорогу, но вскоре почувствовала что-то неладное. Остановив машину, она вышла, обошла ее вокруг и вернулась с горестной вестью:
- Девочки, у меня спустило колесо, похоже, где-то налетела на гвоздь. Надо ставить запаску, но я боюсь, здесь дорога узкая, и на нас может кто-нибудь налететь.
- Ну, не хотелось бы. Давай тихонько поедем, пока не найдем стоянку. А инструмент у тебя есть? – перевела Таня разговор в практическую плоскость.
- Должен быть. Но если честно, то не знаю, я еще никогда сама колесо не меняла.
До места, где можно было остановиться на небольшой площадке, к счастью, освещенной, пришлось ехать километров двадцать. Когда они вышли из машины, увидели, что колесо уже все превратилось в сплошные лохмотья. Вокруг никого не было, помощи ждать было неоткуда. Аня открыла багажник, покопалась там, нашла домкрат. Приподняла коврик, запасное колесо было на месте. Оставалось найти баллонный ключ, но пока его нигде не было видно. Аня замерзла и снова села в машину, чтобы согреться.
- Ой, девочки, пока не нашла инструмент. Я погреюсь, потом поможете мне вытащить запаску, она тяжеленная, я сама не подниму, а ключ, может быть, лежит под ней.
Таня тут же отозвалась:
- Ну, конечно, поможем.
И немного помолчав, нерешительно сказала:
- Девочки, а давайте помолимся.
Аня тут же отозвалась:
- Ой, как же я сама не догадалась, конечно, давай помолимся. Но кому? Я знаю, что обычно просят помощи у Николая – угодника или иначе Николая Чудотворца, самого почитаемого и любимого святого на Руси.
- К нему, кстати, обращаются для защиты от любых несчастий в дороге, - добавила Таня. – Но молитву я не знаю.
- По-моему, вы свихнулись. Лучше пойдем искать ключ, - Зося не скрывала свой скептицизм.
Но Аня уперлась:
- Нет, давай сначала помолимся, это всего несколько минут, тем более, что я еще не согрелась. А молитву я знаю, хотя и не дословно, но это же и не требуется, можно своими словами примерно так:
«О, всесвятый Николай, угодник преизрядный Господень, тёплый наш заступник, везде в скорбях скорый помощник! Помоги мне, грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати мне прощение всех моих грехов.
Да всегда прославляю Отца, Сына и Святого Духа и твоё, милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь».
Молиться можно и не вслух, а про себя.
Аня и Таня замолчали и, закрыв глаза, несколько раз повторили про себя молитву. Открыв глаза, Таня сказала:
- А еще можно молиться архангелу Михаилу, он тоже помогает путешествующим.
- А это еще кто такой, я про него и не слышала, - спросила Зося.
- Ну, как же, это ведь главный ангел, его еще зовут архистратиг, - повернулась Аня к Зосе. - Архистратиг Михаил - вождь Небесных Сил, на иконах его изображают в грозном и воинственном виде: на голове шлем, в руке меч или копье, а под ногами - пораженный им дракон. Известно, что ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Но они могли злоупотребить ею и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов - Денницей, который восстал против своего Творца. Духовный мир поколебался, и часть ангелов последовала за Денницей. В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и произнес: «Никто как Бог!», - обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной. Архангел Михаил считается величайшим и наиболее почитаемым ангелом в иудейской, христианской и исламской традициях и писаниях.
Таня добавила:
- Архангел Михаил - очень особый для нас ангел. На протяжении тысячелетий он со своими легионами света посвящал себя обеспечению безопасности, сохранности, защиты и совершенствованию наших душ. Он защитник всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов.
Аня повернулась к Тане:
- Танюш, но я не слышала, чтобы он помогал именно путешествующим.
- А мне Антоний в Интернете нашел. Там и молитва есть, она довольно простая:
" О грозный воевода небесных сил, предстателю всех у престола Владыки Христа! Помилуй меня, грешного, требующего твоего заступления, но сподоби меня купно с тобой славить Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».
Аня и Таня снова замолчали и, закрыв глаза, несколько раз повторили про себя и эту молитву. Когда они открыли глаза, Зося произнесла:
- Как говорят, на бога надейся, а сам не плошай. Так что пойдем тащить запасное колесо.
Аня вздохнула:
- Ну, куда деваться. Пойдем.
Женщины вылезли из машины, подошли к багажнику, покрутились вокруг него, приспосабливаясь, и, наконец, вытащили запаску. Ключа под ней не было, и они начали по очереди обследовать багажник. Минут через пять Таня радостно закричала:
- О, смотрите, куда они его запрятали!
Несколько ключей, в том числе баллонный, были прикреплены к стенке багажника и задернуты шторкой. В темноте их можно было найти только наощупь.
- Танюш, ты просто чудо! Как ты его увидела?
- Да я не увидела, а нащупала.
Аня взяла ключ:
- Давайте сначала, не поддомкрачивая, попробуем стронуть с места гайки.
Она вставила ключ, нажала на него сначала легко, потом сильнее, наконец, изо всех сил, но гайка даже не шевельнулась. Потом это же попробовали сделать Таня, затем Зося, но с тем же результатом. Аня предложила:
- Давайте залезем в машину, погреемся, а потом надо искать рычаг, а то ручка у ключа слишком короткая.
- А можно еще стать на край ключа и попробовать всей массой тела надавить. Я видела, мужики так делают, - Таня попробовала изобразить этот прием.
- Ну, конечно, попробуем.
Пока они переговаривались и собирались сесть в машину, с той стороны, откуда они ехали, почти бесшумно появился автомобиль и остановился на обочине недалеко от них. Из автомобиля вылез человек, подошел к ним:
- У вас какая-то поломка? Вам чем-то помочь?
В тусклом освещении видно было, что это относительно молодой, лет тридцати парень, среднего роста, с приятным тембром голоса. Аня первой отозвалась:
- Ой, если сможете, помогите. У нас спустило колесо, и никак не получается его заменить.
Парень, не торопясь, обошел вокруг машины, все осмотрел, увидел спущенное колесо:
- Да, хорошо вы его размолотили. Ну, подождите, возьму инструмент.
Он пошел к своей машине и вскоре вернулся со своими ключом, домкратом и подкладками под колеса. Поставил подкладки, зафиксировал домкрат, стронул с места гайки, всем телом резко встав на ручку ключа, еще раз проверил, правильно ли установлен домкрат и начал приподнимать домкратом машину. Все движения его были буквально отточены, ничего лишнего. Женщины во все глаза смотрели, как ловко это у него получалось. Прошло минут пять, парень поднялся:
- Готово, счастливого пути!
Аня встрепенулась:
- Сколько мы вам должны?
Парень усмехнулся:
- Ничего, конечно.
- Ну, как же, мы бы без вас вообще тут замерзли, - подключилась Таня.
- Да, ладно, работа пустяковая. Еще раз счастливой вам дороги!
Он повернулся, чтобы уйти. Аня почти схватила его за рука:
- Ну, скажите хоть, как вас зовут?
- Николай, - повернулся к ней парень.
Зося не утерпела:
- А в машине, небось, Михаил?
- Ну, да, Михаил, - подтвердил парень. Он еще раз кивнул на прощанье, сел в машину, та тихо заурчала, и Николай с Михаилом уехали.
Женщины некоторое время постояли, глядя вслед уехавшей машине. Очнувшись, Аня махнула рукой:
- Ну, что, в машину! Поехали!
В машине сначала ехали молча, потом Таня не выдержала:
- Ну, вот что это было?
- Чудо, - отозвалась Аня и добавила – А между прочим, сегодня 21 ноября – День Михаила Архангела.
А потом вспомнила:
- Девочки, у меня же есть на диске акафист Михаилу Архангелу. Давайте поставим.
Она включила, из динамиков послышалось церковное песнопение. Красивое многоголосие успокаивало. Дальше всю дорогу ехали молча, слушая пение. Через час они уже были дома.
На следующий день Аня отогнала машину в автосервис и вскоре позвонила Тане:
- Танюш, ты знаешь, меня сейчас в автосервисе прямо огорошили. Оказывается, у нас еще одно колесо было повреждено. Там образовалась огромная грыжа, механик сказал, что мы не могли доехать на таком колесе. Так что это просто чудо!
Но Таня неожиданно сказала:
- А я с самого начала знала, что у нас будет все благополучно. Почему-то была у меня всю дорогу такая внутренняя уверенность.
                15.03.2013


Рецензии
да,в дороге что угодно может произойти...
а вообще,я предпочитаю чтобы за рулём был мужчина...

Мария Полежаева 2   10.09.2017 16:09     Заявить о нарушении
Спасибо. Успехов Вам!

Александр Потапов 6   10.09.2017 18:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.