Летят года, летят года...

Заглянул к кумиру молодости, руководителю когда-то легендарного вокально-инструментального ансамбля "Радуга" Сергею Павловичу Гаврилевичу.
Он представил свою новую песню на слова друга-поэта Александра Павлова "Летят года..."
Ты помнишь фонтаны,
Что в скверах встречали нас.
И голос Монтана,
И первый дворовый джаз,
И песни тех дней.
И лица друзей,
И голос гитары моей...
Растревожили душу эти строчки: припомнилось детство, поселок Ново-Коммунальный, тепло именуемый "Коммуналкой", стиляги, какими я их запомнил, отголоски того далекого джаза.
Честно,  о джазе имею смутное представление: тогда в первой половине 60-х стиляг "придушили", как и запретный тогда джаз. Но я хорошо помню песни Ива Монтана и Леонида Утесова, Марка Бернеса по пластинкам, которые крутил на стареньком проигрывателе "Минска Р - 7", привезенном дедом Ильичом из Белоруссии.
Летят года, летят года
Морщинками асфальта...
А Сергей Гаврилевич, настраивается на "Маяк 106, 5 ФМ", и мы погружаемся в дивный мир радиопередачи,которую ведет Константин Каменских при информационной поддержке Анатолия Иовика.
Об истоках передачи беседую с Анатолием: "С открытием "железного занавеса" мы с Леонидом Голицыным задумали в далеком 90-м цикл информационных и развлекательных передач любителям джаза.. Но тогда передачи как-то не случилось...
Константин предложил мне вернуться к несостоявшимся прожектам. Так появилась местная передача "Настройся на джаз".
Я прослушиваю ряд уже вышедших передач. Тематически они разноплановые, хотя есть и "датские", и даже о творчестве отечественных кумиров, скажем, Леониде Утесове.
Обширен диапазон "Настройтесь на джаз". Мне лично легли на душу выпуски о произведениях периода Великой Отечественной войны - песнях Утесова и наших союзников "второго фронта".
Память - не магнитофонная лента: ее не перепишешь заново. Вновь возвращаюсь к картинкам моего детства...
Всю жизнь дружили сваты Костины и Сивилькаевы(и похоронены они по соседству): бабушка, Татьяна Ивановна,сирота из многодетной казачьей семьи. и добрейшая Феодосья Лукьяновна, дедушка- пензяк Иван Ильич, и Андрей Иванович, мордвин и законный "бронированный мужик". Они знали толк и смак застольного пения.
Под соленый арбуз и малосольные огурчики, груздочки с отварной картошечкой, прочие деликатесы заводился "Шумел камыш.." "Сизый голубочек".
Приходило время и песням Утесова "Бомбардировщики", "Мишка-одессит".
"... Мишка: моряк не плачет..."
А мой пятидесятилетний дед, которого я сейчас старше по возрасту,плакал: "За что же меня так война искалечила?"...
Он, уважительно прозванный на поселке "Ильичом", участник двух войн - финской и Отечественной - изувечен в одном из первых боев, когда поднялся в атаку, немецкая разрывная пуля разворотила локоть правой руки, не успевшей опуститься после броска гранаты...
Рука, культя, болталась плетью: не поднималась выше груди, а скрюченные пальцы почти не двигались.Однако он стал великолепным плотником,отстроившим на поселке не один десяток домов и бань, первоклассным столяром городского краеведческого музея  и водителем...
Я снова возвращаюсь к песням союзников, прозвучавшим в одной из передач. Назову некоторые: "Ты - дурак, мистер японец...","Лицо фюрера".
В игривой форме звучит в исполнении американского певца история нацистского движения. Бодро шагала  по земле банда СС по сожженным городам и селам.
"Было бы зер гут, если б не было капут", - острили советские солдаты.
О таких песнях можно говорить до бесконечности, как и о трактовке других джазовых композиций, звучащих на волне, полюбившейся моим землякам...
Увы, два месяца назад ушел из жизни один из авторов передачи Константин Каменских. Умер на рабочем месте...
Да будет ему земля пухом!...


Рецензии