Страна Зеро

 
           «С давних времён у нас на Руси повелось прибавлять к названиям далёких и малоисследованных земель приставку «за»- Заонежье, Заволжье, Зауралье.
              Эта приставка как бы определяла черту, за которой кончался привычный мир и начиналась пустынная и заманчивая страна…»
              Так начинается очерк русского советского писателя с украинскими корнями  К. Г. Паустовского «Страна за Онегой» о Карелии, опубликованный в 1932 году. Писатель не ограничится одним только  очерком об этом удивительном  и волшебном крае. Появятся в свет повести «Судьба Шарля Лонсевиля», «Озёрный фронт», очерк «Онежский завод»…Именно К.Г.Паустовскому принадлежит такое образное картографическое сравнение Республики Карелии с раком с одной клешнёй. Помните, как в школе при изучении на уроках географии  Италии мы с удивлением отмечали, что она действительно очень похожа на сапог. И сегодня Петру Первому и его соратникам не пришлось бы волочить волоком корабли по глухим карельским болотам и лесам, потому что, как отмечает в очерке писатель, водная лестница/ББК/, которая протянулась от Белого моря до Балтийского моря удивительным образом совпадает с Осударевой дорогой.
                Таким образом, К.Г. Паустовский к официальному названию Заонежье добавляет своё новое литературное понятие, по особенному определяющее  суровый северный край, у которого есть свое северное измерение, как «Заволочье – за новгородскими волоками». Не от этого ли корня и Вологда? Волок, да? Не от этого ли корня и фамилия Геннадия Заволокина, так хорошо известного советским телезрителям по интересной народной передаче о русской гармони и баяне. Кстати, в нашем Пудожском районе есть даже деревня, которая так и называется Куганаволок. Так что она сродни Вышнему Волочку да и другим населённым пунктам и вообще всем названиям, тем или иным образом связанным с понятием «волок». Например, Волоколамское шоссе.
                Кстати, здесь только говорится о «волоке», связанному с водным путём, но тем, кто хорошо знаком с лесозаготовительным производством, а именно этим славился и славится наш богатый лесной край, очень хорошо знакомо такое понятие, как лесной волок, по которому древесина трелюется к верхнему складу. Впоследствии на месте волока при желании и при необходимости можно построить не только, в частности, технологическую дорогу, но и вообще дорогу общего пользования и назвать её Волоколамская дорога или Волоколамское шоссе.Как и произошло это,например,с дорогой общего пользования г.Пудож-п.Стеклянное.Которая до этого была, да по сути и осталась,технологической дорогой бывшего Пудожского ГОКа"Гранит",которому лихие девяностые так и не дали сделаться градообразующим предприятием древнего и былинного города Пудожа.
                Да и что такое лесная дорога, если не бывший волок, для которой вначале всегда обязательно прорубается, как бы прочерчивается на автомобильной карте, лесная просека. Это в степи и пустыне больших проблем с дорогой нет. А на севере леса,озёра,реки,многочисленные ручьи и особенно - топкие бескрайние болота, которые доставляют лесозаготовителям много неприятностей и хлопот. Хорошо, что на помощь к ним приходит Дед Мороз, который и помогает строить на болотах зимники. Летом лесозаготовители  строят на топких местах лежнёвки, тем самым выходят из очень трудного положения без его помощи. А представьте себе, какое ювелирное мастерство требуется от водителя лесовоза при вождении по таким своеобразным лесным дорогам-настилам. Не случайно именно первый квартал года всегда был ударным на лесозаготовках в Карелии, который во многом решал вопрос с выполненим в целом годового плана по лесозаготовкам. Для этого привлекалась и дополнительная рабочая сила из братских союзных республик, в основном завербованных на отхожий промысел из Белоруссии и Украины.У себя дома их традиционно называли отходниками,а на лесозаготовках в Пудожском районе-вербованными.
                К слову сказать, зимник, который был построен по льду Ладожского озера во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-45 г.г. назвали Дорогой жизни. Как мы хорошо помним, она многим спасла жизнь от голодной смерти.
                Это что касается лесозаготовок. Применительно к сельскому хозяйству, можно вспомнить такое нехитрое подручное крестьянское приспособление, как волокуша. Они, в частности, активно использовались в сенокосную страду.
                Синонимами заонежья можно считать обонежье и прионежье. В Республике Карелии есть даже такой административный район –Прионежский, районным центром которого является город …Петрозаводск. Заонежье и Прионежье являются составными частями Обонежья. Как это ни странно, но Пудожье относится к Обонежью, а не к Заонежью, хотя находится за Онего. Кстати, в Обонежье  входит и деревня Заозерье, что под Петрозаводском. Местные жители даже в шутку называют её ЗАО Зерье. А можно и Зеро. Кому как нравится. И согласитесь, одно дело – Заонежье и совсем другое дело – Заозерье, ибо во втором случае непонятно, о каком  именно озере идёт речь. Карелия – край озер, об этом ещё даже в очень известной песне поётся «Долго будет Карелия сниться»…
                Как-то раз я был на очередных месячных курсах замредакторов районных газет КАССР, которые по партийной традиции проводил Карельский обком КПСС. После окончания курсов нас,как правило, принимал член ЦК КПСС, первый секретарь Карельского обкома КПСС И.И.Сенькин, который выступал перед нами с напутственным словом и отвечал на наши вопросы. Один из участников встречи  задал вопрос: «Почему курсы проводятся только в Петрозаводске?». Иван Ильич согласился, что курсы можно было бы проводить и в других городах, например, в Кондопоге, а потом вдруг неожиданно с юмором заявил, а пудожанам – прямая дорога в Москву. То ли это был намёк  на то, что в Пудожском районе  когда-то была д. Москва, то ли это было связано с тем, что Пудожье на устах у карельских столичных чиновников было чем-то вроде притчи во языцех.
                Ну,не любили они,не жаловали Пудожский район за отдалённость и бездорожье,куда можно было долететь только самолётом.И то,если погода была лётной.Как рассказывал мне один знакомый партийный работник из Пудожского района,Иван Ильич Сенькин на бюро обкома КПСС иногда говорил:"А некоторые уже торопятся домой".Он намекал на пудожан,которым труднее всех было добираться до дома.Бывало,на то,чтобы преодолеть дорожный отрезок расстоянием более 300 километров, требовалось в ненастную пору несколько дней.Проверено и доказано на личном практическом опыте.И не раз...   
                Вот вам и паустовское Заволочье, Волочковы, Волошины,Володины…и всем тем, кто ещё волочится за кисейными барышнями или побрежневу продолжает заниматься волокитой с Никитой не у Никитских ворот,а у Покровских ворот...Воротников...
       
 
 


Рецензии