Справедливость и несправедливость

               
               
Толкование этих терминов в словарях туманно или вовсе отсутствует.
 
Энциклопедия Кольера термин "СПРАВЕДЛИВОСТЬ" определяет так:
Термин "справедливость" имеет два различных значения, однако в обыденном словоупотреблении они зачастую пересекаются, вызывая путаницу. Существенно важно различать эти два смысла, когда мы говорим о политике и праве, а особенно - о международных правовых отношениях. Во-первых, следует выделять "процессуальную" справедливость.  В этом смысле справедливость относится к результату или решению, достигнутому благодаря правильно функционирующему механизму отправления закона. Во втором значении справедливость - это апелляция к некоторому критерию или совокупности ценностей, которые считаются более высокими, чем те, что нашли воплощение в законе.
Комментарий: здесь область определения термина ограничена тремя формами и только:  внутренней политикой, правом и международным правовом. Однако, определения или однозначного толкования термина тут нет.

Философская энциклопедия термин "СПРАВЕДЛИВОСТЬ" определяет так: - это общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; способ обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования в рамках единого социального пространства.
Существуют два значения понятия Справедливости — широкое и узкое. Это разграничение предложил Аристотель, чье учение о Справедливости в своем сущностном содержании сохраняет значение до настоящего времени. В общем, широком, смысле Справедливость есть разумность общественной жизни; ее можно определить как общий нравственный знаменатель всех социально упорядоченных отношений между людьми, последнюю нравственно-апелляционную инстанцию в общественных делах. Она совпадает с нравственностью в ее проекции на социальную сферу, является основной добродетелью социальных институтов. В специальном, узком, смысле слова Справедливость есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, степень совершенства самого способа кооперирования деятельностей и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и

Комментарий: Утверждение " Справедливость есть разумность общественной жизни..." не определяет толкование термина "справедливость", так как здесь выражено лишь следствие: только разумная организация общественной жизни людей, позволяет общественные отношения считать справедливыми. Но, что такое "справедливость"? Ответа нет.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ, с  позиций марксизма, всегда имеет исторический характер и обусловлена условиями жизни людей (классов). Классики марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали, что оценка социальной действительности с точки зрения понятия Справедливости «... в научном отношении нисколько не подвигает нас вперед» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 153). Справедливыми можно назвать общественные отношения людей лишь в том смысле, что они соответствуют исторической необходимости и практической возможности создания условий жизни человека, отвечающих данной исторической эпохе.
    Социалистическое понимание Справедливости включает равенство людей по отношению к средствам производства, их реальных политических и юридических прав. Вместе с тем при социализме ещё сохраняются различия в характере (квалификации) труда, в распределении предметов потребления. «Маркс,— писал В. И. Ленин,— показывает ход развития коммунистического общества, которое вынуждено сначала уничтожить только ту "несправедливость", что средства производства захвачены отдельными лицами, и которое не в состоянии сразу уничтожить и дальнейшую несправедливость, состоящую в распределении предметов потребления "по работе" (а не по потребностям)» ПСС, т. 33, с. 03). Полное совпадение Справедливости с социальным равенством людей достигается в коммунистическом обществе.

Комментарий: но и в этих текстах нет чёткого толкования термина "справедливость": то, что понимание термина "справедливость" предполагает равенство людей, как бы привлекательно это ни звучало, считать его определением термина нельзя.
 
В нашем понимании:
   Справедливость - это оценка итога критического анализа обстоятельств, завершившегося обоснованным убеждением - так должно быть.
   Несправедливость - это  оценка итога  критического анализа обстоятельств, завершившегося обоснованным убеждением - так не должно быть.

   Справедливость и несправедливость - это сугубо личностные категории, порождаемые Разумом человека в процессе мышления.
   Исходными условиями для успешного критического анализа обстоятельств  Разуму человека необходимы: актуализация этой задачи в программах мышления, развитое  мировоззрение и значительные познания. Ленивый Разум не способен к постановке такой задачи. Скудость мировоззрения и познаний низводят итог критического анализа обстоятельств к желанию  (хочу  - не хочу) или к постулатам зомбированного мышления.
   Справедливость или несправедливость  мотивируются прежде всего общественно-экономической формацией государственного строя , его законами, экономической, социальной, информационной, национальной политикой и всем, что влияет благотворно или не благотворно на определение жизненных ценностей гражданами страны, на их общественное достоинство, культуру и честь.
 
   Общественно-экономическая формация – это  система общественных отношений в государстве, обусловленная  организацией  экономики, внутренней и внешней политики  правящего класса  и  преследуемыми им  целями,  определяющая тип государственного строя и установленного в нём  режима управления населением.
 
   Истории известны  общественно-экономические формации рабовладельческих, феодальных и капиталистических государств, характеризуемых антагонистическими отношениями классов и сословий. Когда  одно и то же обстоятельство определяется одним человеком как справедливое, а другим - как несправедливое.
   Рассмотрим, например, общественно-экономическую формацию "Капитализм".  В ней капитал возводится в абсолют общественных отношений. Владелец капитала считает, что для него существуют только капитал, средства производства, прибыль и личное благосостояние, что его отношение к людям возможно только как к средствам производства. Банковский капитал тут выступает как более агрессивная форма капитализма, когда существуют только  капитал, прибыль и личное благосостояние. Капиталист убеждён, что его общественные отношения такими и должны быть, то есть, они справедливы. Но бунты населения и революции говорят о том, что большинство населения не разделяют такой убеждённости, что бунтари и революционеры по-иному понимают справедливость.

   "Уже более двадцати лет Россия представляет собой капиталистическое общество. Но что же такое на самом деле экономика капитала, по каким законам она работает, и какое место мы, обычные люди, занимаем в этой системе? На подобную информацию сегодня, фактически, наложен негласный запрет. Ее не встретишь ни в официальных газетах, ни в телепередачах, ни в современных институтских учебниках".  Так начинается интересная статья, смотри по ссылке*  или  читай в моём Литературном Дневнике.  Эта статья, в краткой форме, простым языком рассказывает о таких понятиях как капитализм, классы, классовая борьба, о том, какие мифы об обществе сопровождают нас сегодня и существует ли альтернатива сложившемуся порядку вещей.
Чтение этого материала предоставляет людям, продающим свою физическую силу, и людям, продающим свои интеллектуальные способности  за  получение средств к существованию, массу примеров несправедливости  капиталистического государственного строя, обращённой к нему.
    *http://red-sovet.su/post/21148/capitalism-for-dummies
   Но это о капитализме.

   В целом, Справедливость мотивирует  сплочение людей в классы, к сплочению коллективов, дружбу людей, их любовь друг к другу.  И только, когда она однозначно характеризует общественно-экономическую формацию государственного строя  одинаково всем населением в государстве, общество превращается  в нацию.
   Как антипод справедливости,  несправедливость становится  первопричиной бунтов, государственных переворотов  и революций, а также конфликтных ситуаций и вражды среди людей.

   В начале  статьи говорилось, что Справедливость и Несправедливость - это сугубо личностные категории, порождаемые Разумом человека в процессе мышления. Рекомендуемая к ознакомлению статья о капитализме  интересна читателю должна быть и тем, что она позволит ему осуществить диагностику своего Разума: ленив  он  или нет, зомбирован ли, способен ли определить в тексте  места возмутительной, по его мнению, несправедливости, - и оценить   справедливость нашей статьи в целом.
 
   Статья написана в соавторстве с Нэлей Березной. Её замечательные публикации на сайте Проза.ру  открыты для вас.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.