Время смыслов. Глава девятая
2.Развитие рынка,горизонтального внутреннего и международного обмена, сопровождалось и развитием культуры, взаимодействием и обменом культурных понятий и ценностей. В нашей схеме развитие рынка (включая сюда разнообразные рыночные парадигмы, факторы и отношения)отображается нижней половиной нашего квадрата, иными словами четырехугольником DEGC. Сферу рынка, прежде всего связанного с понятием мира D, как совокупности человеческих отношений,общественных нужд и ресурсов, мы назовем диасферой (греческий предлог диа значит через ср. диалектика, диалог и т.д.)а тип идентичности, обозначенный упомянутым выше четырехугольником дианомикой.
3.Развитие культуры, образования и обмена культурными понятиями и ценностями в нашей схеме отображается верхней половиной, т.е.четырехугольником ABEG.Тип идентичности, связанный с этим четырехугольником, мы назовем периномикой (греческий предлог пери имеет два главных значения "о" чем нибудь или вокруг чего нибудь, интересно, что и русский звук о отображается знаком круга).Как легко заметить дианомика и периномика имеют одну общую центральную горизонтальную коммуникативную линию, что отражает центральное значение горизонтального общения/коммуникации как для рынка,так и для образования/культуры.
4. Эти категории дианомики и периномики оказываются очень удобными для исторического анализа. Например американская революция отличалась преобладанием дианомной сферы над периномной,и в связи с этим относительной терпимостью к противникам. С лоялистами, поддержавшими англичан, поступали жестоко, но после войны легко помирились. Французская революция проходила в условиях относительного равновесия дианомной и периномной сфер, идеологическое противостояния было более глубоким и до известной степени продолжается и сейчас.Русская революция проходила в условиях преобладания периномной сферы, идейных противоречий, которые сохраняют свою остроту надолго и обуславливают драматически различные,часто диаметрально противоположные трактовки событий.Преимущественно периномный характер русской революции до какой то степени обьясняет и неприязнь коммунистов к рынку. Военный коммунизм, попытка перекрыть торговлю была связана с желанием монополизировать коммуникационные каналы и переключить социальное взаимодействие из горизонтальной в вертикальную, контролируемую государством плоскость. Тем не менее, как мы увидим, само возниковение и развитие коммунистической идеологии и политики и ее распространение в революционные годы было глубоко связано с социальными ролями и установками, определенными влиянием рынка.
5.Несмотря на различия дианомики и периномики экономический обмен, развитие рынка, и культурное взаимодействие, обмен ценностями и в Европе высокого средневековья и в Европе эпохи Просвещения и до большой степени в Российской империи начала 20 века проходили по одним и тем же коммуникационным каналам.Современная эпоха отличается тем, что эти каналы до большой степени монополизированы дианомной сферой и коммуникация поэтому носит частичный и инструментальный характер, что препятствует развитию творчества, символизаций и интенсивных культурно опосредованных типов идентичности, предполагающих углубленное и длительное общение.Правда приход интернета до некоторой степени меняет эту ситуацию.
6.Особенность Европы высокого/развитого средневековья 11/13 веков здесь состояла в том,что рыночное и культурное взаимодействие были теснейшим образом связаны. В результате крупные центры рыночного обмена были также очагами многочисленных так называемых ересей. Среди наиболее крупных катары/альбигойцы, вальденсы (прото протестантские последователи Лионского купца и проповедника 12 века Петра Вальда) и др. Американский исследователь Брайан Сток в своей фундаментальной работе о коммуникационной культуре Европы 11 и 12 веков говорит о возникновении своего рода"текстовых общин", где письменные тексты подвергались глубокой устной проработке и служили опорными вехами для социального взаимодействия.Мне это понятие кажется очень плодотворным, ведь до какой то степени оно обьясняет и возникновение городских коммун, которые были связаны отнюдь не только экономическими интересами,но и общими убеждениями.
7. Эта коммуникационная символическая активность сосредоточенная на интерпретации и осмыслении текстов,особенно во время молитвенных собраний вообще является важной чертой монотеистических и не только монотеистических религий.Во второй части книги,когда от средневековой и новой истории мы перейдем к древности и раннему средневековью мы найдем и возможность отобразить такую активность, которую мы назовем месономикой/месоноэтикой с помощью дальнейшего развития нашей схемы.Однако сейчас мы ограничимся ее ролью внутри уже обозначенной нами матрицы идентичности.В средние века именно такая активность,гораздо более развитая чем в древности, создавала условия для формирования общественного противостояния деспотизму и насилию со стороны субьектов власти (будь то эгономные чиновники или военные или же морфономные феодалы).
8. Распространение ислама в эпоху раннего средневековья было во многом определено развитием рыночной горизонтальной сферы и связанных с ней эгалитарных установок в ходе раннесредневековой глобализации. Ранний ислам с его акцентом на равенство и солидарность всех верующих и критику роскоши осмыслял себя в контексте противопоставления вертикальным раннесредневековым имперским структурам Сассанидского Ирана и Византии. Однако очень скоро Омейядский а затем Багдадский (Аббасидский) халифат выработал свою морфономную иерархию и эгономную структуру государственной коррупции и деспотизма. Личное благочестие отдельных халифов здесь мало что меняло.
9.В начале следующей главы мы даем перевод рассказа арабского автора об истории,случившейся в Багдаде в эпоху упадка Аббасидского халифата в начале 10 века. Эта история хорошо показывает социальную динамику соотношения власти,рынка и культуры в средневековом ближневосточном обществе, которое мы затем сможем сравнить с тем, что происходило в средневековой Европе
Конец девятой главы.Продолжение будет в следующем файле.
Свидетельство о публикации №215121601363