Юсуп! Отголосок Войны... Роман 1-20

 Юсуп! Отголосок Войны...  Роман 1-20

1."Жизнь прожить,не поле перейти."
Глава 20
Увидеть то,
о чём мечтал пятьдесят лет

«Жизнь прожить – не поле перейти», – так повторял я по-
стоянно. Желание попасть в свою небольшую деревню с
каждым годом росло, и с появлением у нас в салоне молодо-
го человека у Паши стало уже реальным. От него я узнал, что
Советский Союз развалился по республикам, и что у меня
появилась надежда поехать в мой родной Узбекистан. Не-
смотря на его молодой возраст, я постоянно с ним беседовал
на разные темы. И однажды в 1992 году я покупаю всё-таки
билет и еду на родину как турист. После пятидесятилетнего
перерыва. Я всё же попал в свою деревню, нашёл свой дом.
Кто-то его перекупил, сказали мне, остальные все уехали
кто-куда, а больше в города. Увидеть то, о чём мечтал пять-
десят лет не удалось. И был какой-то необъяснимый осадок
от увиденного, как будто именно здесь время остановилась,
никаких изменений в деревне... Всё так же женщины сидят
и пекут хлеб у тандыра. Я не встретил ни одну родственную
душу, с кем бы мог посидеть и выпить несколько стакан-
чиков чая, как это принято было у нас раньше, когда к нам
приезжал какой-нибудь гость из города. Через каких-то ещё
людей узнал, что моя мать умерла давно, но, когда спросил
о своём сыночке Юсупе, никто его не вспомнил. Но всё же я
обошёл почти всю деревню. Кто-то говорил, что приезжала,
кажется, его мать после войны. Красавица, высокая, строй-
ная, с красными губами, с жирно намазанной помадой, с
каким-то русским мужиком в военной форме. Может, они
забрали, а может – нет, никто ничего не помнит, и кто же
смог бы вспомнить, ведь прошло столько времени, полвека.
Я понял, что это была моя Анора, первая любовь, она бы не
оставила сына здесь, а забрала бы с собой. Я понимал, что
мне здесь больше делать нечего, и тут же уехал на такси, ко-
торое не отпускал. Пока доехали до города, вспоминал мою
Анору. Я не хотел с ней встретиться, я понимал, что уже ни-
чего не вернуть, не изменить, я лишь мечтал увидеться с сы-
ном, которого не видел никогда, встретиться с родными. Но
и здесь была осечка. Как говорили мне здесь, что слышали о
Юсупе, что я погиб или же потерялся во время войны, как без
вести пропавший. И что же сейчас делать? Не кричать же,
что я жив, а если и кричать, кто бы услышал, лишь чёрный
ворон, крутившийся над могилой матери, которую я нашёл с
трудом. Меня не поразила также красота городов, которые я
посетил. Может, за свою жизнь я столько уже видел, а может
быть, смотрел сквозь пальцы, так как не встретил никого из
родных. За время моего пребывания в туре слышал не один
раз узбекскую речь, но когда хотел заговорить с ними, то за-
мечал, что вставляю разные слова: английские, немецкие и
польские. Я заметил также, что если предложение длинное
на узбекском, но короче на другом языке, я тут же говорил
на нём. Это была уже моя жизнь, новая, где я не употреблял
свой родной язык, а остальные постепенно его вытесняли. Я
по-русски больше говорил, так как была в Америке большая
русская диаспора. Наверное, и в семье с Агнешкой я так и
разговаривал, на разных языках, но там не замечал, а здесь
это было так заметно, что я переходил на русский. Посмо-
трел, что молодёжь и его здесь стало плохо знать, а когда-то
все говорили на нём. Сейчас же легче объясниться на ан-
глийском, чем на русском с молодёжью Узбекистана.
Прилетел обратно, в Чикаго. Встретила меня Агнешка в
аэропорту «О Херо», столько было радости! Как я соскучил-
ся по дому, по семье. Я никогда после войны не уезжал само-
стоятельно, и поэтому, возвратившись, совсем по-другому
стал смотреть на окружающую меня среду. Оказалось, что
тебе хорошо там, где тебя любят и ждут. Возвратившись на
работу, узнал, что из нашего коллектива ушёл молодой че-
ловек, с которым мне было хорошо общаться. Он перешёл
работать в другую большую компанию. Я подумал, что ему
будет там лучше. От него ожидали многого, он был талант-
ливый творец своего дела и интеллигентный юноша. «Он
был способный малый», – так я сказал Пашке. Прошло вре-
мя, однажды он позвонил мне сам и сказал: «Открыл не-
большой ювелирный салон по ремонту ювелирных изделий,
а также по дизайну новых изделий». Я же понимал, что у
него не было много товара, чтобы положить на прилавок.
Я же по старой памяти понёс к нему целый чемодан своих
часов и разложил у него. Правда, он открыл этот салон в
богатом районе, а кто там позарится на его ювелирные из-
делия или же на мои старые отремонтированные часы?! Че-
рез год он закрывает, не продав ни одни часики. Я не знаю,
не спрашивал, как там у него дела, в ювелирке? Но, видно,
«попал» он, так как он платил ренту по бизнесу за офис,
который снял, и поверьте, это было недёшево. Мы всегда с
ним переговаривались по телефону, и я понял, что это тот
молодой человек, кому я мог бы доверить свою тайну, в ко-
торую никого не допускал. У меня было несколько тетра-
дей, где я описывал свою нелёгкую жизнь. Хотя мой сын
окончил юридический, уже занимал хорошее положение в
обществе, но разве он будет заниматься переводом моей ру-
кописи, где через строчку я писал на разных языках. Для
этого всего нужно терпенье, а у него оно было. После воз-
вращения я понял, насколько люблю свою жену Агнешку.
Мы с ней объездили уже половина мира, но никогда нас не
тянуло ни в Германию, ни даже в Польшу, где у нас осталось
столько плохих воспоминаний, которые мы заберём с собой,
не считая этих записей. Я знаю, что после моей смерти он
обязательно их опубликует. Пускай я не пишу, как писатель,
но здесь, правда, реальная моя жизнь, пускай она будет та-
кая, какой была».

Мне пришлось долго повозиться, чтобы полностью пере-
вести его записи в дневнике. Не знаю, когда он начал их пи-
сать, но мне кажется, что здесь, именно в Америке, потому
что были вставлены слова на английском, даже не на англий-
ском, а на американском, здесь свой диалект. Так мне кажет-
ся, а, впрочем, кто его знает? Ведь и я тоже иммигрант. Я
преклоняюсь перед этим человеком, прошедшим всю войну,
концлагерь, и оставшимся жить. Человеком, который создал
такую замечательную семью. И всегда улыбка не сходила с
его губ.

*Юсуп, подлинное имя литературного героя. Остальные
имена вымышленные, по его просьбе.
Не отождествляйте автора с персонажами его произведе-
ний.


Рецензии
прочёл второй раз и снова с огромным интересом! Написано захватывающе, интрига просто затягивает, диалоги точны, характеры достоверны, словом -восхищён, спасибо, Нина! С лучшими пожеланиями и уважением,

Алексей Абель   19.06.2016 21:36     Заявить о нарушении
Спасибо!Алексей!
Всех вам благ!С теплом,Нина

Каменцева Нина Филипповна   20.06.2016 06:19   Заявить о нарушении