Белый Медведь, Сатанта, вождь кайова

*БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ, САТАНТА (ок. 1820-1878)
Set'tainte- Белый Медведь, вождь кайова, родился в 1820 году где-то в области проживания кайова, вероятно, там, где сейчас Канзас или Оклахома, в зените власти и культурного развития равнинных индейцев. За время его жизни, племена равнин были разбиты, деморализованы и в конце концов ограничены резервациями. Сатанта пытался предотвратить утрату суверенитета кайова и для обеспечения своих целей доказал готовность использовать в виде средства как дипломатию так и войну. 
Отцом Сатанты был известный среди кайова вождь-шаман КРАСНОЕ ТИПИ. В детстве он носил имя Большие Рёбра, с юных лет  выделялся среди сверстников своей силой, высоким ростом и крепким телосложением. Он занял видное положение в  распространенной среди равнинных племен градации  успехов в боевых подвигах. С 1830-х до 1850-х годов он участвовал в кампаниях против шайенов, ютов и, как говорят, в рейдах на юг до Техаса и Мексики.
 
   Сатанта стал известен в середине 1850-х годов, когда впервые привлек внимание солдат из военной экспедиции в Страну Кайова. Хотя он был еще младшим вождём, все заметили его большой торс и тонкие черты. Один офицер, капитан Ричард Т. Иаков, отметил его как «человек великолепного телосложения, более шести футов ростом, хорошо сложен и с мелкими пропорциями» - это описание  повторялось на протяжении всей жизни Сатанты. Белые также отметили, его ум, сильный характер и высокомерие. У него было прекрасное драматическое чувство, но те, кто считал его позером, совершенно недооценивали этого человека. Под его театральностью, скрывался выдающийся воин и вождь. На пике своего престижа в конце 1860-х годов, белое пограничье ненавидело его и боялось.
 
   На конференции в Форте Аткинсон, штат Канзас, в 1853 году, он предъявил претензии кайова офицеру драгун, майору Роберту Холл Чилтону. Один из солдат - рядовой Персиваль Лоу отметил, что Чилтон и Сатанта были похожи жесткостью и бескомпромиссностью в общении друг с другом.
    К  моменту заключения этого договора, Сатанте шёл четвёртый десяток, и он был заметным воином. В бою, вождь на свою верхнюю часть тела, лицо и волосы наносил красную краску, а его жилет из оленьей кожи был красного цвета - с одной стороны, и желтым - с другой. Среди его соратников находился старый шаман ЧЁРНЫЙ КОНЬ, который научил Сатанту наиболее важной части боевой техники – он получил один из священных щитов, которые использовались во время Солнечного Танца кайова. Чтобы его принять, Сатанте пришлось предложить взамен свою плоть, пожертвовав Солнцу четыре глубоких раны, разрезанные на обратной стороне каждого плеча чуть выше соединения с рукой. Он носил этот щит во время рейдов против других племен, и походов в Мексику.

    Несмотря на то, что кайова  рассматривали Солнечный Щит в качестве наиболее важных реликвий Сатанты, среди белых его самым известным предметом считался горн, когда он трубил, давая сигнал нападения или объявляя о своем присутствии. Kайова говорили, что он захватил горн во время боя. Если белые,  сражаясь с индейцами, слышали горн, то автоматически связывали это с присутствием Сатанты.    В апреле 1864 года, правительство послало врача, чтобы вакцинировать кайова от оспы, которая недавно свирепствовала. Доктор нашел их всех, по-видимому, дружелюбно настроенными и провел некоторое время в лагере Сатанты.
 
   К 1865 году Белый Медведь, стал заметным младшим вождём, чьи достижения ставили его в один ряд с ОДИНОКИМ ВОЛКОМ (Guipago), ПИНАЮЩЕЙ ПТИЦЕЙ (Теne-angopte) и ДОХАСАНОМ(Doh;san), главным вождём всех групп кайова, в переговорах, приведших к договору реки Литтл Арканзас(1865). Как и в большинстве договоров такого рода, это соглашение не смогло обеспечить мир на границе. Белые поселенцы продолжали идти через земли кайова, и племена, недовольные таким положением сокращения своей родины до небольшой резервации, продолжали рейды на поселения и преследование иммигрантов.
    Сама по себе, эта ситуация нестабильности значительно ухудшилась в 1866 году после смерти Дохасана. Без его мощного лидерства, единство кайова растворилось, и ряд вождей: Одинокий Волк, Пинающая Птица и Сатанта, пытались заполнить эту пустоту. Их жесткая конкуренция вызвала волну рейдов по южным равнинам осенью 1866  и в 1867 году. В одном случае Сатанта и его отряд совершил набег в Панхандл,  убив Джеймса Бокса, захватил его жену и четверых детей, которых они освободили (за выкуп) в Форте Додж, штат Канзас. 
 
    Подвиги Сатанты создали ему определенный престиж, и в знак признания его позиции он стал одним из представителей племени в договоре совета Медисин Лодж  в октябре 1867 года. Там Сатанта, высокий, мускулистый мужчина, стал известен как «Оратор равнин», хотя это название, возможно, было насмешливой ссылкой на скучные речи, а не искренней похвалой за его способность говорить. В любом случае, Сатанта и САТАНК - пожилой член элитного воинского общества Koitsenko, подписали  за кайова соглашения, направленные на обеспечение мира, но ограничивая равнинные племена резервацией.
    Договором Медисин Лодж  не удалось разрешить источник конфликта. Как следствие, к началу 1868 кайова и другие племена равнин возобновили войну с белыми поселениями. Опасаясь, что отдельные случаи могут перерасти во всеобщее восстание индейцев, генерал Уильям Т. Шерман призвал для восстановления порядка  генерала Филиппа Шеридана.

    План Шеридана состоял в жестокой, эффективной «зимней кампании»  1868/69. Эта операция состояла из серии разработанных боевых операций, чтобы заставить индейцев вернуться в резервации, разрушая их дома, убивая лошадей и волю к сопротивлению, достигла  наиболее полного выражения благодаря подполковнику Джорджу А. Кастеру «прореживанием» деревни южных шайеннов на реке Уошито 27 ноября 1868 года. Встревоженные известием о готовности Кастера в дополнение к индейским воинам  убивать женщин и детей, Сатанта с Одиноким Волком решили сдаться. Подняв белый флаг, два вождя подошли к Кастеру 17 декабря, но были арестованы, взяты в заложники, и провели под арестом почти три месяца, пока полковник посылал запросы за разрешением их повесить. Наконец, в феврале 1869 Пинающая Птица (Теne- angopte) обеспечил им свободу, пообещав, что кайова прекратят рейды и вернуться в резервацию.
 
   Страх возмездия со стороны армии держал кайова в резервации около двух лет. Однако к началу 1871 года обида за неадекватные действия возобновила военную угрозу, и среди кайова наростало беспокойство. Последовала новая волна насилия из серии рейдов, которая в течение весны 1871 года унесла жизни примерно четырнадцати белых техасцев.
    Для Сатанты, усилилось разочарование по поводу заключения в резервацию, племя разделилось на две фракции, одна во главе с Одиноким Волком, а другая с Пинающей Птицей. В ответ  Сатанта вернулся в тропу войны и с помощью Адо-eте (Большого Дерева ) и Сатанка, во главе отряда примерно из 100 кайова напал 18 мая 1871 года на обоз Генри Уоррена близ нынешнего города Грэхэм, округ Янг. Из двенадцати  извозчиков  семеро были убиты. Рейд на караван Уоррена, или резня Солт-Крик, как это стали называть, вызвал чувство негодования по всей границе, уже уставшей от насилия. 
 
   Поселенцы призывали к мести, и Шерман направил полковника Ранолда С. Маккензи с приказом доставить  индейцев- обидчиков в руки правосудия. Экспедиция Маккензи оказалась ненужной, потому что вскоре после возвращения из рейда Сатанта и его последователи отправились в Форт Силл получать свои пайки. Находясь там, агент Лори Татум задал Сатанте был задан вопрос о рейде, и тот  похвастался, что именно он вел набег, а ему помогали Сатанк и Адо-eте. В ужасе Татум направил вождей к Шерману, который, выслушав их исповедь,  распорядился, чтобы троих вождей направили в Джэксборо, штат Техас, чтобы предать суду за убийство. Связанный по рукам и ногам, Сатанта, Сатанк и Большое Дерево покинули Форт Силл 8 июня 1871 года.

    Суд над Сатантой и Большим Деревом (Сатанк был убит на пути к Джэксборо, после того как  напал на одного из своих охранников) стал знаменательным событием, в первую очередь потому что он был первым случаем когда индейские вожди были вынуждены предстать перед законом в гражданском суде. Как и ожидалось, жюри Джэксборо осудило обоих вождей и приговорило их к повешению. Однако из-за давления  гуманитариев и реального страха возмездия со стороны кайова, влиятельный губернатор Техаса Эдмунд Дж. Дэвис сопротивляясь воле многих техасцев, а также Шермана,  заменил  смертные приговоры индейцев на пожизненное заключение. Впоследствии Сатанта и Большое Дерево были переведены в тюрьму в Хантсвилле, где они оставались в течение ближайших двух лет. Держа в заключении Сатанту и Адо-етте, федеральное правительство обладало мощным рычагом для обеспечения пассивности кайова. Индейские агенты обещали племени, что два вождя будут выпущены при условии их надлежащего поведения.

    В результате, с зимы 1871-72 и в течение лета 1873 года племя оставалось в резервации. Наконец, в августе 1873 губернатор Дэвис, под давлением федеральных индейских агентов, организовал для вождей условно-досрочное освобождение, и это решение оказалось весьма непопулярным на границе Техаса.
   Тем не менее, Сатанта и Большое Дерево покинули Хантсвилл 19 августа 1873 года,  4 сентября достигнув Форта Силл, где они были помещены на гауптвахту. Наконец, 6 октября, губернатор Дэвис, федеральные чиновники и индейцы согласились на условия для условно-досрочного освобождения. Самое главное, что кайова согласились остаться в резервации, и  Сатанта и Адо-eтте были освобождены. 
   Мир продержался не долго, и к концу октября воины кайова и команчей возобновили диверсионные рейды. К следующему лету, населенные пункты в западной Оклахоме и Техасском Панхандле снова находились в осаде, так как военные отряды кайова и команчей  пытались остановить уничтожение бизонов. В ряде случаев, произошли  нападения на федеральные войска и на агентство Анадарко, нападение на караван вагонов Лимана, в каньоне Пало-Дуро, а во второй битве Эдоуб Уоллс - 27 июня 1874 Сатанта был замечен в рядах воинов, хотя он и отказался от своей позиции в качестве лидера воюющей стороны.
 
   Затем, осенью 1874 года он и БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО были повторно арестованы и обвинены в нарушении правил досрочного освобождения. Большое Дерево был заключен в тюрьму на гауптвахте Форта Силл, в то время как Сатанта, который считался  из этих двух наиболее опасным, был возвращен в тюрьму штата Техас в Хантсвилле 17 сентября 1874 года. Он прожил там до 11 октября 1878 года, когда, деморализованный  перспективой провести остаток своей жизни в заточении, покончил жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна. Его останки были захоронены на тюремном кладбище до 1963 года, когда его внук, художник кайова Джеймс Auchiah(1906-1974), получил разрешение на их перезахоронение рядом с Сатанком на кладбище в Форт Силл.

BIBLIOGRAPHY:
Allen Lee Hamilton, "The Warren Wagontrain Raid: Frontier Indian Policy at the Crossroads," Arizona and the West 28 (Autumn 1986). Mildred P. Mayhall, The Kiowas (Norman: University of Oklahoma Press, 1962; 2d ed. 1971). Wilbur Sturtevant Nye, Carbine and Lance: The Story of Old Fort Sill (Norman: University of Oklahoma Press, 1937; 3d ed. 1969).
https://www.tshaonline.org/handbook/online/articles/fsa33

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"


Рецензии