Пра родную мову

К сожалению, вчера не удалось увидеть белорусские народные танцы: вместо них была репетиция, да и танцы были скорее времён ВКЛ, что ли, нежели собственно белорусские.
Казалось бы, вечер потерян, но, спустившись в переход, по дороге в метро, я остановилась.  В переходе на гармошке играл дедушка. Я сняла наушник и прислушалась: он пел на белорусском языке! Я вынула второй наушник и подошла ближе. Как зачарованная я смотрела на пенсионера. Боже мой, как здорово, что есть ещё люди, которые помнят наш язык, помнят песни и, не боясь косых взглядов, поют, а некоторые даже «размаўляюць». На душе сразу стало тепло. Стало так весело и приятно, что на некоторое время я забыла о проблемах.
«Адагрэю душу ля высокіх дубоў,
Ды на ўцеху жывым і сляпым, і відушчым,
Панясу твой напеў запаветны дамоў,
Белавежская пушча, Белавежская пушча.»
- Пел пожилой мужчина, а я стояла со слезами на глазах. Какой же прекрасный  у нас язык! Какие песни! Сколько души, да, именно души в наших песнях. Нет, это не бездумные современные песни. Здесь всё глубже, о вечном, что ли.
И тут мне вдруг стало так стыдно, я – представитель молодёжи, будущее страны, так ужасно поступаю. Кто как ни студент филологического факультета должен, обязан знать свой родной язык. Да ни в одной стране в мире так не относятся к родному языку. Мне стало стыдно за себя, за коллег по обучению, за парней, пивших пиво в другом конце перехода и орущих матом и за то, что я пишу это на русском языке.  На душе стало скверно. Я положила денег дедушке и пошла в метро.
Отыскав в телефоне пару песен на белорусском, слушала их на повторе.
В голове крутились строки из стихотворения Нила Гилевича:
«Страцiў слова, страцiў спадчыннае слова -
Штосьцi страцiў у душы абавязкова!»
Мы все «страцілі»… Мы теряем часть своей нации, мы теряем часть себя и рады этому, как дураки.
Ещё Францыск Скорина говорил: «Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлі…»
А мы так и делаем…  Что не так с нашим временем? Что не так с молодостью, мы все «страцілі» и так гордимся этим, что аж тошно. 
Страшно подумать, что наши дети уже могут и не учить нашего языка в школах, страшно представить себе это.
Кто-нибудь из говорящих на русском когда-нибудь задумывался, что станет с нами? Если умрёт наш язык, умрём и мы. Нет, не физически конечно, морально. И больше никто не будет понимать дедушку, поющего в переходе.
 Это так страшно…


Рецензии