Натянутая тетива

(из конспекта проповеди)

Я буду проповедовать про человека, которому на момент описываемых событий исполнилось 17 лет. Прошу поднять руки тех, кому сейчас 16, 17 или 18 лет. Сейчас мы будем говорить о вашем сверстнике.

Попробуем представить себе мир и ближайшее окружение, в котором жил Иосиф. Он был предпоследним мальчиком в семье. Каково это, быть предпоследним, мы можем посмотреть на примере Давида. Он называется меньшим (1Цар.16:11), но он седьмой (1Пар.2:15) из восьми (1Цар.17:12) сыновей, т.е. предпоследний. Что это значит?

Может быть, это означает, что на нем останавливались поручения, когда они спускались сверху вниз по лесенке семейной иерархии (отец дал поручение старшему сыну и отошел, старший передал это поручение второму, второй третьему и т.д., но седьмой - Давид - не передавал восьмому).

Кстати, у меня предпоследнего сына тоже звать Давид, и я вижу, каково это, быть предпоследним. Младший - он еще маленький. Предпоследнему хочется быть со старшими, но они его в свой круг не принимают, они ведь уже “большие”...

Кого видели братья, глядя на Иосифа? Любимчика отца и выскочку. Который, похоже, желает стать главным. Тут важно учитывать исторический фон. Вспомним порядок передачи главенства в семье в те времена. У Авраама было два сына - Измаил и Исаак. Старший Измаил изгнан, путь отца наследует младший Исаак. У Исаака два сына - Исав и Иаков. Старший Исав отстранен, путь отца наследует младший Иаков.

У Иакова двенадцать сыновей. Они понимают, может быть, что составят ядро будущего народа все вместе как родоначальники двенадцати колен. И вот младший Иосиф, как им кажется, пользуясь любовью отца и постоянно донося ему про плохие поступки братьев, разыгрывает старую схему, по которой младший становился в семье главным. Т.е. Иосиф хочет отодвинуть их, так могло им показаться. Картину довершили сны Иосифа.

Поэтому они приходят к решению убить Иосифа, а потом заменяют это решение на решение продать его в рабство в Египет - за двадцать сребренников (это цена мальчика, не достигшего совершеннолетия: Лев. 27,5).

Каково чувствовать себя преданным и проданным? Находиться в яме со скорпионами, просить братьев о жалости и слышать, что они обедают рядом. Они могут кушать, слыша крики младшего брата!

Это о братьях, а отец? Отец… Ведь Иосиф попал в эту переделку из-за того, что послушался отца и пошел к братьям в отдаленное место. Отец любил его, но нагружал работой, и в результате Иосиф попал из-за этого в беду.

“Послал пред ними человека, в рабы был продан Иосиф. В железо вошла душа его” (Пс.104:18).

Подытожим: у Иосифа были самые серьезные основания для критики и огорчения в отношении любого члена своей семьи.

Это я описал внешний фон и обстоятельства, в которых оказался Иосиф. А как заглянуть внутрь его сердца, чтобы увидеть его реакцию на эти обстоятельства? “От избытка сердца говорят уста” (Мф.12:34). Слова Иосифа раскроют нам содержание его сердца.

Я провел небольшое исследование: рассмотрел каждый отрывок после 37-й главы, в котором передавалась бы прямая речь Иосифа, т.е. содержались бы его слова. И обнаружил, что во всех этих отрывках есть одна общая деталь: каждый раз, когда Иосиф разговаривает с кем-то, он упоминает Бога:

40:8 “Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне”.
41:16 “И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону”
41:51-52 “И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что [говорил он] Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. А другому нарек имя: Ефрем, потому что [говорил он] Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего”.
42:18 “И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь Бога” (42:28 “И смутилось сердце их, и они с трепетом друг другу говорили: что это Бог сделал с нами?”)
43:23 “Он сказал: будьте спокойны, не бойтесь; Бог ваш и Бог отца вашего дал вам клад в мешках ваших; серебро ваше дошло до меня”
43:29 “И поднял глаза свои, и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой!”
45:5,7-9 “но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни… Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской. Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом”
50:19-20 “И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей”

(Исключение составляет период, когда Иосиф некоторое время снова живет рядом с отцом, тогда он перестает упоминать Бога в каждом разговоре /главы 46-47; 48:18; 50:4-5/, думаю, это как-то связано с присутствием отца. Во время его отсутствия Иосиф остался без духовного наставничества и попечения, отвечал сам за себя…)

Мы видим, что это не случайность, это свидетельство о его видении картины мира. Иосиф живет в мире, которым управляет Бог.

В этом отношении интересно благословение, данное Иаковом Иосифу в 49-й главе. Иаков все видел, и он подводит такой итог: огорчали Иосифа, враждовали против него и стреляли в него стрельцы, но лук Иосифа остался твердым. Когда лук бывает твердым? Когда тетива натянута. Также сказано в благословении Иакова, что мышцы Иосифа оставались крепкими, а это значит, что они удерживали тетиву натянутой.

То есть лук Иосифа был в боевой готовности, тетива была натянута, мышцы напряжены, удерживая тетиву и стрелу - и он так и не спустил стрелу. Имел власть отомстить братьям, но не отомстил, не сорвался. Почему? Откуда эта твердость? Иаков и об этом говорит: “От рук мощного Бога Иаковлева”.

“Всегда видел я пред собою Господа... не поколеблюсь” (Пс.15:8; Дн.2:25). Эта черта роднит Иосифа с Давидом и Иисусом. Давид несколько раз не спустил тетиву против Саула: дважды не убил его, когда имел возможность, а после смерти не унизил в своей последней песне о нем, но напротив - возвысил.

Иосиф постоянно помнил о Боге, напоминал о Нем себе. Здесь основание способности не огорчаться, когда огорчают самые близкие люди.

Бог управлял всей этой историей. Братья думали, что если Иосиф будет продан в рабство и окажется в Египте, то никогда не сможет стать их господином; но свершившееся только способствовало этому. Написано, что гнев человеческий обратится во славу Бога: остаток гнева Он укрощает (Пс.75:11). Продажа Иосифа в Египет чудесно обратилась во славу Бога.

То, как Бог управляет миром, удивительно и непостижимо для нас: Он не только не допускает злым делам свершиться сверх определенной Им меры, но оказывается, что Он полагает предел и добрым делам. Рувим хотел сделать доброе дело - спасти Иосифа от смерти и от продажи, но продажа произошла тогда, когда первенец отошел, и он не смог осуществить свой добрый замысел.

Теперь возвращусь к тем, кто поднимали руки в начале моей проповеди. А также к тем, кто немножко младше и немножко старше. Думаю, у вас тоже есть основания для критики в отношении любого члена вашей семьи.

Если вы будете видеть перед собой Господа, как Его видел Иосиф, т.е. если будете сознавать, что Он управляет абсолютно всеми деталями вашей жизни, вы сможете не огорчаться и не спускать тетивы (без необходимости).

В книге Сабины Вурмбранд “Жена пастора” описывается такой случай: Ричард и Сабина (евреи, которых преследовали фашисты) после прихода к власти в Румынии коммунистов укрывали у себя дома трех немецких офицеров, потому что началась “охота за охотниками”.

Однажды, когда Сабина принесла им еду, один из офицеров обратился к ней: “Я должен сказать вам одну вещь, которая меня очень волнует. Ведь вы знаете, что помощь немецким солдатам может означать для вас смерть, и все-таки укрыли нас. Да к тому же вы еще и евреи. Должен сказать, что сам я не смогу сделать для вас то же самое, когда немецкая армия вернется в Бухарест, что несомненно произойдет очень скоро”.

Не буду передавать всего разговора, но суть его в том, что оказывать такое невообразимое милосердие Сабине помогало то, что она была верующей и видела во всем руку Божью, а также старалась выполнять свой христианский долг.

Жить в мире, которым управляет Бог, с сознанием этого управления легче, чем жить в мире хаоса и прозвола. Такое сознание имели Иов и Соломон: “Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено” (Иов.42:2); “Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом” (Пр.19:21).

Иисус Христос - Хозяин положения. В церкви, на земле, во вселенной. Его имя - Ходящий посреди семи золотых светильников. Светильники эти - поместные церкви (От.1:20). Он делает то, что нужно, тогда, когда нужно - в семье, общине, стране. “Так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников” (От.2:1).

Эта мысль поможет нам не огорчаться на ближних и не спускать тетиву, вступая в ссоры и перепалки.

16.12.2015


Рецензии