60 часов в обществе Льва Николаевича

Что для меня - роман «Война и мир»? Буду с вами предельно честна. Еще неделю назад, если бы меня спросили, как я отношусь к творчеству Л.Н. Толстого,  я  бы ответила: «С уважением. Но это - не мой автор».

«Войну и мир» я, как, вероятно,  и очень многие мои ровесники, впервые прочитала в школе - благодаря обязательной программе по литературе. В отличие от многих моих одноклассников, полностью, а не отрывками  из задаваемых на дом глав, даже многочисленные философские рассуждения прочитала, которые, как это ни странно,  меня тогда увлекли. Все остальное было просто прочитано.  Потом были подробные разборы романа на уроках литературы - по образам героев и по темам,  обсуждения их на уроках и написание сочинений. Из всего романа запомнилась только сюжетная линия - то, что  многие из нас называют «мир»: кто кого любил, кто на ком женился и еще немного - о героизме русских войск.
 
Поразил ли меня текст романа? Не помню. Скорее всего, статьи из учебника литературы, врезались в память сильнее, чем строки романа. В те годы  уже был на экранах 4-х серийный художественный фильм Сергея Бондарчука, который все мы,  школьники, конечно же, посмотрели. Благодаря фильму персонажи «Войны и мира»  обрели конкретику - лица, характер и ощущение от них. Заодно в голове улеглось  общее содержание книги, что существенно помогало написанию сочинений  на вступительных экзаменах в институт и не только…

Второе мое прочтение романа случилось вместе с дочерью, когда уже ей, а не мне, нужно было «разобраться» с «Войной и миром».  Школьные программы для гимназий в девяностые годы  отличались  не глубиной, а количеством пройденного материала  - прочесть и досконально разобраться во всем, что  учащимся задавалось и что «проходилось» за год, было практически невозможно. Нужно было выбирать:  или с интересом и глубоко впитывать в себя то, что действительно интересовало, но тогда - поставить крест на остальных предметах и на получении приличного аттестата, или, стиснув зубы, бороться за успеваемость ради поступления в ВУЗ -осваивать ВСЕ  задаваемое «галопом по европам», в ущерб здоровью и ценой отказа от радостей юности, - в соответствии с требованиями списка экзаменационных вопросов. Совмещать приятное и разумное с полезным не удавалось. Моя дочка шла на медаль…

В это мое второе «прочтение»  романа у меня даже  не нашлось времени перечитать всю «Войну и мир». Я хорошо помнила фильм Бондарчука и примерно представляла себе, что и как говорят о «выдающейся эпопее» литературоведы, что именно надо искать и запоминать в текстах; вместе с дочерью мы вгрызалась в отдельные главы, находя в них нужное и оставляя в томах  закладки. С некоторым изумлением я обнаруживала тогда в тексте романа абзацы, которые были мне не только незнакомы (напрочь забыты!), но и поражали …актуальностью их содержания.

Прошло еще много лет. В текучке дел и при наличии огромного числа появившихся в свободной продаже новых книг, которые мне хотелось почитать (а свободного времени не прибавилось!), до вдумчивого перечитывания «Войны и мира» руки у меня так и не дошли, хотя и было понимание: надо бы.. Наверняка не случайно так много людей восторгаются этим произведением и даже регулярно к нему обращаются! А я  уже и не помнила, чем же меня когда-то в детстве так заинтересовали философские рассуждения о ходе истории - более, чем жизнь толстовских персонажей, так непохожих (так мне казалось тогда!) на тех женщин и мужчин, которые окружали меня  в реальной жизни («Нам бы их свободу от быта  и их возможности созерцать  и философствовать об отвлеченных  материях!!»).

Когда в нас есть интерес и желание, то возможности для их осуществления  находятся всегда, а когда их нет - находятся только убедительные оправдания для неделания…

2015 год  был объявлен в России годом Литературы. Этот страшный 2015 год, когда все мы - не только Россия - стоим на пороге большой войны, когда только от нас зависит ее предотвращение,  и вдруг - год Литературы?!

Кто сейчас читает книги? Только пенсионеры, не успевшие попасть в хищные, но такие соблазнительные возможностями сети интернета, да еще студенты и школьники. Впрочем, читают ли книги последние?  Есть ли у них на это время, а главное - желание, если для того, чтобы получить «зачет», сейчас вполне можно обойтись без прочтения изучаемого произведения, а чтобы разлечься, достаточно телевидения и интернета? «Да, что вы, - возразит кто-то из вас, - есть молодежь, которая  и ныне читает книги и любит их: посмотрите, как много в метро молодых людей, читающих скаченные в планшеты книги!!!»

О том, что сейчас читает молодежь (почему только молодежь - большинство всех  нас!) я поделюсь с вами чуть позже, когда будут подведены итоги конкурса Клуба Славы Фонда «Я с детства книги обожаю», а сейчас - не об этом.

Я о том чуде, что произошло со мною 8 декабря 2015 года, когда в России началась самая масштабная за всю историю российского телевидения литературная акция ««Война и мир»: читаем роман».  В течение четырех дней по всему миру самые разные люди затеяли читать в прямом эфире эпопею Льва Толстого -  все четыре тома, от начала и до конца! Чтение романа транслировали телеканал «Культура» и радиостанция «Маяк». Ничего подобного в истории мирового ТВ еще не было: число участников-чтецов - более 1300 человек, а время непрерывного чтения - 60 часов!
 
Не могу сказать, что я совершенно свободный человек, то есть, что я тот баловень судьбы, который полностью свободен от быта, от необходимости заработка и от семейных обязательств… Не хочу ни жаловаться на обстоятельства, ни восхвалять свои преодоления… Но я вдруг поняла, что очень хочу перечитать этот роман, причем, не сама по себе и «когда-нибудь», а вместе со всей страной - не отвлекаясь на другое; прочитать так, чтобы полностью погрузить себя в атмосферу книги, подарив Льву Николаевичу четыре дня своей жизни. Потратить их не на работу, не на развлечения и не на мелочную суету, а на книгу. Тем более, что перерывы в трансляции литературной акции все-таки предполагались: можно было пропущенные фрагменты, отметив их закладками в книге, дочитать позже, в перерыв, или ночью, или в видеозаписи по тому же интернету…

Договорившись со всеми, кому я обязана своим долгом перед ними, чтобы меня на эти 4 дня освободили, пусть не от всех обязанностей, то хотя бы от тех, которые вынуждают отвлекаться на пустые разговоры и на исполнение дел, не совместимых со слушанием романа, я начала СЛУШАТЬ роман и, по возможности, отслеживать текст глазами.

Я благодарна судьбе и всем, кто позволил мне осуществить  эту мою затею, за эти  60 счастливых часов  «общения» со  Львом Николаевичем.

Сказать, что это было потрясающе интересно - значит ничего не сказать. Следить глазами за текстом и одновременно слышать прочтение его разными - очень разными!-людьми, это совсем не то, что поверхностное чтение книги в вагоне метро или - урывками - дома, когда между одним и другим обращением к тексту иногда проходит неделя, а то и более… В этот раз во мне возникло полное - почти мистическое погружение в атмосферу романа и совершенно удивительное ощущение единения себя со всеми читающими его, находящимися в данную минуту в самых разных городах и поселках нашей страны,  не только нашей…

Делать что-то «всем миром», это очень по-русски. Единение народа, его общинное сознание, исцеляющее и спасающее нас  в самые тревожные и трудные периоды нашей истории - это то, что более всего присуще русскому миру (речь идет, конечно же,  не о национальности). Тому самому Миру, что пишется через «i» (Мiръ) и обозначает пространство и общность людей, в которых мы себя ощущаем, а не через «и» (мир) - мирное состояние вне войны... Именно так - «Война и Мiръ»  назвал Лев Толстой свой роман. Только всем миром - силой нашего общего духа, нашего совместного устремления к правде, к защите того, что нам свято и дорого, мы можем себя сохранить, а вовсе не одним  только количеством оружия, армий и материальных ресурсов… Об этом говорит и  Толстой: побеждает не тот, кто сильнее, а тот у кого сила духа - желания или насущности победить - больше!

Вторым моим открытием было содержание романа. Дело даже не в том, что большую часть отрывков (особенно тех, что не присутствуют в сценарии фильма Бондарчука!) я совершенно не помнила и открывала их для себя, как впервые, - самым потрясающим для меня было ощущение абсолютной современности текста! Не было никаких двухсот лет, разделяющих меня и персонажей книги: почти в каждом отрывке я с удивлением обнаруживала те аллюзии, размышления и даже события, которые точно ложились на происходящее в мире в наши дни - разница была лишь в не имеющего глубинного значения деталях описания внешней обстановки! В остальном - те же самые мотивы  и поступки «исторических персонажей», те же самые проблемы, метания и сомнения персонажей, те же угрозы и опасения, что стоят и перед нашим - сегодняшним миром, разве что масштаб территории и опасность катастрофы  стали несравнимо большими.

А персонажи - разве они - не мы сами, только в других костюмах? Та же потребность в любви и невозможность ее излить на другого, те же размышления  о сущности происходящего, те же глубинные причины ошибочных  поступков, страхи и обольщения, заблуждения и прозрения, те же склонности к предательству и эгоизм сильных мира сего, те же незаметные глазу, но спасающие мир подвиги  «каратаевых» нашего мира - практических учителей наших сегодняшних  искателей правды - «пьеров» и «андреев» - каждого из нас, кому выпал  реальный опыт личного страдания и испытания… 

Давно знакомые мне  персонажи романа, который со школьных времен были для меня плоскими ярлыками нескольких главных  качеств, вдруг открылись для меня с совершенно неожиданной стороны, стали объемными и оттого понятными, объяснимыми, в каких-то своих отдельных  проявлениях  похожими  на меня и потому - оправдываемые мною!

В романе, как и в настоящей жизни, нет ни положительных, ни отрицательных персонажей, да и главных героев там тоже  нет - их множество, очень разных, противоречивых, но одинаково ищущих каждый своей правды и справедливости. Герой романа - это весь Мiръ, в котором всегда было, есть и будет всё, что присуще каждому человеку, причем Мiръ - русский, тот что едва ли  может быть целостно понят европейцами или людьми живущими вне России, вне наших представлений о смысле бытия и устремлений к правде. Примером сказанному - убожество и плоскость всех иностранных экранизаций романа «Война и Мир»: и богато, и увлекательно, и красиво, но - не про Россию, даже если и близко по тексту…

«Война и мир» - это и не история любви нескольких  персонажей, и не иллюстрация жизни общества 19 века, и не рассказ о конкретной войне, охватившей всю Европу и ставшей народно-освободительной для России. Слишком  много всего собрано в этом романе - о каждом и для каждого - о человеке, о силах, движущих  историю, о жизни и ее сущности.
 
«Вся  поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею. … Вот - жизнь» («Война и мир», том 4, часть 3, гл.25)
На этом дары акции совместного чтения романа для меня не закончились.
 
Человеку, живущему в эпоху телевидения, интернета и множества разных «гаджетов», в мире, где книги издаются бесплатно только в случае полной уверенности издателя в  коммерческой выгоде этого издания, а во всех прочих - только за счет самого автора, причем «в авторской (часто безграмотной) редакции» и по принципу «любые прихоти за ваши деньги», в мире, где грубые ошибки  русской речи в любой день можно услышать по ТВ не только в прямом эфире, но и из уст тележурналистов и даже дикторов и актеров, в мире, где все меньше хорошего вкуса и глубокого образования, но все больше свободы и тяги развлекать и «расслабляться», в стране, где рядом с нами живет несколько миллионов переселенцев из бывших советских республик, говорящих (в лучшем случае!) на своеобразном суржике - смеси разных языков - годных для общения, но размывающих, обедняющих и оскверняющих нечистотой речи  наш «великий и могучий» - кто, как ни Лев Николаевич Толстой, представитель графской ветви дворянского рода Толстых, аристократ и блестяще образованный человек, владеющий в совершенстве русским (и не только) языком, может помочь нам пополнить наш скудеющий от редкого использования словарный запас и хотя бы зрительно вспомнить давно забытые (за их теперешней «ненужностью»)  правила орфографии и пунктуации!

Надо ли мне продолжать это из без того длинное предложение? Думаю, что нет, вы прекрасно поняли, к чему я веду! )))

Я не знаю, смогла ли я заразить вас, прочитавших эту статью, своей радостью от четырехдневного общения с великим мыслителем России. Боюсь, что нет.

Далеко не каждый может взять отпуск за свой счет ради…. чтения книги. Конечно же, это очень смешно и  очень странно и глупо для окружающих. Достаточно просто  послушать чтение по каналу «Культура» минут двадцать вечером, после ужина, да и то, если только какой-нибудь фильм с убийствами по другому каналу «не дадут» в то же самое время!

Среди моих знакомых, увы, я не нашла людей, последовавших моему примеру. Даже среди тех, кто, на мой взгляд, такую возможность и условия для этого имел. Я их не осуждаю: у каждого свои интересы. Кроме того, я и сама еще совсем недавно не ожидала от себя, что втянусь в эту акцию, и что она столько необходимого и радостного даст моей душе. Возможно, очень многие просто не знали, когда это чтение  начнется - не были к ней готовы!

Мне искренне жаль, что у них так получилось. Но (еще раз процитирую саму себя) -«когда в нас есть интерес и желание, то возможности для их осуществления  находятся всегда, а когда их нет - находятся только убедительные оправдания для неделания…»

Грядут новогодние праздники - на мой взгляд, не только ненужно  длинные, но и утомительные, если мы не умеем наполнить их чем-то благодатным для нас. А что если вам, дорогие мои читатели Ликбеза, посвятить четыре из десяти дней дня вашего новогоднего отдыха слушанию и одновременно чтению страниц романа? Конечно, прямой эфир уже невозможен, но поисковик интернета легко найдет вам ссылку на аудиозапись текста романа «Война и мир», а значит - не все еще потеряно? Я уже не говорю о пользе совместного - семейного - прочтения романа и семейного обсуждения его… Разве такой отдых может сравниться с десятидневным поеданием салатов, ежедневными застольями и просмотрами комедий и развлекательных шоу по телевизору?

Почему бы вам не решиться на это и хотя бы не попробовать?
С уважением, Ваша Алкора.


Рецензии
Всколыхнули Вы Алла мои воспоминания о советском детстве. Помню, мы жили в Острогожске, в коммунальной квартире и у нас от общей тёплой веранды с керогазами отходили паравозиками две крохотные комнаты; в первой проходной у печки спал я, в тупиковой папа, мама и маленький брат. Когда все укладывались, я брал очередную книгу, (у нас много было книг, у меня даже была "библиотека" дети из соседних таких же бедных домов приходили, как в библиотеку и брали книги читать) укрывался с одеялом, брал фонарик и читал очередную книгу. Мне было неважно, кто был там автором, мне было лет 10 - 12. Я начал читать в 5 лет. В 1 классе, я уже читал бегло. А когда нас записали в детскую библиотеку, я в тот же день принёс прочитанную книгу, меня заставили пересказать содержание и дали несколько новых, потому, что по правилам библиотеки, в один и тот же день нельзя было менять книги:))) А моя мама выучила русский в 16 лет http://www.proza.ru/2007/12/09/141, Но она уже прочитала до этого "Войну и Мир" на польском языке. А на русском прочитала 2 раза точно, когда мы в школе проходили "Войну и Мир" мама рассказывала, что читая "Войну и Мир уже будучи очень взрослой, она читала роман, как новую книгу. Литература интереснейший вид творчества. Словами можно нарисовать даже красочную картину. Единственно, что не может сделать литература и изобразительное искусство - это заменить музыку:))))))

Сергей Чибисов   28.02.2017 12:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей за отзыв. Мне бесконечно жаль, что этот период повального чтения безвозвратно ушел. Что греха таить - я сама стала меньше читать, свободное время, которого почти нет, сжирает интернет и ТВ. Внуки - вообще неохотно читают... Оттого и грамотность письма - ниже плинтуса. Больно и обидно за литературу. За державу...

Алкора   26.06.2017 06:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.