Сергей Лемешев и женщины
Жены дворянки- целовали его маме руки, они были ей благодарны и хорошо воспитаны.
***
В то лето оба брата, несмотря на небольшие года, собрались жениться: Алексей присмотрел себе Прасковью
Сергей — Аграфену: ей шел шестнадцатый годок, лицо милое, темноглазое…
Жены дворянки- целовали его маме руки, они были ей благодарны и хорошо воспитаны.
Однажды Сергей с Алексеем поехали в ночное, пасти коней.
Развели костер, стали песни петь, и сырой воздух разносил их голоса далеко-далеко.
Оба сына Акулины — первой певицы в округе, солистки церковного хора — пели хорошо,
но среди крестьян это большим достоинством не считалось.
Поэтому Алексей Лемешев страшно удивился, когда проезжавший мимо инженер
Николай Александрович Квашнин сказал: “Ребята, да вы — тенора! Это же Божий дар, вам учиться надо!
Приходите-ка завтра к моей жене, она вами займется”.
“Это пению-то учиться?”, — засмеялся Алексей.
А Сергей, за три года в Питере успевший узнать много всякого-разного,
в том числе и что пение — то же ремесло, к приглашению инженера отнесся серьезно.
Евгения Николаевна Квашнина, окончившая когда-то Саратовскую консерваторию, определила:
у Алексея голос сильный, настоящий драматический тенор,
а у Сергея — хоть и послабее, но зато своеобразнее, лиричнее, обаятельнее, что ли!
Алексей же во всю эту голосовую механику вникать не захотел и, бросив казавшиеся ненужными занятия,
ушел вместе со своим драматическим тенором обратно в деревню
и вскоре женился-таки на своей Параше.
А вот бедная Грушенька осталась не у дел.
Из сережиного сердца ее очень скоро вытеснила дочь Квашниных Галина.
Голубоглазая, тонкая, с длинной косой, насмешливая и романтичная — настоящая барышня.
Она даже стихи писала!
и через много лет после того, как Серлем ушел от Квашниных сначала в Тверь, потом в Москву,
там женился, развелся, и снова жениться, Галина Квашнина все бегала к нему на тайные свидания,
все посвящала ему стихи...
Лемешев впервые женился уже студентом Московской консерватории.
Его избранница был очень похожа на Галину Квашнину: тоже из дворян, тоже красавица,
и тоже учительская дочь (женский тип, которому Сергей Яковлевич оставался верен долгие годы).
Ее отец — профессор Иван Николаевич Соколов — преподавал Лемешеву в консерватории,
благоволил ему как талантливому студенту, и приглашал домой на свои знаменитые “музыкальные среды”.
“Дорогая мамочка! Я встретил очень милую, хорошую во всех отношениях женщину,
безумно ее полюбил и сегодня на ней женился.
Чувствую себя таким счастливым, каким никогда не был”, — написал Сергей матери,
имея в виду вовсе не Наташу, а Алису Багрин-Каменскую,
с которой познакомился на тех же “средах” в доме тестя.
Считается, что свои безупречные манеры, высокую культуру, тонкий вкус Сергей Яковлевич
перенял именно у своей второй жены.
После того, как в 1940 году на экраны вышел фильм “Музыкальная история”,
на Лемешева обрушилась чудовищная популярность.
Именно тогда появилась армия “лемешисток”, и бремя общения с ними взяла на себя интеллигентная Алиса.
Кончилось тем, что после 11 лет супружества Алиса, не выдержав мужниных измен, ушла.
Он был страстно влюблен в актрису МХАТа Нору Полонскую, но их роман просуществовал недолго:
на очередное свидание Нора пришла не одна, а с подругой Любочкой Варзер, которая, как оказалось,
была горячей поклонницей Лемешева.
Сергей Яковлевич мгновенно вспыхнул новой страстью.
Кстати, именно роман Лемешева с Любочкой Варзер “сломал” долготерпеливую Алису.
Так Любочка стала третьей официальной женой Сергея Яковлевича,
но и ее со временем постигла участь предшественниц: однажды, оставив больного мужа дома
и страшно за него волнуясь, Варзер уехала на гастроли, а, вернувшись,
застала Лемешева не только здоровым, но и влюбленным
в молоденькую солистку Большого театра Ирину Масленникову, женщину все той же “породы”: из дворян,
прекрасно образована и очень красива.
Кстати, Ирина Ивановна — единственная из жен — родила Лемешеву дочь
(Мария Сергеевна Лемешева стала певицей и работает в театре своего отчима Бориса Покровского,
за которого ее мать вышла замуж после развода с Лемешевым).
Порой его упрекали в бессердечии.
Но судите сами: легко ли хранить верность одной единственной молодому мужчине, да еще и пылкого,
артистического склада, да еще и помимо собственной воли так действующему на женщин,
что ни одна не только не может, но и не хочет устоять?
О бесчисленных любовных победах Лемешева можно было бы написать тома.
Сергей Лемешев с женой Ириной Масленниковой и дочкой Машей.
Все его жены, даром что имели высокое происхождение, изысканные манеры и тонкий вкус,
неизменно ездили с Лемешевым в его деревню, там рыбачили и ходили по грибы.
И, как заправские крестьянки, оказывали свекрови, Акулине Сергеевне, подчеркнутое уважение.
Иного Лемешев не потерпел бы: он был очень хорошим сыном, так же как и очень хорошим братом.
Еще учась в консерватории и едва заработав первые деньги, двадцатидвухлетний Лемешев
построил для родных в Князево хороший дом.
А, едва утвердившись в качестве солиста Большого театра, сразу попытался пристроить туда Алексея.
Да вот только, будучи равным брату по природной одаренности, ни его целеустремленностью,
ни трудолюбием, ни одержимостью искусством Алексей не обладал, и в Большом не прижился —
он тосковал по деревне, много пил, а потом взял и вернулся в Князево,
окончательно употребив свой музыкальный талант на пение под гармошку на завалинке.
Здоровье Сергея Яковлевича было подорвано еще в октябре 1941 года.
Два воспаления легких, плеврит, туберкулез.
Врачи “отключают” правое легкое, в котором открылся активный процесс.
Отныне по всем медицинским законам петь Лемешеву нельзя — ему просто не хватит воздуха!
Но зачем ему, лишенному наслаждения творчеством, было бы жить?
Лемешев упорно тренировал голос, и вскоре врачи разрешили ему давать по концерту в месяц,
потом — по два, а потом и еще чаще.
И вот он уже снова выходит на сцену Большого театра…
…Август 1972 года, Сергею Яковлевичу — 70 лет. В то лето вокруг Москвы горели торфяные болота,
и густой смог висел в воздухе.
Окна квартиры Лемешева были завешены мокрыми простынями, чтобы защитить его больные легкие
хотя бы от дыма — от жары защититься было невозможно.
И вот в один из таких дней Сергей Яковлевич пел (в 501 и в последний раз!) своего Ленского:
как и положено в сцене дуэли, на нем была шуба, бобровая шапка…
И, несмотря на жару, на 70 лет, на больные легкие, на недавно перенесенный инфаркт,
Лемешев превратился на сцене в робкого, юного, пылкого поэта!
Он с молодости не выносил общепринятой оперной фальши, и к своей драматической игре
относился столь же требовательно, как и к пению.
И вот теперь зал 10 минут аплодировал ему стоя. А потом жена еле довезла Лемешева домой.
Вера Николаевна Кудрявцева — дворянка, учительсткая дочь и красавица —
стала пятой и последней его женой.
Они познакомились в 1948 году, в ленинградском Малом оперном театре,
куда Лемешев приезжал петь по разовому контракту.
Ему было сорок шесть, ей — тридцать семь.
Лемешев просил ставить для себя в кулисе стул, и всегда слушал, как она поет.
“Зная, как легко покорялись женские сердца Лемешеву, я не давала повода быть сейчас же завоеванной им.
И он оценил это в моей натуре”, — скажет через много лет Вера Николаевна.
Впрочем, долго сопротивляться Сергею Яковлевичу было делом невозможным.
Однажды он взял ее за руку: “Неужели вы не понимаете, что я приезжаю петь сюда ради вас?
Я давно ищу такую женщину, как вы!”
Вскоре Вера Николаевна, оставив мужа и сына, отправилась за Лемешевым.
Поселились в новой квартире на улице Горького, 25/9.
После раздела имущества с Ириной Масленниковой Лемешев перевез сюда все доставшееся ему:
диван, секретер и ломберный стол. Он снова начинал жизнь с белого листа.
И снова были поездки в деревню к матери, и рыбалка, и грибы.
И снова поклонницы Сергея Яковлевича нашли в его жене союзницу и добрую подругу.
К старости Лемешев стал относиться к своим поклонницам терпимо и даже нежно:
“Я смотрю на них и думаю: Боже мой, как летит время! Вот эту я знаю 30 лет, а эту 20.
И какие они уже все старые, и какой же я-то старый”.
Впрочем, однажды Лемешев пришел домой ошарашенный:
“Сейчас на бульваре мне объяснилась в любви 17-летняя девочка. А ведь мне уже за семьдесят!”
Жена пожала плечами: “Ты обречен покорять женские сердца”…
Ирина Лыкова
Свидетельство о публикации №215121701106
И сколько таких безвестных талантов!
Хорошо это или плохо, не знаю. Каждый выбирает для себя свой жизненный путь. Главное, что оба брата ощущали себя счастливыми.
Наталья Малинина Исаева 07.07.2020 21:27 Заявить о нарушении
Нина Бескупская 07.07.2020 22:15 Заявить о нарушении
Вот читала, что у Ивана Козловского тоже был брат и тоже гениально пел. Но во время гастролей принял решение остаться в чужой стране. А как сложилась его дальнейшая жизнь, пока нигде не могу найти.
Наталья Малинина Исаева 08.07.2020 00:37 Заявить о нарушении
Нина Бескупская 08.07.2020 13:03 Заявить о нарушении