76. Отношение как главная эстетическая категория

ОТНОШЕНИЕ КАК ГЛАВНАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.

Отношение - это внутреннее,опосредующее внешнее. Это субъективность для которой главным становится её иное,явление. Явление субъектно-объектно,теснейшая связь, даже единство всякой человеческой реальности. В данном контексте совершенно не важно,является ли мир “нашим субъективным восприятием” или это мир объективного бытия, мир вещей вне нас. В эстетике  предмет и объект - разное. Если предмет чувственная вещь, то объект - это то, что сознание полагает себе внешним специфически идеальной сферы и только так им можно оперировать, играть, подчинять собственному желанию, чувству, идее, делать образом и видоизменять его. Совершенно всё равно существует ли вещь в действительности, когда мы “играем” ею. Достаточно условно признать её внешней. Эстетическое отношение  всегда интенция на внешнее, но такая, которая не подчиняется объекту и делает его частью своей творческой активности. Это можно назвать идеальной властью субъективного начала над своим объектом, что ещё не говорит о качестве результата. Для того, чтобы оперировать объектом качественно, нужно использовать эталоны, образцы из нашей социальной реальности. Фантазия, правда, может стремится к неправдоподобию - например, изображение трёхногой лошади. Но условность здесь ясно сознаётся. Цель с “изображения предмета” переносится на “предмет развлечения”, да и основа (“лошадь” ) берётся из мира явлений. Когда же творящий хочет изобразить объект в его реальности - материальной и психологической, то адекватность реального и логического объекта здесь и становится выражением “качества”. В “отношении” к предмету и вырабатывается цель - “ради чего?” Оперировать ли данным ради развлечения, ради реалистического отображения, с целью сатиры или патетики - всё это и формируется уже в нашем хотении, чувстве и мысли. Отношение всегда заключает в себе эти три момента - желание-стимул, чувство, связанное с этим и идея, относительно этого. Творчество и есть синтез чувства и мысли, а хотенье мы называем “вдохновеньем”.
Таким образом, отношение вовсе не вспомогательное средство искусства, а главное, тот центр, который образует всё остальное. Оно сразу и обнаруживает вещь и вырабатывает стратегию оперирования ею. Можно говорить о степенях адекватности образа объективной реальности, но образ всегда результат отношения Я к реальности. Уберите отношение и никакое творчество, никакое искусство, даже модернизм с его культом субъективности, уже невозможно.
Отношение с одной стороны реализует, выявляет субъективность данного сознания, с другой это получается только в соотнесении её с некой внешней реальностью, миром. Опять же всё равно в искусстве насколько объективна эта реальность. Она преднайденное, с которым можно оперировать, отражая её в разных степенях и формах. Отношение первично, присутствует во всех эстетических категориях и является сутью любой деятельности. Это сужение универсальной деятельности в специфично эстетическую - в искусстве.
Нередко мы просто теряем отношения делая главным то, к чему это отношение относится. В лучшем случае мы называем его субъективностью действующего творческого духа. Главные частности общего творческого процесса не учитываются, как будто слово “дух” всё объясняет. При анализе же анализируются более результаты отношения, чем оно само. Что такое отношение мы понимаем ясно: это отношение субъективности к объективности. Но оказывается, что всё, что мы говорим о нём это абстракции, в корне же своём отношение нечто таинственное. Его наличие удостоверяет некую реальность (то, к чему относятся) и душу (субъект отношения) или творческие действия души (эстетическая деятельность). Но отношение ничего не говорит о степени объективности души и мира, их корнях. Более того оно равнодушно к выяснению этого: его Я призвано играть или оперировать с тем, что оно находит, это психическое начало действия, для него важен сам процесс, а не ступени его. Ещё особенность отношения в том, что оно начинается с чистой формальности - удостоверяет, что Я и его Другое есть. Но оно не может удержаться в этой формальности и начинает заполнять себя разным содержанием - эмоциональным и смысловым. От бессознательности оно движется к сознательному своему проявлению в душе человека, определяя характер действия и его цель. Эстетическое отношение - синтез реализма и фантазии, материальной среды и идеальной. Это субъективное воссоздание реальности - разные степени воссоздания, вплоть до самого фантастического отображения и искажения “мира и его явлений”. Приоритет “Я” может иметь место (как у модернистов), но в общем - это иллюзия. В эстетике Я всегда пребывает в отношении к Иному, к Миру и творческая деятельность я - это создание им личностной “картины мира”, адекватной действительности или не очень. Полностью адекватно выразить и отобразить мир отношение не может, так как его природа не просто иметь дело с некой реальностью а идеально и творчески, субъективно и деятельно её освоить.
Само же отношение может быть родовым (отношение к иному человека вообще, человеческое отношение, сообразно  устройству родового человека и возможностям его природы), личностное (или этическое) и отношение с преобладанием игровой деятельности (эстетическое).
Что же значит модернистское изображение “Души и Бессознательного Начала” в искусстве? Если отношение реализуется лишь в обнаружении иного, то и здесь оно обнаруживает “Иное”, но не как мир, а как субъективность сознания. Но субъективность как таковая ничто - потенция к специфической деятельности, пустое поле для заполнения содержаниями, его осознание возможно лишь как его факт для Я, начало содержательного процесса. Но всё что говорят модернисты о душе - это содержания, изначально выкованные в горниле внешней, социальной реальности. Мир идеально превращается в Душу, а затем она анализируется в терминах “истинного творчества”.  Одним словом, модернистам не удалось оторваться от мира, просто материальный мир они тщатся заменить идеальным, где всё возможно и всё желаемое - ценность. Но это Царство Души всего лишь модель идеализированного до утопии материального мира. Что душа благо, это устанавливается лишь на основе того, что мир зло (часть при этом распространяется на целое). То есть модель “плохого мира” создаёт или стимулирует модель “мира доброго”, который называется “душой”, “Субъективностью”, “подсознанием”, “творческим Я”. Создав фантом, своеобразную чашу Грааля, затем противопоставляют “положительное-внутреннее” отрицательному-внешнему.Происходит  в рефлексии разделение идеального и материального мира, первый мыслится как добро, второй как зло. Такое содержание приобретает первичное отношение модернистов к Иному. Но отношение рождает не только обнаружение гармонии Я и Иного, оно может осуществляться и в форме “разорванности”, конфликтности этих сторон, быть противоречивым, приводить не только к истинному, но и к ложному. Мир на уровне индивидуальной рефлексии был предан в угоду Я, двуединство Я и Мира превратилось в их противопоставление, а Я заполнилось самомнением. Отношение заполняется содержаниями, сохраняя своё изначальную (в рефлексии) враждебность к миру и проносит её “красной нитью” по всем чувствам и идеям человека, выражаясь в определённой деятельности. Это разорванное, ложноморальное сознание. Оно отказалось от мира, но ведь и Я есть двуединство с миром и, отрицая мир сознательно, человек бессознательно отрицает и своё Я, заменяя Я реальное фикцией свободного от мира Я. Субъективно он чувствует освобождение, объективно становится рабом своих предвзятых чувств и идей.
Для того, чтобы отношение не стало негативным, необходима его гармония (двуединство Я-Не-Я), которое в сознании становится отношением, которое обнаруживает значимость мира и его характер как первоосновы. Строго говоря, мир не человека не первооснова, поскольку он дан с Я в отношении. К тому же первичность материального над идеальным формальна. Это просто факт того, что человек со всей его идеальностью живёт в физическом мире явлений. Было бы наивно говорить что материальный мир ценнее мира идеального и наоборот. Зло и Добро, негативное и позитивное пребывают в частностях как мира, так и души. Определять мир как абсолютное зло, а душу, Я, как абсолютное добро было бы очень опрометчиво. Каким бы не было умудрённым сознание индивида, если он считает так, то его сознание приходится признать наивным. И именно наивное сознание желает навязать свои истины всему человечеству и развивает очень активную деятельность, что легче всего сделать именно в искусстве.


Рецензии