Омовение ног

1. Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
2. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
3. Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4. встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7. Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11. Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал: не все вы чисты.
12. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13. Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
18. Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.

(Евангелие от Иоанна 13:1-18)

Теперь прочтем убрав синодальные вставки "для ясности", которые обычно выделяются курсивом.

1. Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
2. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
3. Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4. встал с вечери, снял одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7. Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11. Ибо знал Он предателя Своего, потому сказал: не все вы чисты.
12. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13. Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
18. Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.


Обратимся к практике "умывания ног" столь востребованной в христианской среде.

Омовение ног:
на Востоке с древних времен долг гостеприимства, оказываемый гостям хозяином дома лично или через служителей (см. например Быт., XVIII, 4; ib. XXIV, 32 и др.). Гомер упоминает об этом обычае и у греков, но здесь подобного рода услуги оказывались рабами. Еще в настоящее время у индусов считается признаком вежливости предложить входящему гостю прежде всего воды, как для освежения, так и для омовения. Как символическое действие — в смысле призыва к самоотверженной любви и смирению — О. ног ученикам совершено было И. Христом на Тайной Вечере (Иоан., XIII, 4, и след.). В память этого события на Западе священники или — как например в Милане — епископы омывали ноги новокрещенным. Многими этому действию придавалось значение таинства. Как простое выражение смирения О. ног сохранилось в католической церкви, а также у менонитов, анабаптистов и других сект. Главами государства О. ног совершалось и совершается при дворах венском, мюнхенском, мадридском и лиссабонском, в Великий четверг, над 12-13 паломниками или бедными старцами. В Риме в тот же день папа совершает в Клементинской капелле О. ног 13 священникам, одетым в белые одежды; он омывает им правую ногу, отирает ее и целует их. Эти 13 "апостолов" потом обедают в капелле св. Павла, причем папа им прислуживает. Шерстяные одежды и полотенца, равно как и серебряную медаль на память они получают в подарок.

Откуда и почему возник обычай на востоке - как долг гостеприимства, оказываемый гостям хозяином дома лично или через служителей - совершать омовение ног?
Гость - это некий (желанный и ожидаемый) путешественник, достигший в своем пути дома этого человека (хозяина дома) и как правило, такой визит в прошлые эпохи был прежде всего связан с хорошими или плохими новостями - в этом один из основных интересов, который хозяин дома мог усматривать в госте. То есть, гостеприимство гостеприимством, а в отсутствие интернета и иных средств коммуникации люди узнавали о новом от друг друга. А времена, в принципе, всегда были не совсем спокойные, тревожные даже. Поэтому, принимая гостя хозяин дома ждал каких-то новостей: самых общих или касающихся его лично. И, разумеется, ему хотелось приятных новостей.

Мы наблюдаем в этом обычае сложившийся естественным образом "психологический исход" мироприятия, что сконцентрировалось на одном человеке - госте. Хозяин дает понять таким образом гостю: ты долго путешествовал, твои ноги натружены путем, избавь от плохих новостей, что сделают мой путь - в этой жизни - трудным. Это как бы намек: я облегчаю зуд в твоих ногах омовением... не поскупись на хорошие вести, придержи плохие... Мне еще так же как и тебе идти - по жизни в неясное будущее. Трудность твоего пути не должна отразиться на языке: скажи только то, что приятно слуху и важно одновременно; не говори от злого сердца.

Да, действительно, людей могли пугать плохие новости... потому что (в отсутствие средств коммуникации) их не проверишь сразу, может быть не проверишь вообще.
Итак, именно из-за психологического "стаккато", возникавшего на фоне частичного информационного вакуума, гость рассматривался, скорее всего, прежде всего как вестник. Этот вестник утружден путем. Хозяин дает ему знак (омовением): твой путь был легок, пусть теперь будут легки твои мысли. Не утаи от нас доброе; подумай, прежде чем сказать худое.

Это предположение, разумеется, но по всей видимости (как показывает анализ) такое предположение очень даже не беспочвенно.

Теперь перейдем к вечере, где (по общему мнению и как вроде бы исходит из текста) Христос совершает омовение ног ученикам; хотя переведено как "умытие ног". Омыть... умыть... (может это и не существенно).

Во-первых не совсем понятно зачем нужно было пояснение перевода "явил делом, что":
"Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их".

Говорить так о Христе... не просто не корректно, а скорее даже это вызов здравому смыслу: некий человек в тексте перевода говорит, что Христос (!) нечто ЯВИЛ ДЕЛОМ.
Это звучит настолько странно, что хочется сморгнуть и прочитать еще раз: может показалось?
Так можно сказать о некоем молодом человеке, который только-только определяется в жизни, а некий умудренный жизнью старец говорит (прилюдно): вот, он явил делом, что способен на кое-что!
Да... тонкий смысловой нюанс, не сразу и понятно о чем речь. НО вдуматься стоит.

Во-вторых, вставка "с Себя верхнюю" настолько излишня, что возникает недоумение, заводящее буквально в смысловой тупик: если человек препоясывается полотенцем для прикрытия наготы, то... почему (в такой текстовой подаче) мы видим, что Он снимает не всю одежду? Со вставкой синода мы получаем такой образ. На Нем остается - нижняя - одежда, но Он препоясывается полотенцем... которым! отирает ноги ученикам при омовении. Все это как-то странно выглядит. Зачем нужна эта вставка не понятно совсем. И какую ясность она привносит в текст - тайна за семью печатями.

Смотрим текст в оригинале. И там мы видим, что Он оголился полностью.
Возникает вопрос - зачем. Если собирался омыть (умыть) ученикам ноги.
Он оголяется и препоясывается полотенцем... будто собирается мыться Сам, причем - полностью! Будто ему приготовлена сауна и Он собирается войти туда.
Но - нет; Он делает это для того, чтобы омыть (умыть...) ученикам ноги.

(Кстати, раз уж христиане следуют такой практике, то почему омывающие не оголяются так же как ОН... ааа... вот дело в чем... выяснилось на счет вставки "с Себя верхнюю").

Нагота не срамота... надо заметить; ну да ладно... посмотрим, что далее.

Голый и препоясанный полотенцем Христос опускается на корточки перед учениками и умывает ноги над умывальницей и отирает полотенцем, которое - на Нем. Да, полотенце достаточно большое, чтобы покрывать Его и одновременно его края хватает для отирания ног. Остается вопрос зачем нужно было раздеваться:

"Я вроде как собираюсь мыться, но Я чист - полностью, поэтому Я омою вам ноги в знак смирения".

Есть смысл. Да.
Какой? Он показывает (им) оголившись, что мыться Ему не нужно, это знак того, что Он чист. А ноги их нет, они грязны. И Он омывает - со смирением - им ноги.

Смирение как раз заключается в том, что Он смиренно соглашается с тем, что Он чист (Он это ПОКАЗЫВАЕТ), а они - ногами - грязны. То есть, они тоже чисты, но не полностью.

Это Его смирение перед сознанием их частичной загрязненности. Поэтому Симон Петр говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
...

Вы... начинаете ощущать абсурд ситуации? Если еще нет - вдумайтесь (собственно, этого Библия и требует - вдумчивости).


Итак, умывал ли Иисус ученикам ноги?

Ногами ходят по земле; взглядом блуждают по небу (в поисках Царствия?).
Может... Он УМЫЛ им ЛИЦА?

А в тексте Завета показано про ноги СПЕЦИАЛЬНО?

Чтобы поняли некую важную суть - (относительно Царствия).
???
________________
Данный анализ ничего не утверждает. Это призыв задуматься.


Из этого же извнутреннего смыслового посыла текста... становится видно, что Иуда не предавал... вернее, его предательство было нужно самому Христу (чтобы думали, что если и ближайшие ученики предают Его... то какой Он Сын Божий?!).
 
"Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою."

Здесь рисуется такой образ: голый и препоясанный Христос на корточках перед Иудой, который сидит "ни жив ни мертв". И Христос берет его ногу, держит, говорит: СИДИ СМИРНО.

И как бы... дает Иуде посыл: ставь пяту Мне на голову.

Это место Писания очень сложно, многоярусно, перенасыщено смысловыми оттенками.


Рецензии