Время смыслов глава 10

1. История,которую я ниже даю в переводе с английского,взята из сочинения иракского кади (судьи) 10 века Аль Танухи (940-994). Она входит в сборник рассказов,собранных им для назидания и развлечения читателей. Аль Танухи судя по его собственным словам, ясно сознает,что та модель благочестивого поведения, которую он находит в этих рассказах,уже не соответствует более низким стандартам его собственного времени. Иными словами речь идет об исключительных случаях, но поскольку атмосфера багдадского общества передана живо и достоверно,мы можем лучше понять динамическое соотношение факторов и типов идентичности которые эта атмосфера выражает. Это и делает такие тексты интересными для нас.

2 Отрывок,который я ниже перевожу и обсуждаю,можно найти по английски в сборнике документов по исламской истории Internet Islamic History Sourcebook. Но на интернете можно найти и английский перевод первой части книги Аль Танухи, опубликованный в Англии в 1922 г.

3. …один из генералов был должен ведущему купцу большую сумму денег, но откладывал платеж. Купец рассказывал:"Я принял решение апеллировать к халифу Мутадиду (892/902)поскольку всякий раз, когда я пытался попасть к генералу, мне закрывали дверь и его рабы поносили меня,а когда я пробовал более мягкие методы и пытался действовать через посредников, это было бесполезно.Тогда один из моих друзей сказал мне:"Я верну твои деньги и тебе не надо будет обращаться к халифу. Пойдем со мной". Я встал и он привел меня к портному на Вторничной улице, старому человеку который сидя занимался шитьем и читал Коран.Мой друг рассказал ему мою историю и попросил зайти к генералу и решить мою проблему.Резиденция генерала находилась недалеко от того места, где жил портной, и он отправился с нами.

Пока мы шли, я держался сзади и сказал моему другу:" Ты подставляешь этого пожилого человека, себя и меня под серьезную неприятность. Когда он придет к двери моего должника на него наденут наручники и на нас вместе с ним.Ведь генерал не обратил внимания на  увещания такого то Лица и такого то Лица,и даже визирь на него не произвел впечатления.Будет он беспокоиться по поводу этого нашего друга?" Мой друг засмеялся  и сказал мне:"Не волнуйся,иди с нами и держись тихо".

Мы пришли к генеральской двери, и когда рабы увидели портного, они обращались с ним почтительно и все стремились поцеловать ему руку, чего он не позволял.Потом они сказали:"Что привело вас сюда, господин? Наш господин отправился прогуляться верхом, если есть что то, что мы можем сделать мы сделаем это немедленно, а если нет пожалуйста заходите и посидите, пока он не вернется."Это ободрило меня и мы зашли внутрь и уселись ждать.

Скоро генерал вернулся и когда увидел портного, был очень почтителен и сказал:"Пожалуйста дайте мне распоряжение,и я исполню его до того, как переоденусь." Тогда портной рассказал ему о моем деле. Он заверил портного в том, что у него в доме есть только пять тысяч дирхемов,но просил его взять их, а также серебряные и золотые уздечки в залог за остальную сумму, которую  он заплатит в течение месяца. Я охотно согласился и он принес дирхемы и уздечки, соответствующие по цене остатку долга. Все это я взял и попросил моего друга и портного быть свидетелями соглашения, согласно которому залог оставался у меня в течение месяца, и если этот срок истек, я был бы в праве продать его и присвоить себе вырученную от продажи сумму.

Получив их свидетельства я  отправился вместе с ними, и когда мы вернулись к портному я выложил перед ним все деньги и сказал ему: "господин,через Вас Бог вернул мне мою собственность и я с удовольствием отдам  Вам четверть, треть  или половину того что перед Вами"."Друг, ответил он мне,зачем ты торопишься воздать злом за добро? Возьми твою собственность и иди с миром, и да благословит тебя Бог!"Я сказал,что у меня к нему остается только одна просьба.Когда он попросил меня высказать ее, я попросил его обьяснить мне причину того, почему генерал уступил ему, тогда как перед тем он презрительно пренебрегал просьбами самых выдающихся в империи людей.

"Господин,сказал он,Вы получили то,что Вы хотели,так пожалуйста не мешайте мне заниматься тем,чем я зарабатываю на жизнь".Когда я продолжал настаивать,он сказал:

"Я вел молитвенную группу в мечети и преподавал Коран здесь в течение сорока лет, зарабатывая себе на жизнь портняжным ремеслом, которое является единственной знакомой мне профессией.Однажды,было это давно,после вечерней молитвы,когда я шел домой,я проходил мимо Тюрка, который жил в этом доме.Внезапно мимо прошла красивая женщина, и Тюрк, который был пьян,схватил ее, и потащил к себе в дом,она кричала о помощи и сопротивлялась. Но никто не приходил ей на помощь чтобы вызволить ее от Тюрка, не смотря на ее крики. Среди других вещей, она сказала,что ее муж поклялся с ней развестись,если она проведет ночь вне дома,и если Тюрк принудит ее нарушить это правило,он разрушит ее домашнюю жизнь в дополнение к своему преступлению и позору,которым он покроет ее голову.

Я подошел к Тюрку и остановил его, потребовав,чтобы он позволил женщине уйти,но он ударил меня по голове палкой, которая была у него в руке, причинив мне болезненную рану и затащил женщину в дом.

Я пошел домой, смыл кровь, перевязал рану и когда облегчилась боль пошел в мечеть на вечернюю молитву. После молитвы я сказал своей общине:" Пойдем со мной к этому безбожному Тюрку чтобы поспорить с ним и не уйдем оттуда, пока мы не заставим его отпустить женщину."Они поднялись и мы пошли и устроили большой шум у его двери и он вышел сам с группой своих рабов,и они осыпали нас ударами. А меня он особо выделил и нанес мне такой удар,что я чуть не умер.Соседи отнесли меня домой в умирающем состоянии. Семья обработала мои раны,и я уснул, но очень легким сном, так как боль не проходила. В полночь я проснулся и больше не мог спать, так как думал об этом деле.

И тогда я сказал себе:"Этот человек пьянствовал всю ночь и не представляет себе сколько сейчас времени. Если я провозглашу призыв к утренней молитве он подумает что начался рассвет и отпустит женщину,так что она сможет вернуться домой до утра. Так что хоть от одного из двух несчастий она избавится,и ее домашняя жизнь не будет разрушена в довершение к тому, что ей уже пришлось пережить."

Итак я кое как добрался до мечети, забрался на минарет и провозгласил призыв к утренней молитве….Прошло немного времени, и женщина еще была у него, как вдруг улица заполнилась конными и пешими людьми с факелами, и людьми, кричавшими " Кто здесь сейчас призывал на молитву?Где он?". Сначала я был слишком испуган, чтобы говорить, но потом решил, что я обращусь к ним, и может быть они помогут женщине.И я провозгласил с минарета:"Я это сделал". Они сказали "Спускайся и отвечай Повелителю правоверных (титул аббасидского халифа Л. Б.)".Думая, что настало избавление, я спустился и пошел с ними.Они,  оказались отрядом стражи, которым командовал Бадр и он привел меня к Мутадиду  (правивший в то время аббасидский халиф Л.Б.).

Когда я увидел его, я задрожал,но он ободрил меня  и спросил, что заставило меня потревожить мусульман, провозгласив призыв к молитве в неурочное время…Я ответил:"Если Повелитель правоверных обещает мне амнистию я расскажу правду." Он заверил меня,что моя жизнь в безопасности.Я рассказал ему историю с Тюрком, и он приказал Бадру тотчас же привести солдата и женщину…

…Мутадид спросил ее об этом деле, и она рассказала ему его,так как и я. Тогда Мутадид приказал Бадру отправить ее домой к мужу с надежным провожатым, который должен был обьяснить мужу ее дело и потребовать от него не выгонять ее и обращаться с ней по хорошему. Потом он призвал меня, и пока я стоял там слушая, он стал спрашивать солдата: "Скажи мне любезный,сколько у тебя жалованья?" Тот назвал сумму…Затем он стал перечислять различные наградные выдачи и солдат признался в них на огромную сумму.Тогда он спросил сколько у него рабынь, и солдат сказал ему.Тогда халиф сказал ему:" Не хватало тебе их и огромного богатства, которым ты пользовался,что тебе  понадобилось нарушить Божьи заповеди и оскорбить величие Султана, и не только совершить это преступление, но и напасть на человека,который пытался направить тебя на путь истинный?" Пристыженный солдат не мог ему на это ответить.

Халиф тогда приказал принести мешок, веревки, цепи и пестики, которыми пользуются те,кто готовит цемент.Человека связали и положили в мешок, а слугам приказали раздробить его пестиками.Это было сделано при мне, и сначала человек кричал, потом голос его затих, поскольку он умер. Халиф приказал бросить тело в Тигр и распорядился, чтобы Бадр конфисковал все домашнее имущество убитого. А мне он сказал:"Господин,если Вы увидите какую нибудь  несправедливость,большая она будет или маленькая, тогда требуйте ее поправить…а если что нибудь с Вами случится и Вас не послушают, то пусть будет между нами этот знак,что вот в это время Вы опять призовете к молитве. Услышав Ваш голос я Вас вызову  и сделаю то же самое с каждым, кто Вас не послушает или оскорбит."

Я благословил его и отправился…и с тех пор не было  случая, чтобы меня не послушали, когда я просил поправить что нибудь или прекратить делать что нибудь не то, из страха перед Мутадидом,так что я ни разу не должен был призвать на молитву в неурочное время.

Надо сказать, что эта история выглядит  весьма реалистично. Тюркские солдаты имели большое влияние и власть в халифате в эту эпоху и нередко пользовались ей для разных злоупотреблений. Иными  словами история такого рода или действительно случилась или, по крайней мере, могла случиться в тех исторических обстоятельствах. В следующей главе мы обсудим эту историю и промоделируем ее в нашей матрице, чтобы выявить новые значимые исторические типы идентичности, которые здесь нашли себе конкретное выражение.

Конец главы. Продолжение будет в новом файле.


Рецензии