И государства от судьбы никуда не денутся?
Часть первая. Попутчик в поезде
Это было в 1975 году, весной. Приближалась юбилейная дата -тридцатилетие Победы над фашистской Германией. Как-то во время одной из командировок я, молодой журналист и человек, совершенно случайно (или так мне тогда казалось), встретил в поезде уже почти пожилого человека. Человек как человек, я не сразу даже и обратил внимание на то, что у него тросточка...
Сосед в плацкартном вагоне. Разговорились. Человек этот оказался фронтовиком. И общительным, словоохотливым. И вообще, тогда люди были общительнее и доверчивее, нежели сейчас. Люди не боялись уже хотя бы потому, что преступность была загнана в допустимые пределы...
Я и не спрашивал, а человек этот сам о себе рассказывал не без гордости:
- Да, и ранен был дважды, а что? - Он явно гордился ранениями. - Михаил. Из села Богодуховки, еду к внукам в село Архангеловку... Соскучился...
Разговорились. Узнав, что я журналист, попутчик делился и стал ещё разговорчивей. Говорил без акцента, и не поймёшь, какой национальности - русский, украинец или ещё кто-то... Да меня это и не интересовало, а попутчика - скорее всего, тоже.
- Сталинград и Курск прошёл,- говорил этот дядька Михаил из какого-то села Богодуховка, ехавший в какое-то село Архангеловку, о которых я лишь слышал. У нас есть даже село Парижское, так что с того? - Бабка тоже пережила войну, сейчас уже прибаливает, еле ходит, а я и сейчас ещё крепкий, что ещё надо? Дошёл до Силезии немецкой, слыхал, корреспондент?
- Конечно.
- Там и застало меня девятое мая сорок пятого. Дважды был ранен, а вот повезло - остался жив, и всё! Повезло. Может, оттого и остался живой, что я верующий. И сейчас верующий, и тогда перед каждой атакой молился богу. А так - сколько народу полегло и у меня на глазах... Эх, было бы кому описать, кореспондент! на фронте такое бывает!..
- Может, и опишу, - не совсем искренне отозвался я.
- А, все вы так говорите, корреспондент!.. Или наврёте так, что...
- Ну, почему же?..
Да был один у меня в гостях пять лет назад, из журнала, записывал мои рассказы на магнитофон, говорил, что начальник у них, а больше я его не видел и ничего в в том журнале про себя не нашёл, скоко ни искал!.. Напечатал другое, я запомнил его фамилию. А моё испугался, что ли?..
Долгим и неторопливым был разговор, - ведь и дорога не была короткой... Я, конечно, больше слушал...
- А такое слыхали? Одного ранило в член, перебило пополам, держался на шкурке, но успел в медсанбат, зашили - срослось, и всё. И тоже остался живой, как и я, и женился, и дети. и внуки... До сих пор переписываемся, поздравляем друг друга... И тот из журнала записал это, а не напечатал, вот так-то! Я ему рассказал и как я получил второе ранение: мину в зубы, то есть в руки - и иди подрывай немецкий танк! и это было не в сорок первом, а в сорок четвёртом году! А не подчиниться командиру нельзя! Даже если знаешь, что тебя убьют, всё рано ты должен выйти из окопа и идти выполнять приказ!Вот так-то! Может, тому из журнала показалось, что негоже писать о том, что и в сорок четвёртом году заставляли ползти под танк с миной?.. Не знаю, не знаю! Но было же!.. - Помолчал недого. - А если было, чего скрывать?.. Война не только загубила миллионы людей, но она и многому нас научила!..
Общительный фронтовик вышел первым на своей станции. С хозяйственной сумкой, а не только с тростью. Видно, вёз гостинцы внукам, скорее всего - какую-нибудь домашнюю стряпню. Тогжа это было принято. Голодных и оборванных не было, но молодёжь от помощи родителей не отказывалась, принимала чуть ли не как должное, когда те её подкармливали, особенно любвеобильные дедушки и бабушки...
А то ещё долго болтал бы, изливал душу...
Я помог ему нести сумку. Фронтовик повторил напоследок, уже в тамбуре:
-Ты, корреспондент, если и в самом деле деле надумаешь писать, не побоИсь написать что война не только стоила нам чёрт-те знает каких жертв, но и то, что она и многому нас научила!
Был прекрасный, с синим недом, весенний день... Я всегда тонко чувствовал природу, и поневоле загляделся на это бездонное небо... А фронтовик-попутчик заметил это, сказал без иронии:
- Не бо смотришь, корреспондент? Смотри, смотри! Может, сейчас и бог на нас сверху смотрит! От бога была та война, невзирая на жертвы! Наука пошла нам впрок!.. Да не напишешь, забоишься, ты же безбожник, как и все вы!..
"Бог сверху смотрит".. И всегда смотрел, выходит, и всё видел и в Великую Отечественную войну?... И допустил такую ужасную войну?.. Мистика какя-то. Так подумал, точнее, ненадолго почувствовал я тогда...
Конечно, я этому дядьке Михаилу обещал напечатать, но не спешил с выполнением. Ведь всё было не так просто - цензура, и этот фронтовик, судя по его рассуждениям, тоже понимал это...
Часть вторая. Мой сон.
Много лет спустя мне приснился такой сон... С образами, но и со словами. Примерно со следующими.
Явился мне во сне Бог... И я как бы думал во сне... Скорее всего, так и было?.. "Бог знал и до Мюнхенского сговора, что именно первого сентября 1939 года начнётся Вторая мировая война и что она будет кррвопролитнее первой мировой... Ангелы-вестники, конечно, Ему докладывали, но Он об этом и без них знал. Но допустил.
И в 1941 году Бог допустил нападение Гитлеровской германии на Советский Союз... И Бог мог остановить и нападение на Польшу первого сентября 1939 года, и тем более такую ужасную кровопролитную войну, которая началась 22 июня 1941 года, но - не остановил.
Сам архангел Михаил, в начале июня 1941 года побывавший и в селе Архангеловка, и в селе Богодуховка, ивидевший и его жителей, в том числе и своего тёзку михаила, этого дядьку, который тогда был молодым парнем, тоже больше людей знал и понимал, и знал, что многие в этих сёлах погибнут, если начнётся война...
И по возвращении на небо архангел Михаил сказал Богу:
- Я понимаю, что почти все погибшие попадут в рай, но Ты ещё можешь остановить эту войну...
- Знаю, знаю! - не дослушал архангела Михаила Бог. - Но Я не хочу её остановить! Знаю, что победа достанется Советскому Союзу дорогой ценой!
- Но почему? Разве Тебе не жалко?..
- Жалко и будущих невинно загубленных душ! Но война, несмотря на всю её кровопролитность, многому научит русский народ! Потом, после войны, много лет спустя, в Советском Союзе и поймут это!
И Бог дал понять архангелу Михаилу, что разговор на эту тему окончен...
Поражённый архангел Михаил отметил про себя, что Бог со времён Октябрьской революции 1917 года не был так мрачен, - с того злополучного времени, когда позволил большевикам взять власть... Ради чего Он позволил коммунистам взять власть, да и править десятки лет? Чтобы человечество обожглось и убедилось в несостоятельности коммунизма. И архангел Михаил понял: теперь, в начале июня 1941 года, у Бога в замысле было другое: пусть и через земные страдания, но многому научить великий народ..." Вот такой сон приснился мне совсем недавно...
Постскриптум. И не нам, людям, а только Богу дано знать, сохранится Россия в наше время или нет... Хотя, что верно, то верно: на бога надейся, а сам не плошай!
Свидетельство о публикации №215121700284
Юрий Воропанов 17.12.2015 21:20 Заявить о нарушении
Карагачин 18.12.2015 06:34 Заявить о нарушении