Воспоминания кайова о других северных племенах

                ВОСПОМИНАНИЯ КАЙОВА О ДРУГИХ СЕВЕРНЫХ ПЛЕМЕНАХ

 Cтарики в большинстве случаев, помнили рассказы о своей Северной родине, союзе с кроу и арикара, как начали вести индейский стиль летоисчисления, в то время, когда их дедушки были молодыми мужчинами, тогда у них ещё было мало лошадей, и при перекочёвках они часто использовали собак в качестве вьючных животных.
Одна из мифических легенд племени объясняет возникновение Блэк-Хиллс (S;dalka;i K`op, «множащиеся горы»), в другой упоминается Логово Медведя(Bear Lodge) или «башня дьявола» (Ts;-a; «каменное дерево»), это монументальная скала возле Сан-Данс, штат Вайоминг, в этих легендах они утверждают, что это их старая страна.
    За рекой Йеллоустон (Ts;s; P'a) жили черноногие (T;;k;;ko, «черноногие люди») и арапахо гро-вантры (Botk'i;go «люди живота»). Они также знали шошонов (Sond;ta, «травяные дома»), которые, как говорят, раньше жили в домах из переплетенного камыша или травы; флатхэдов, северных арапахо, и конечно дакота.
 
   Довольно удивительно, что они также знали небольшое племя сарси, живущее на канадской стороне границы у истоков Норт-Саскачеван, и кого точно описывали, как народ, живущий с черноногими и говоривший на языке, напоминающем апачский. Кайова называют их P;k'i;go, что означает «глупые(бестолковые) люди», обозначая племя в языке жестов размашистым движением правой рукой по бедру, возможно, из-за путаницы со словом paki, бедра. Вполне возможно, что это название не кайовского происхождения, но является производным от P;ki или P;kiani, шошонское имя собственно черноногих. Кайова называли брюле дакота Pak;-gud;lkant; - люди «красные обожженные бедра», обозначая тем же жестом, как для сарси. Несколько видных мужчин племени кайова, среди которых можно упомянуть Ga;piata; и P;-t;dal, происходят из сарси. Бабушка по матери известного вождя Сатанка (Set;;gya), убитого в Форт-Силл в 1871 году, была женщиной сарси, которая в ходе обмена дружескими визитами между двумя племенами вышла замуж за мужчину кайова. По причине этой атапаскской (Athapascan) крови, происходившей от сарси, некоторые кайова, в том числе и племянник Сатанка Ga;piata;, считают себя частично связанными с кайова-апачами.

Как говорят кайова, с самого начала они, как правило, дружили с кроу, арапахо, арикара, мандан и хидатса, а также насколько ещё могли вспомнить, с шошонами и флатхэдами, дружба с которыми практически не прервалась, за исключением редких не очень серьёзных ссор. Они часто находились в состоянии войны с шайеннами, и всегда, с первого же дня знакомства, с дакота, пауни и юта.

     В европейских записях кайова-апачи впервые упоминаются в под названием Гаттака-"Gattacka" у французского исследователя Рене Роберта Кавалер Сьер де Ла Салль, в 1681 или 1682 году, на пограничной заставе  озера Пеория, в стране Иллинойс. Он сообщил, что эти люди были соседями пана (пони), с которым они часто торгуют. По данным Ла Салля, кайова-апачи жили между Платт и границей Нью-Мексико и уже имели табун лошадей, которых украли из испанских поселений. Они были союзниками пауни и торговали с ними.  Пауни называли Gattacka -Naishan «Тска тэйка», что означает «бледное лицо», «белые лица».
Видимо  кайова и кайова-апачи кочевали в то время между Платт и восточным Нью-Мексико, участвуя в прибыльной торговле лошадьми с испано-язычными. Судя из сообщений Ла Салля, возможно, при случае они посещали французов. В 1719 году Жан-Батист Бенара де Лагарп назвал их Quataquois - возможный перевод с французского - Часть Ирокезов. Он доложил о них, как о живущих в сообществе с тавакони и другими членами конфедерации вичита - в деревне на реке Симаррон - вблизи ее слияния с Арканзас, район нынешнего штата Оклахома. В конце 18 века равнинные апачи жили вблизи верховий реки Миссури, в 1780 году их население составляло 400 человек.
 
    «Отчет Испанской Луизианы 1785 года» говорит, что приток Луп в 1785 году всё ещё известен как река Падука. Археологи обнаружили там на реке Дисмал(Мрачной) весьма обширные останки индейских деревень, которые они назвали Падука. Тот же самый отчет из Луизианы сообщает о фортах падука (вероятно только лагеря) на Бэд-Ривер, поток, который течет к востоку от Блэк-Хилс и впадает в Миссури напротив города Пирр, Южная Дакота. Когда омаха и понка переместились вниз по Миссури в северо-восточную Небраску после 1750 года, на них сразу совершили набег падука, прибыв из лагеря, который омаха определяли как укрепление в районе песчаных холмов западной Небраски. Понка вели войну с падука, а когда торговец Джеймс Маккей в 1795г подошел к Миссури и пошел на охоту с омаха в западную Небраску, то отметил на своей карте приток реки Луп с укреплением падука - река Дисмал, Мрачная. Прекрасная карта Коллота 1796 г отмечает поселения падука на обоих берегах Саут-Платт - в северо-восточном Колорадо, и даже после 1800 этот рукав реки Платт, торговцы мехом называли Падука. Рассеянными группами падука продолжали бродить от Саут-Платт, через песчаные холмы западной Небраски до Миссури в Южной Дакоте, где были известны под названием гатака или апачи равнин, присоединившись к арикара и кайова в войне против шошонов, которые в 18 веке утвердились к югу от Блэк-Хилс. Но там они были атакованы кайова, арикара, кроу и очевидно апачами прерии. К 1775 году мощь шошонов ослабла, и они исчезли из региона Блэк-Хилс.

    Табо в 1802 году говорит об этих индейцах, посещающих арикара и привозящих лошадей и испанские товары, которые они получали в Сан-Антонио, Техас. Любопытно его заявление, что эти индейцы больше всего ценили и стремились приобрести у арикара табак. В 1800-1804 гг в верховьях Платт обосновался лагерь торговых индейцев с юга, которых в это время назвали айтен. Затем они пошли на юг, чтобы торговать в Нью-Мексико.
    Во время своего похода на запад в 1805 году, Льюис и Кларк отметили "Katakas" как живущих между истоками двух рукавов  реки Шайенн в регионе Черных Холмов. Хотя эти два следопыта, по-видимому, не имели фактического контакта с кайова-апачами, они оценивали их так: «у них было 25 типи, 75 воинов и около 300-400 душ», и доложили об их богатстве лошадьми, что они торгуют с арикара и манданами на верхней Миссури. Кайова, которых также называют Wetapahato, жили неподалеку, на Северном рукаве Платт. У них также было много лошадей, которых  они продавали манданам и арикара, но их не посещали купцы, поэтому Льюис и Кларк предлагали создать торговый пост на реке Шайенн.
    Кроу сформировали с ними альянс, в то время как шайенны, арапахо и сиу считались их врагами. В конце 18-го века кайова через кайова-апачей заключили прочный мир с мескалеро-апачами, это позволило облегчить доступ к Тэва-Пуэбло, и обе группы имели возможность торговать там. Видимо, около 1790 года они заключили союз с команчами, а в 1834 - с оседжами.
    Известно, что в 1809 году примерно на 600 юта-мoуаче  и некоторых хикарилья-апачей на реке Арканзас напали команчи, Cuampes(испанское обозначение равнинных апачей) и кайова. Был убит  главный вождь мoуаче, Дельгадито (Delgadito-ТОНЕНЬКИЙ), наряду с другими лидерами, Мано Мокко и Эль-Альбо (Mano Mocha and El Albo).
 
   В 1813 году «торговые» индейцы снова начали двигаться к верховьям Платт, имея в своём лагере группу айтен(найшан-дина, они же кайова-апачи) и пенатека-команчей, названную Лысые Головы по имени их руководителя. Достигнув Норт-Платт, они объявили северным племенам, что собираются провести конную ярмарку на ручье около восточной границы Вайоминга, который до сих пор называется Хорс-Крик. Чтобы торговать, сюда прибыли: кайова, арапахо, апачи прерий, шайенны, кроу и группа тетон-сиу. Торговля едва началась, когда один брюле поссорился с кайова и расколол ему голову томагавком. Летопись сиу говорит следующее: «Зима 1814/15 -Дакота встретились с кайова в 6 милях от Скотт-Блаф(Небраска) недалеко от устья Хорс-Крик для заключения мира, но один сиу ударом топора по голове убил кайова и переговоры были сорваны». Затем сиу напали на кайова и их друзей, разогнали ярмарку и прогнали всех индейцев в горы около истоков Платт.
Торгующие индейцы до 1817 года находились на севере от реки Арканзас, а когда пошли на юг, то взяли с собой лагеря кайова, апачей прерий, арапахо и шайеннов, таким образом, познакомив этих северных индейцев со страной на юг до Техаса.
 
     Первый зарегистрированный контакт между кайова-апачами и англо-американцами, произошёл 11 августа 1820 года, когда Стивен Х. Лонг и его партия встретила группу индейцев, которых они назвали Kaskaias, или «Плохие Сердца», на реке Канейдиан в настоящем Техасском Панхандле. Они находились примерно в 3-х днях пути от Санта-Фе, когда  столкнулись с большой группой индейцев ехавших верхом, в сопровождении других лошадей, которые тащили палаточные шесты. Некоторые индейцы при виде белых, приблизились пожать руки, в то время как остальная часть группы переправлялась через реку. Младшие дети были привязаны к седлам. На реке, некоторые женщины остановились, чтобы заполнить емкости водой, которые были сделаны из пузырей бизонов.
    Затем Лонг встретился с их вождём по имени КРАСНАЯ МЫШЬ. Это были каскайя(Kaskaias) или «плохие сердца», «злые сердца», как их называют французы, они шли с охоты на реках Бразос и Колорадо в Техасе. Их насчитывалось около 250 человек,  32 типи, вооружены они были луками и стрелами. Эти индейцы имели несколько вещей испанского происхождения. Их скитания привели в обширную область между Платт, Арканзас, Рио-дель-Норте и Бразос. Религиозным фетишем этого племени было изображение аллигатора, который мог попасть к ним только с побережья Мексиканского залива. Этот символ был использован в качестве украшения и как важное средство для лечения заболеваний и защиту от неудач. Американцы остановились с  кaскайя, но когда проснулись на следующий день, они заметили исчезновение некоторых лошадей, кастрюль и других предметов.
Лонг предъявил обоснованные претензии, а Красная Мышь ответил что-то неопределенное. Лонг настаивал на своих жалобах и на тот момент ситуация была  отчаянной. Затем Красная Мышь приказал, и краденое было возвращено, и так «они расстались как друзья».
По словам участника экспедиции доктора Джеймса: найшан были с орлиными носами, тонкими чертами лица, правильными и большими зубами и темным цветом кожи. Масса волос, которые носили до земли, делалась более массивной,  добавлением хвостов. Среди них было несколько больных  паразитами и вшами. Лонг писал в своем дневнике, что они  самые плохие и нецивилизованные среди индейцев по эту сторону Скалистых гор.
 
   Хуан Руис в 1828 году и Жан-Луи Берландье (Berlandier) в 1830-м использовали термин «Липаны равнин» или «Равнинные Липаны». В 1835 году Генри Додж писал, что «Appachees равнин» живут в той же области где и кайова. Наряду с кайова и тавакони, кайова-апачи (Katakas) вступили в свой первый договор с правительством Соединенных Штатов в 1837 году. Это был последний раз, когда они упомянуты под этим именем. Позже, в пред резервационный период, найшан почти всегда называют апачами.


Рецензии