Индейцы племени айова

                АЙОВА
   Ранние упоминания айова--Их миграции-- Кланы-- Войны с индейцами сиу и оседжами—Предательство сиу--Manhawgaw-Его убийство --Wachamonya, Оратор...--Первый Mahaskah- Его жена, Rantchewaime--Их посещение Вашингтона-- Трагическая смерть Rantchewaime...Ее характер-- Mahaskah как воин -- Его убийство--Судьба убийцы- Младший Mahaskah--Черный Ястреб—Братская преданность- Pashepaho- Великое индейское сражение в Des Moines--Покорение айова--Договор с айова - Их религия и традиции--Эскизы вождей.
----------------------------------   
 AЙОВА - одно из коренных племен, некогда занимавшее часть территории которая в настоящее время охватывает страну, хранящую память о них в своем названии. Ранние французские отчёты о долине Миссисипи содержат частые упоминания о них. Наряду с другими подразделениями группы дакота, они вели происхождение с юго-запада. По-французски они называются Ayouas, и Alcedes в «Испанской Географии» они упоминаются под именем Ajoues, как племя в Луизиане. В журнале Льюиса и Кларка, они известны под именем Ayouway. «29 июля 1804 года», - говорят они -  «миновали место на западном берегу Миссури, где когда-то жили Ayouway, ветвь ото, которые мигрировали к реке Де-Мойн». Ото были когда-то мощной нацией, проживающей на западе штата Миссури и северной Платт там, где сейчас штат Небраска.
 
  В далёкой истории айова описанной Скулкрафтом и другими, народ претерпел  пятнадцать или шестнадцать миграций. Очень ранней датой их местонахождение устанавливается на стыке реки Рок с Миссисипи, вблизи территории виннебаго. Оттуда они переносятся вниз по Миссисипи к Де-Мойн, в деревни на территории, которая в настоящее время охватывает в  штате Айова округа Ван Бурен, Дэвис и Вапелло. Затем они отказались от Миссисипи и ее притоков, и совершив эпохальную миграцию, поднялись на Миссури, туда где сейчас Дакота, основав на время свои дома не далеко от знаменитой каменоломни красного трубочного камня (Пайпстоун). Затем они спустились по Миссури до устья Большой Платт, туда, где сейчас штат Небраска. Затем они отправились к истокам реки Маленький Платт, теперь южная часть штата Айова и север штата Миссури. После этого они вернулись к Миссисипи, и временно проживали в устье Солт Ривер, в Миссури(штат). После нескольких миграций мы находим их у истоков рек Харатон и Гранд, в Айове.
    Самих себя, айова называли Па-хо-дже что в переводе означает «Пыльный Нос». Их традиции говорят, что, когда они расстались с первоплеменем или семьёй, они расположились в районе устья реки, где были крупные песчаные дюны;  ветер заду-вал песок и пыль на лица, поэтому их  прозвали Па-хо-дже, или Пыльные Носы. Их язык был таким же, как у виннебаго, оседжей, омаха и других племен группы дакота, к которой они принадлежали.
 
    Изначально айова были разделены на восемь ведущих кланов, каждый носил название, и отличался знаками или тотемом конкретного животного или птицы, от которых они якобы возникли.
Эти восемь кланов, или семей: Орел, Голубь, Волк, Медведь, Лось, Бобр, Бизон и Змея.
В племени они были известны своей индивидуальностью, в частности, порядком, в котором носились или подстригались их волосы. Таким образом, Семью Орла отличали две пряди волос на передней части головы, и одна на задней части слева длинная. Каждый из кланов отличался своеобразным методом стрижки и ношения волос.
 
   Существует предание, что в 1690 году айова жили в своих домах в регионе Великих Озер, а оттуда отправились к Миссисипи, а их великого вождя звали МАХАСКА, затем они ушли и поселились на реке Айова, создав своё основное селение возле её устья. Там некоторое время они процветали и множились, пока их не начали раздражать племена сиу с севера. Группа этих разбойников, пришла из северной степи, и сделала великое предложение дружбы. Они пригласили вождя айова присоединиться к их «собачьему празднику», и Махаска, надеясь на их хорошие намерения, принял приглашение. В самый разгар пира, ничего не подозревающий вождь айова был атакован и убит коварными сиу. С этого времени индейцы айова стали злейшими врагами сиу, и хотя этнологически они были связаны, и говорили на родственном языке, отныне два народа редко находились в мире друг с другом.
    Айова часто воевали с оседжами. Одна из величайших побед, которой они могли гордиться, была одержана ими в 1807 году, когда они уничтожили тридцать домов оседжей с их обитателями. В 1819 году в битве с индейцами сиу, большое количество их воинов было убито, а некоторые из женщин взяты в плен. Вскоре после указанной выше победы над оседжами, они потеряли из-за оспы около ста мужчин, не считая женщин и детей. Двенадцать лет спустя, еще одно её посещение унесло, кроме женщин и детей, шестьдесят их мужчин.
 
  Один из величайших ораторов айова известный у белых в более поздние времена, умер примерно в 1846 году, в возрасте шестидесяти лет. Его имя «ТОТ, КТО УБИВАЕТ НАХОДУ» (Wachamonya). Однажды, в то время когда народ  занимал истоки реки Харатон, на юге штате Айова, он повёл военный отряд против оседжей, но безуспеш-но. Возвращаясь домой усталыми и раздраженными, они встали рядом с местом, где жили или остановились какие-то белые. Найдя нескольких принадлежащих белым лошадей, они решили их забрать, чтобы как воинам приехать домой, к своим людям. Но эмигранты вскоре хватились пропажу, и стали преследовать индейцев. Они обогнали их и дружно обрушились на Того, Кто Убивает Находу (Wachamonya). Чтобы уладить эти проблемы, он в дружелюбной манере повернулся навстречу белым, и обратился к ним с такими словами:
    «Вы - наши друзья и братья, мы рады вас видеть. Мы тоже друзья белых, и знаем их пути. Мы знаем, что их путь такой:  когда друг или брат попал в беду, ему позволяют брать вещи, какие нужны чтобы помочь себе в беде, не спрашивая, если это необходимо. Мы попали в беду и устали на пути домой к наши друзьям и семьям. Поэтому по-дружески взяли ваших лошадей, собираясь отправить их вам обратно, как только вернёмся домой. Мы знаем, что эти лошади принадлежат вам, и не говорим, что они наши, а просто взяли их на время, зная, что все мы друзья».

     В течение последних лет проживания племени там, где сейчас штат Айова, одним из их самых уважаемых вождей считался БЕЛОЕ ОБЛАКО (Ma-has-kah). Он был сыном замученного вождя Man-haw-gaw, предательски убитого сиу. Махаска имел семь жен. В 1824 году, он с группой своих воинов посетил Вашингтон, чтобы увидеть Великого Отца. Его дом находился на реке Де-Мойн, примерно в ста милях от её устья. Собираясь совершить свое путешествие в Вашингтон, он оставил деревню, чтобы присоединиться к своему отряду дальше вниз по реке. По прошествии двух или трех дней пути он остановился на берегу реки, чтобы подготовить ужин, состоявший из дичи. Как только он начал есть, вдруг кто-то ударил его по спине. Оглянувшись, он увидел Rant-che-wai-me (Женщина Бегущий Голубь), одну из своих жен, которая стояла с поднятым в руке томагавком. Она обратилась к нему так: «Я - твоя жена? Ты мой муж? Если так, я пойду с тобой, чтобы увидеть Maw-he-hum-ne-che (Американский большой дом), и пожать руку In-co-ho-nee, то есть Великому Отцу-президенту. Махаска ответил: «Да, ты моя жена, а я твой муж. Меня долго не было, и теперь я рад тебя видеть. Ты - моя красавица жена, а храбрецу всегда приятно видеть хорошенькую женщину». Rant-che-wai-me  сопровождала мужа в Вашингтон, где «красавица жена» Махаски получила большое количество подарков, но заметила среди белых много глупостей, которые ей не понравились. Через некоторое время после возвращения из Вашингтона, она случайно погибла, сброшенная лошадью.
 
   Rant-che-wai-me младшая из четырех сестер, которые все были женами Махаски, их братья и другие родственники мужчины-защитники, умерли или были убиты на войне. Ее имя означало «Женщина, Летящий Голубь», но вожди и храбрецы племени часто называли её «Красивая Женщина Орел, Летящая По Воздуху», потому что она была очень красивой. Во время визита в Вашингтон лучшие художники города сделали её изображение, которые по-прежнему украшают некоторые из галерей восточноевропейских городов. Генерал Хьюз, который был агентом айова при её жизни и часто её видел, говорил об этой индейской женщине в превосходных терминах. Она была целомудренной, мягкой, нежной, доброй, щедрой и преданной своему мужу. Всегда готовая помочь нуждавшимся или страдающим. Махаска сказал после ее смерти, что рука его жены была закрыта для тех, кого она не звала, но когда приходили бедные, ее рука была, как дырявый дуршлаг, давая все, в чём они нуждались. Она всегда была щепетильна в соблюдение всех религиозных обрядов, которые на неё налагала вера. Ее совесть была очень чуткой, а иногда она боялась, что совершает поступки, которые не по душе Великому Духу. В такие минуты она чернила своё лицо, уединялась в каком-нибудь укромном месте, постилась и молилась. Вернувшись из Вашингтона, она стала популярной на собраниях матрон и девиц своего племени, говорила им о безумных и порочных обычаях, свидетелем которых стала во время путешествия среди белых людей, и предостерегала их от подобных проявлений.  Rant-che-wai-me была созданием природы, но необыкновенно одаренной многими прекрасными качествами и женской грацией. Если какой-нибудь будущий биограф соберётся описывать уважаемых женщин штата Айова, мы уверены, что никто не возразит, если им будет посвящена страница в память об этой славной королеве племени айова.
 
   Как уже говорилось, Махаска был сыном РАНЕННОГО СТРЕЛОЙ (Man-haw-gaw), которого убили сиу около устья реки Айова. Тогда, хотя ещё совсем молодой, он решил отомстить за смерть отца. Махаска был его преемником в качестве законного вождя нации. Он поднял отряд воинов, преданную команду отличившихся храбрецов племени, и с ними пошёл в страну сиу. Они победили, и вернулись с десятью скальпами своих врагов, молодой Махаска принёс домой  скальп вождя сиу, который в своей палатке лишил  жизни его отца. Таким образом, проявив свою храбрость, после этого он принял командование, и его приключения были многочисленными и смелыми. Он много воевал с оседжами и сиу. Однажды, в экспедиции против оседжей, он расположился на северном берегу Миссури, пытаясь остановить кровь, текущую из носа. По разлившейся реке в каноэ плыли три француза. Он призвал их к берегу, на помощь. Они не только отказались, но и выстрелили в индейцев, ранив одного из воинов Махаски. Ответным огнём один из его людей убил француза. Белые подняли против айова большую шумиху. Махаску схватили и заключили в тюрьму, где он оставался в течение нескольких месяцев. Наконец, вождь бежал и вернулся в свою страну, на реке Де-Мойн(Des Moines).
Вернувшись из своего визита в Вашингтон в 1824 году, Махаска задался целью следовать советам Великого Отца (президента Монро), и посвятить себя возделыванию земли. Он построил бревенчатый дом, и некоторое время жили с большим комфортом.
 
  В 1833 году сын ЖУРАВЛЯ, младшего вождя айова, был убит омахами. Группа воинов айова предложила главному вождю БЕЛОЕ ОБЛАКО (Махаска), возглавить их в преследовании противника. Он отказался, сказав, что «спрятал томагавк» и теперь «мирный человек», а договор, заключенный с Великим Отцом предусматривает наказание за подобные безобразия. Однако этот отряд решил наказать агрессоров и совершил вторжение в неприятельскую страну. Они вернулись, принеся с собой шесть скальпов. Был подготовлен праздник и проведён танец скальпа, но Махаск отказался принимать участие в обоих мероприятиях.
Генерал Кларк в Сент-Луисе был уведомлен об убийствах с обеих сторон, и написал своему агенту генералу Хьюзу указание  арестовать воинов айова. Он призвал Махаску и объявил ему приказ. Вождь ответил: «Это правильно: я пойду с вами». Преступники были арестованы и переданы в Форт-Ливенуорт. Находясь там, один из заключенных, подозвал Махаску к тюремному окну, и глядя ему прямо в лицо, сказал: «Inca (отец), если я когда-нибудь выберусь из этого места живым, я убью тебя. Храбрый человек никогда не должен лишаться свободы, как поступили со мной. Вам нужно было застрелить меня в деревне».
     Индеец, который угрожал жизни Махаска, сбежал из тюрьмы, и вместе с компаньоном, немедленно приступил к погоне за объектом своей мести. Это было в 1834 году: они нашли Махаску, который одним вечером расположил свой лагерь на реке Надова(Nodawa) примерно в шестидесяти милях от своего села. Они подошли скрытно из засады, и под покровом темноты убили его самым трусливым образом. На момент смерти Махаске было около пятидесяти лет. Место его убийства находится там, где сейчас юго-восточный угол округа Касс.
 
   Новость о смерти Ma-has-kah  вскоре добралась до деревни. По обычаю племени, его жены погрузились в траур и бедность. Одна из них, которую звали Mis-so-rah-tar-ra-haw (Женщина-Олень-На-Краю-Прерии), не могла утешиться до конца своей жизни. Она сказала, что ее муж «был большим храбрецом, и  убит собаками», имея в виду тех мстительных товарищей. Отметим, что Махаска был действительно смелым и удачливым лидером. Он вел своих воинов в восемнадцати боях против сиу на севере и оседжей на юге, и часто им удавалось добиться победы.
    Один из убийц Махаски искал убежища среди племени ото, но когда те узнали о «подвиге» который он совершил они застрелили его. Другой вернулся в деревню убитого вождя. Молодой Махаска узнав, что один из убийц его отца вернулся в селение, пошел к его вигваму, убил собак, лошадей и разрушил жилище.
Убийца молча смотрел на уничтожение своего имущества, а молодой Махаска сказал ему: «Вы убили величайшего человека, который когда-либо оставлял след мокасин  на Надова; значит ты должно быть сам великий человек, поскольку Великий Дух даровал тебе победу. Говорю тебе собака, мой отец не пёс».  Скво(жена) убийцы, обратившись к мужу, воскликнула: «Почему бы тебе не убить этого мальчишку!». Муж ответил: «Он будет большим храбрецом: я не могу его убить». Затем он предложил молодому вождю трубку, от которой тот отказался, сказав: «Я отдам тебя в руки храбрецов моей нации».Убийца ответил: «Я не собираюсь убегать, и завтра удовлетворю ваших храбрецов».Он прекрасно знал о судьбе, ожидавшей его. На следующий день, на общем совете было решено, что он должен умереть, а молодой Махаска будет его палачом. От этого молодой вождь отказался, сказав, «я не могу убить столь смелого человека».Затем убийца был застрелен одним из признанных храбрецов, а его тело осталось на земле, на съедение волкам.
 
   Старый Махаска был шести футов и двух дюймов в высоту, огромной физической силы, пропорционально сложенным человеком с необыкновенно красивыми чертами. После его смерти, сын получил то же имя, став главным вождём айова. Матерью молодого вождя была Rant-che-wai-me, образцовый образ жизни которой и трагическая смерть была передана выше. Младший Махаска также посетил Вашингтон зимой 1836-7, чтобы просить компенсацию за несправедливость, которую, по его утверждению, терпел  народ айова со стороны правительства, в противном случае, чтобы сохранить их земли, он пренебрежёт другими условиями договора, заключен-ного с его отцом в 1825 году.

    Айова были когда-то сильным и процветающим народом, они могли под управлением храбрых и воинственных вождей,  вести успешные войны против своих врагов. Поздним  местом их империи была долина Де-Мойн. Основная деревня находилась на реке Де-Мойн, недалеко от северо-западного угла округа Ван Бурен, и там, где впоследствии был расположен старый торговый пост Айовавилл(Iowaville). Это место может рассматриваться как исторические земли, потому что там произошло летописное событие страшной войны, которая передала суверенитет долины Де-Мойн из рук айова к саукам и фоксам.
    В связи с появлением среди аборигенов в этой области пионеров и торговцев спустя не так много лет, после покорения айова, сауками и лисами, мы смогли записать некоторые сведения о той кровавой битве за власть, которые могут рассматриваться как надежный источник. Джеймс H. Джордан, эсквайр, который поселился в Айовавилл в качестве торговца, когда этот регион находился ещё в руках индейцев, и был близко знаком с известным ЧЁРНЫМ ЯСТРЕБОМ(Black Hawk), передал автору много случаев из жизни вождя, подробности которых мистеру Джордану, поведал сам Черный Ястреб.
   Этот пионер был лично осведомлен о многих интересных фактах, а также пользовался доверием КЕОКУКА(Keokuk), АППАНУСА(Appanoose) и других руководителей и ведущих людей сауков и фоксов - всех тех, от кого он узнал об их истории. Впервые он посетил местность, где впоследствии поселился, еще в 1828 году, будучи тогда только двадцати одного года от роду. Цепкой памяти этого почтенного пионера, мы обязаны описанию большинства инцидентов, связанных с данной частью нашего предмета.
 
   До 1828 года, эта страна была взята из владения айовов, и принадлежала уже саукам и лисицам – племенам, объединённым ПАШ-Е-ПА-ХО, который был тогда наиболее известным вождём. Основная деревня племени айова, находилась там, где впоследствии в Айовавилл, неподалеку от места нынешней железной дороги, расположился город Элдон. В  1819 году, трудная ситуация сложилась между сауками, лисами и айова. Их основная деревня находилась тогда в устье Рок-Ривер в штате Иллинойс. В охотничьем походе на запад от Миссисипи, молодой воин саук  убил молодого человека из племени айова. Зимой 1819-20, Черный Ястреб и несколько его воинов, решили навестить селение айова на Keo-sauk-sepo, как они называли реку Де-Мойн. В то время между племенами была договоренность, что в случае убийства, совершенные против одного народа  воинами другого, преступник должен быть выдан, до рассмотрения его судьбы на собрании народа. Когда Черный Ястреб и его люди собирались, они подошли к жилищу молодого человека, который совершил проступок, для того, чтобы забрать его с собой. В то время он болел и не был готов пойти с ними. Его брат настоял на том, что тот не в состоянии идти, и вызвался сопровождать делегацию, вместо него. После семидневного путешествия они оказались в пределах видимости деревни айова. Со склонов с видом на широкую долину, они увидели жилища айова, которые распространялись вверх и вниз, прекрасные прерии, которые сейчас уже на протяжении многих лет приносят свои обильные урожаи белому человеку. Здесь Черный Ястреб и его люди попрощались с молодым храбрецом, который спокойно в одиночку шел вперед, исполняя свою песню смерти. По приезде в поселок он сдался айовам и сообщил их вождю, что Черный Ястреб находится возле деревни, после чего предводитель вышел навстречу храбрецам саукам и фоксам. Черный Ястреб сказал вождю айова, что вместо убийцы, который был болен, пришел его брат. И затем со своим отрядом начал возвращаться домой. Оглядываясь назад на деревню, они видели айовов, вооруженных дубинками и копьями, которые собирались вокруг молодого храбреца. Пройдя небольшое расстояние и расположившись на ночлег, они вдруг насторожились, услыхав топот лошадей. Сначала они решили, что на них собираются напасть воины айова, но вскоре оставили свои страхи увидев своего молодого храбреца с двумя лошадьми. Поначалу ему угрожала мгновенная смерть, но айова изменили свои намерения, восхитившись братской преданностью, вызванной благородным молодым мужеством - предложить себя в жертву вместо своего брата. Они отпустили его, дали пищу, выкурили трубку мира, а после этого подарили двух лошадей.
 
   Это случилось где-то между днём только что рассказанного происшествия и 1828 годом. Великая и решающая битва разразилась в прерии чуть выше Айовавилл в начале (1) мая 1823 года, в результате чего произошло покорение айова, и завладение их страной сауками и фоксами. Когда мистер Джордан впервые увидел в 1828 году поле битвы,  могилы убитых все еще выглядели свежими, как если бы их сделали не более, чем год или два назад. Черный Ястреб часто подробно описывал план нападения и саму битву. Вопреки обычному индейскому обычаю это сражение было проведено в дневное время. Поле боя находилось в речной долине: на лугу, около четырех миль в длину и двух миль шириной примерно в середине, сужавшемся с каждой стороны.
    Основной район дна долины поднимается на двадцать футов над рекой, узкой полосой поля огибал ручей, укрытый  деревьями. Берег реки был окаймлен густорастущими ивами. Возле нижнего края прерии,  тянущаяся до берега реки, расположена деревня Айова. В двух милях от селения, рядом с прерией, был расположен небольшой естественный холм, который  был покрыт  небольшими деревьями и кустарниками. В тылу этого холма лежал пояс мокрого луга, который был покрыт сорной травой. Граничащий  на севере с землёй круто поднимающейся в пересечённые утесы, покрытые тяжелыми лесами на много миль. Именно через этот лес, военный отряд сауков и лисиц подошёл в ночь перед атакой, и спрятался в высокой  траве, намереваясь оставаться в засаде ещё день, и провести наблюдения, которые смогут помочь им в атаке, запланированной на следующую ночь. С этой позиции их шпионы могли иметь полный обзор ситуации в деревне, и наблюдать за движениями айова.
 
   Возле упомянутого кургана, у айова находился ипподром, где они часто имели обыкновение участвовать в развлекательных  скачках. К сожалению, для них, они выбрали этот день для своих  спортивных состязаний. Не осознавая близости  притаившихся врагов, жители деревни отправились на место гонок, оставив большую часть своего оружия со стариками, женщинами и детьми, в незащищенном селе. Сауки и фоксы под руководством своего хитроумного вождя Паш-е-па-хо, поняли своё преимущество. Он приказал своему подчиненному  командиру Черному Ястребу, с группой  молодых воинов, выйти из высокой травы, воспользоваться прикрытием леса идущего вдоль берега, чтобы добраться до деревни с предельной скоростью, и начать бой. Этот манёвр был успешно выполнен, а Паш-е-па-хо со своим подразделением одновременно из засады совершил нападение на безоружных айова которые принимали участие в своих забавах на ипподроме. Черный Ястреб и его воины, достигнув деревни, обрушили яростный залп по беззащитным жителям, завершив убийство томагавками и скальпировальными ножами. Безоружные айова с ипподрома пытались добраться до деревни, находившейся в двух милях от них, но большинство из них были убиты во время этой попытки воинами Паш-е-па-хо. Выжившие достигли своей деревни, только чтобы найти её в огне, а среди огня своих убитых друзей. Так велико было преимущество противника, что айова смогли организовать лишь слабое сопротивление.
Айова запросили пощады, и предоставили свою судьбу на милость победителю. Некоторое время они жили в стране в качестве неотъемлемой части нации сауков и фоксов. Это состояние завоеванных народов, по их мнению, было обидным, и они жаловались на произвол сауков и лисиц. Наконец, айова попросили правительство Соединенных Штатов,  купить их страну, и покупка была совершена в 1825 году. В течение некоторого времени,  остаток разбитых и опустошённых людей, продолжал жить в долинах и вдоль края леса южной Айовы, едва поддерживая своё существование в качестве независимого племени. В 1829 году, по оценкам, их насчитывалось около одной тысячи,  расположенных на реке Литтл Платт, но еще требующих страну до Миссисипи, в совместное использование с сауками и фоксами.

    Мы посмотрели, что айова были когда-то важной ветвью великой семьи дакота, процветавшей и занимавшей один из лучших районов на запад от Миссисипи, но потом из-за мора и войны их численность снизилась, из гордого, независимого народа они превратились в его прозябающие остатки. Воюя в течение столетия или больше с народами родственной крови - сиу на севере, и оседжами на юге, они все еще удерживали свои красивые долины и великолепные охотничьи угодья, хотя два катастрофических посещения язвы  смели сотни их воинов. Затем они наткнулись на гордых и надменных захватчиков алгонкинской крови – бичом, хуже чем эпидемия, и в бою, или, вернее бойне, которую мы описали*, айова перестали существовать, как самостоятельное племя, потеряв все территории, сейчас известные у белого человека под их же именем. Все эти воздаяния судьбы и истории, применимы для диких племен, также как для цивилизованных наций, и в свое время подобное продолжение истории настигает их завоевателей.

     Как и другие индейские племена, айова верили в Великого Духа, который создал все правила. Они считают, что давным-давно, дождь лил тридцать или сорок дней, тогда все люди и животные утонули. Затем Великий Дух сделал из красной глины еще одного мужчину и женщину, а современные индейцы являются их потомками. Они не знают, что стало в потопе с белыми людьми, но полагаю, возможно, те тоже спаслись в большом каноэ. Великий Дух рассказал обо всём первым мужчине и женщине, но многие вещи были забыты.
    Некоторым животным, рептилиям и птицам, айовы выказывают, своего рода религиозное обожание. Существует вид маленького ястреба, которого они никогда не убивали, за исключением случаев, когда им требуются определенные части его тела, для использования в своих священных лекарских средствах. Эту птицу очень трудно убить, так как она высоко летает, долго находясь на крыле, перелетая высокие горы, чтобы посетить духов и получить их благословение. Среди них и «магические змеи» - некоторые виды змей, почитаемые с особым благоговеньем, особенно гремучая змея. Если они находили одну из этих рептилий, то обычно останавливались и говорили с ней, жертвуя то что имели, например табак или другие вещи, которые было удобно отдать. Они утверждали, что таким образом заключают и сохраняют мир между змеями и индейцами.

    Одним из верований было то, что звезды являются живыми существами, как люди. Их традиция рассказывает, что когда-то давно жил человек, однажды в детстве он посмотрел вверх и увидел в небе некую звезду, которую стал почитать больше, чем все другие. Пока мальчик рос, его привязанность к звезде увеличилась, он всё больше и больше думал о ней. Став взрослым, однажды он пошел на охоту. Бродя по лесу он устал и остановился, так ничего не добыв, тогда к нему пришла его любимая звезда. Они побеседовали, и звезда привела его туда, где он нашел изобилие дичи. После этого он всегда был великим охотником.
    Их представления о географии и астрономии были очень сырыми и мечтательными. Они верили, что земля плоская, и не знали ничего, кроме воды и этого континента. В их традиции самыми выдающимися географическими объектами были Великие Озера и Миссисипи. К солнцу они относятся с почтением, видимо сохраняя наследие религии солнцепоклонников древней Мексики и Центральной Америки, которые, возможно, были их прародителями.

   Второй Махаска, упомянутый как сын красивой, но несчастной Rant-che-wai-me, во время удаления айова с их родины, стал главным вождём племени по праву наследования. Но он, кажется, мало что унаследовал из добродетелей своего великого отца и любезной матери. Их сын, имя которого иногда приводится как  Wi-e-wa-ha (определяется также как  Белое Облако), стал рассеянным, и тупел от пьянства, не отличаясь ничем, кроме как своей тягой к спиртному. Одним из результатов его дебоширства, стала потеря глаза. В возрасте тридцати шести лет он был мужем трех жен.
   Второй вождь племени - НЕТ В СЕРДЦЕ СТРАХА (Na-che-wing-a), имел большие связи для обеспечения своих людей и являлся другом белых. По годам он был старше Махаски, являлся хорошим оратором, и действительным бизнес- вождём народа. Прекрасный физически образец своей расы и верный муж одной жены.
   Третьим был вождь ИДУЩИЙ ДОЖДЬ (Neu-mon-ga)он же Дождевая Туча, проницательный, достойный и хитрый, но скромный и с хорошими манерами. В старости он стал старшим вождём, а его власть опиралась на личные качества истинной мужественности, которая особо ценилась среди диких племен. У него была только одна жена.
Примерно такого же возраста был последний из упоминаемых нами руководителей, державший подчиненных вождей, He-wa-tho-cha  (ТОТ, КТО ПРОЛИВАЕТ СВОИ ВОЛОСЫ). С возрастом он стал совсем глухим и слабым, как умственно, так и физически. У него была всего одна жена.
***"The Red Men of Iowa" by A. R. Fulton, published 1882. (Глава 7)

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"


Рецензии