О бедном интеллигенте замолвите слово

 
               О бедном интеллигенте замолвите слово

В нашей стране регулярно вспыхивают споры об интеллигенции и ее предназначении. Вот и снова эта тема стала актуальной. Однако часто в дискуссиях скатываются к определению интеллигенции на бытовом уровне. Например, интеллигент - это человек, который не лезет в душу, живя сам - не мешает жить другим. Это тоже самое, что оценивать огонь, как костер, на котором можно жарить шашлыки. “Зри в корень”, - говорил Козьма Прутков. Рассмотрим общественное предназначение интеллигенции. Отметим, во-первых, что интеллигенция - это социальный слой, четко очерченный и исторически обусловленный. Во-вторых, этот социальный слой закономерен для любого общества, для любой нации. Когда же он возникает? Да с формированием человеческого общества, государственных институтов и всего того, что называется цивилизацией.

Вспомним, что материя развивается от простого к сложному, от низшего к высшему, вплоть до создания самопознающей субстанции, то есть социальной материи. Внутри же социальной материи формируется слой людей, в задачи которого и входит познание этой социальной материи, то есть общества. Как видим, общество развивается по принципу целесообразности, передавая функции управления - чиновникам, функции охраны - полиции и армии, а вот функции самопознания - интеллигенции.

В древних обществах этот слой формировался из различных групп людей: чиновников, военных, ремесленников и даже рабов. Главным критерием являлась способность к творческому интеллектуальному труду. Чтобы заниматься творчеством, человек должен обладать пытливым критическим умом, ничего не принимать на веру, каждое явление рассматривать с нескольких сторон, находя во всем плюсы и минусы, обнаруживая даже на солнце пятна. На плечи интеллигенции ложилась задача по формированию общественного мнения, нравственности, морали, идеологии, созданию новых прогрессивных орудий труда, технологий и материалов для производства. Интеллигенция во все века внедряла технический прогресс, и уж тогда плодами ее творчества пользовалось все общество, используя изобретение в быту. Объективно возникающий слой интеллигенции как бы обслуживал творчеством общество и соответствовал уровню цивилизованности последнего. Интеллигенция складывалась у каждой нации исторически и отношение к ней менялось в соответствии с социальными условиями. Так, если государство и общественный строй на подъеме, то возрастал социальный заказ на интеллигенцию. Общество обеспечивало высокий материальный достаток для своей творческой элиты, а та вознаграждала его великими открытиями, изобретениями, шедеврами культуры и искусства. Конечно острота критического ума часто обращалась и против самой общественной системы, вскармливавшей интеллигенцию. Но государство на подъеме не боится критики, а благодаря ей становится лишь сильней. Другое дело, когда общественный строй становится тормозом, оказывается отсталым, не соответствующим новым общественно-экономическим условиям. В идеологии начинает господствовать догматизм, научные открытия объявляются бесовщиной, критический ум интеллигенции оказывается вредным. Против нее начинаются гонения, горят костры инквизиции, сжигаются книги ученых. Страна, в которой это происходит, теряет былое могущество, оказывается на задворках. Вспомним былую великую Испанскую империю, священную Римскую империю. Гибель государства и нации начинается с уничтожения интеллигенции.

Надо сказать, что в XIX и XX веках роль интеллигенции резко возрастает. Без творческого ума нации не осуществить промышленный переворот, тем более не войти в фазу НТР, так как именно интеллигенция доводит свои знания и умения до уровня профессионализма, который отрицает любой догматизм, всегда направлена к творчеству. Именно за последние два века социальная база интеллигенции расширяется, в нее входят не только философы и музыканты, ядерщики-физики, но и рабочие-изобретатели, фермеры-селекционеры...

Теперь поговорим о трагической судьбе русской интеллигенции. К 1913 году Россия вышла на 4 место в мире по основным показателям. Этого она добилась благодаря самоотверженному труду широкого слоя российской интеллигенции. Государство, находившееся на подъеме, всячески способствовало укреплению и расширению слоя творческой элиты. На взращивание интеллектов не жалелись никакие средства. Формировались уникальные российские школы в самых различных областях науки и культуры. Напомним читателю, что если в древности и в средние века отдельные интеллектуалы-одиночки группировали вокруг себя толковых единомышленников, и это называлось школами, то с конца XIX века понятие “школа” приобрело качественно новое значение. Школы формировали мощный интеллектуальный поток, который качественно менял нашу действительность. Вместе объединялись десятки и сотни лучших умов, а их открытия подчас становились эпохальными. Именно Россия славилась в те времена школами, которые на многие десятки лет определили развитие мировой культуры и науки.

И вот в 1917 году группа экстремистов, не без поддержки мирового капитала, остановила развитие России по естественному историческому пути. Конечно для коммунистов, являвшихся догматиками по сути, интеллигенция оказалась не просто не нужной, но и вредной, так как мешало установлению тоталитарного режима. И вот та самая интеллигенция, которая должна была и могла превратить Россию в лидера мировых держав, оказалась лишней. Ее либо физически истребляли, либо в лучшем случае выбрасывали за границу. Какой интеллектуальный потенциал вымели из страны ленинцы, можно судить по тем школам, которые русские создали в эмиграции. Вспомним хотя бы авиаторов, кибернетиков, архитекторов, политологов, социологов, музыкантов, писателей, актеров... Тоталитарная коммунистическая система подменила понятие интеллигенции служилым слоем. Способность к творческому труду, критическое мышление подменялись дипломом о высшем образовании. Научные школы заменялись партшколами. Ученые превращались в чиновников и слуг партноменклатуры. Основатель советского государства товарищ Ленин в противовес чиновникам от науки, готовым в угоду псевдоидеалам скрещивать воробьев с индюками, а арбузы с яблоками, назвал творческую, независимо мыслящую интеллигенцию не мозгом нации, а говном. Это и понятно, ведь сам В. Ульянов к сожалению не являлся профессионалом ни в одном направлении научной мысли, и его фигура стоит у истоков целой эпохи депрофессионализации. Прочитайте его “философские тетради” - это конспекты плохого ученика, не понимающего сути явления, почитайте его речи с трибун - это топтание вокруг, да около, послушайте записи с пластинок его речей - одна дикция чего стоит. Нас спросят - почему же тогда коммунисты стремились к всеобщему знанию, к ликвидации безграмотности? Они строили общество не на экономических законах, а на идеологии и насилии. А чтобы вбить идеологию, люди должны уметь читать и писать. Кроме того, полуграмотный человек страшнее неграмотного своими амбициями и догматизмом: вчера свиней пас, а сегодня академик. Такой уничтожит творчество на корню лучше всякого НКВД, Советские люди получали неконвертируемые знания. Процесс схоластического образования убивал свободное время и загонял человека в нужные рамки. Только в военно-промышленном комплексе допускалось творчество, подконтрольное и дозированное, направленное на создание оружия массового уничтожения. Из этой маленькой щелочки прорвалось на свет диссиденчество, вспомним академика А.Д. Сахарова.

Сегодня в условиях посткоммунизма даже этот остаточный слой интеллигенции не нужен новому государству. Все социальные эксперименты выбросили Россию с 4 места при Николае II на 80 при Брежневе и далеко за сотое сегодня. Мы уже говорили, что слой интеллигенции социально обусловлен уровнем цивилизации. Нынешнее наше положение таково, что творчество не нужно в принципе. Остатки российской интеллигенции среди “новых русских” это тоже самое, что Эйнштейн в племени людоедов. Он им о теории относительности, а они котел ставят на огонь. Нынешние хозяева жизни оставили для последних российских интеллигентов два пути к самореализации: либо эмигрировать, либо собирать пустые бутылки по кустам. Читатель возразит - ведь создаются элитные колледжи для золотой молодежи. Да, это так, там учатся дети “нуворишей”, но не во благо несчастной России, а чтобы получить конвертируемый диплом и бежать отсюда туда, куда их папашки перевели краденые деньги. Государство по сути ведет необъявленную войну против остатков русской интеллигенции. На бытовом уровне внедряется представление об интеллигенции как о гнилой, жалкой, болтливой, беспринципной. Ее разъедают кулуарными встречами, конференциями, натравливают друг на друга, поощряя бездарность, принижая талант. Честных, критически настроенных, творческих людей в первую очередь выбрасывают с работы. Читатель спросит - почему же интеллигенция не постоит за себя, раз она такая умная? Дело в том, что по своему общественному положению она не завязана с собственностью и рычагами власти, может влиять на общественные процессы не бомбометанием, а словом, научными трудами, изобретениями, кропотливым формированием общественного мнения. А вот именно до всего этого государственные структуры ее и не допускают, загоняя в коммуналки с алкоголиками и в “хрущебы” на окраины города. Нация умирает, когда умирает ее интеллигенция, государство умирает, когда перестают работать его законы, экономика гибнет, когда гибнет ее производство, страна прекращает свое существование, когда ее граждане лишены возможности свободно по ней перемещаться. Мы все оказались невольными пассажирами пиратского корабля, что дрейфует без руля и ветрил. А интеллигенция - она может лишь поставить диагноз, да уповать на дядюшку Сэма или кого-либо еще, кому может понадобиться ее интеллектуальная сила. Тогда, возможно, и прилетит к ней волшебник в голубом вертолете.
 


Рецензии