16. Основные концепции и подходы

§ 16. Основные концепции и подходы

Проблематизация природы сознания и варианты ее понимания занимают место в концептуальном пространстве, две крайних, противоположных позиции которого – «натурализм» и «антинатурализм». «Натурализм» основывается на следующих посылках: 1) объективная реальность существует независимо от моего сознания, представляющего собой некоторое отдельное от нее бытие; 2) реально существует только эмпирический, материальный мир, поэтому сознание должно быть объяснено посредством терминов, относящихся к этой объективной реальности; 3) следовательно, изучение материального субстрата человеческого сознания – мозга (шире – тела) – способно дать исчерпывающее знание о природе человеческого сознания. Тезисы «антинатуралистических» концепций противоположны: 1) не существует объективной реальности самой по себе, безотносительной к моему сознанию, поскольку мир – это часть сознания; 2) эмпирический мир – только часть реальности, другие области которой умозрительны, сверхчувственны и сопряжены с глубинными уровнями сознания; 3) анализ устройства человеческого мозга не может дать удовлетворительного объяснения природы сознания, поскольку мозг не продуцирует сознание, а является скорее его коррелятом, координатором [1, с. 416; 2, с. 19].

Проанализировав и систематизировав основные точки зрения на природу сознания, британский философ С. Прист выделил семь основных подходов к проблеме сознания (особенно психофизической проблеме) в философии:

1. Дуализм (Платон, Декарт). Согласно дуализму, существует два вида субстанции – духовная (ментальная) и физическая (протяженная). Сознание и есть непротяженная, нематериальная субстанция.

2. Логический бихевиоризм (Гемпель, Райл, Витгенштейн). Лингвистический анализ психологических понятий приводит приверженцев логического бихевиоризма к редукции ментального к поведенческому (сознание есть поведение или склонность к поведению).

3. Идеализм (Беркли, Гегель). Согласно идеализму, достоверно существует только сознание. Нет физических объектов помимо сознания. Физические явления и эмпирический мир существуют лишь постольку, поскольку существуют в сознании.

4. Материализм (Плэйс, Дэвидсон, Хондрих). Материализм утверждает физическую природу любых явлений. Сознание, по мнению материалистов, также имеет физическую природу. В менее радикальном виде: возможно существование нефизических свойств некоторых физических объектов и событий, но свойства эти полностью объясняются и определяются физическим состоянием.

5. Функционализм (Патнэм, Льюис). Функционализм определяет сознание через функциональные состояния, связанные каузальными отношениями, формирующими «функциональные (каузальные) роли». Ментальное состояние отождествляется с функциональным состоянием.

6. Двухаспектная теория (Спиноза, Рассел, Стросон). Двухаспектная теория отрицает онтологическое различие ментального и физического. Ментальное и физическое понимаются как два свойства лежащей в основе вещей единой реальности, несводимой ни к ментальному, ни к физическому.

7. Феноменология (Брентано, Гуссерль). Феноменологию интересуют наблюдение и описание содержания элементов опыта в их явленности сознанию. Интроспекция ставится на службу исследованию структур сознания. Разрабатывается и подробно исследуется понятие интенциональности [3].

--

1. Иванов Е.М. Сознание и психофизическая проблема // Философия сознания: классика и современность: Вторые Грязновские чтения. М.: Издатель Савин С.А., 2007.
2. Иванов Е.М. Человеческое сознание и психофизическая проблема // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2007. Т. 7, вып. 1.
3. Прист С. Теории сознания. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.


Рецензии