Военная сказка. 11. Интересная служба 1

Предыдущая:http://www.proza.ru/2015/10/29/944

                "ИНТЕРЕСНАЯ" СЛУЖБА.

                «Офицерское братство, офицерская честь
                Святы в армии русской были, будут и есть.
                На крутых переломах, в лихолетье войны,
                Офицеры России, вы — надежда страны».

                Леонид Ивашов, генерал-полковник.



       Задумывая рассказать о повышении своей военно-финансовой квалификации как непременном условии дальнейшего служебного роста, я не могу не упомянуть о самой финансово-экономической службе, об истории её создания в недрах офицерского корпуса, её деятельности на фоне самой истории Русской армии. Без этого  невозможно понять тот сложный и славный путь, который она прошла вместе с нашими Вооружёнными Силами, в полной мере испытав на себе всю радость побед и горечь поражений, взлёты успехов и истоки падений и, в конце концов, то состояние, к которому она пришла в настоящее время.

       Да, мои выводы покажутся кому-то субъективными, а сама картина излишне мрачной, но я вырос в этой среде и наблюдал её изнутри все прошедшие 60 с лишним лет (от военно-гарнизонного детства и собственной кадровой службы до работы в ней уже в качестве гражданского специалиста или, как в разное время в армии величали эту категорию, «служащего Российской Армии (РА)» или «гражданского персонала (ГП)»), а посему имею право сказать своё слово в защиту Армии.


                *     *     *     *

       «Финансово-экономическая служба российской армии и флота имеет давнюю и богатую историю. Регулярное материальное и денежное обеспечение русского войска было организовано ещё в XVI  веке. Различные приказы: Посольский (1549 г.), Разрядный (1-я половина XVI в.), Стрелецкий (1571 г.) и другие – ведали начислением и раздачей денежного содержания за ратную службу. Учреждение Указом Петра I от 18 февраля 1700 г. № 1766 должности генерал-комиссара и подчинение ему особого Приказа были первым шагом в создании централизованной системы военного управления материальным и денежным обеспечением армии и флота. С этого времени начинается  деятельность специальных органов, занимающихся их материальным и финансовым обеспечением»,

       - так начинается вступительная статья Научно-исторического сборника «Военная финансово-экономическая служба России: история и современность», выпущенного в 2003 году авторским коллективом под руководством доктора экономических наук генерал-полковника В. В. Воробьева и члена-корреспондента РАН, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора экономических наук, профессора, генерал-майора Б. Н. Кузыка.


       Действительно, до появления на Руси регулярной армии защита отечества лежала на ополчении, в ряды которого воин поступал со своим оружием, снаряжением и конём. Денежного содержания и в помине не было, перебивались военной добычей, если таковая случалась. Ну, а с созданием регулярной армии в числе прочих появилось и денежное содержание, обязанное обеспечить не только самого военнослужащего, но его семью. Но это была только часть забот государства по содержанию армии; другая, более значительная и многоплановая, была связана с формированием тыла: снабжением армии всем необходимым, от снаряжения, обмундирования и продовольствия до фуража, медобслуживания и расквартирования, т.е. действием тех самых интендантских служб, к числу которых первоначально относилась и сама финансовая служба.


       Отклоняясь от исторической направленности, поделюсь некоторыми соображениями о роли и месте интендантской службы в армии.

       Само понятие «интендант» у многих до сих пор ассоциируется с чисто французским термином «intendant» (гражданское должностное лицо во Франции XV-XVIII вв., управлявшее во властных структурах финансами и торговлей), которое позже перекочевало в армейскую терминологию и упрочилось в названиях тыловых офицерских должностей в армиях многих стран, как, впрочем, и в русской Императорской армии. Несмотря на то, что после 1917 года это понятие в армии молодой Республики Советов исчезло, тем не менее, понятие интендантской службы вновь возникло накануне войны и, как сказано в Википедии, просуществовало в Красной Армии полтора десятка лет (с 1940 по 1955 гг.).

       Известный военный руководитель тыла Красной Армии 30-50-х годов прошлого века генерал армии Андрей Васильевич Хрулёв, создавший и возглавлявший в 1930-36 гг. центральный финансовый орган Красной Армии, понимая все тонкости финансирования расходов на оборону страны, ещё до войны вывел финансовые органы Красной Армии на всех уровнях из подчинения органов снабжения и тыла. И даже потом, в самые грозные военные годы, с 1939 по 1951 гг., будучи вначале главным интендантом Красной Армии, а затем и заместителем военного министра СССР по тылу, - никогда не поднимал вопрос о возвращении финансовых органов под эгиду интендантских органов снабжения, признавая их отдельный статус.

       И всё же, когда я надел офицерские погоны в 1974 году и был назначен на свою первую офицерскую должность, именуемую «начальник финансового довольствия батальона», в штате части моя категория значилась: «старший лейтенант инт. службы».  Значит, интендантство, даже спустя более двух десятков лет после своей официальной отмены, в служебных документах каким-то образом ещё сохранялось? Это осталось для меня загадкой.

       Как, впрочем, и другое. Мои коллеги-финансисты, окончившие в своё время Ярославское финансовое училище и гордясь собственной принадлежностью к финансовой службе, это глупое вездесущее российское сокращение, укоренившееся даже в служебных документах, расшифровывали не как «интендантская», а как «ИНТЕРЕСНАЯ» (!) служба. И форма у этой самой  «интересной» службы предусматривалась также иная, нежели у остальных офицеров. А именно: знаками различия у этой самой «инт. службы» служили: малиновые петлицы с белой общевойсковой эмблемой и малиновый же просвет на погонах. И это обстоятельство очень раздражало командование частей, в которых они, выпустившись из училища, начинали свою службу.
 
       Поэтому, пользуясь тем, что я не был выпускником военного финансового училища, а прибыл в часть непосредственно с «гражданки», мой первый командир буквально заставил меня надеть эмблемы связиста и петлицы чёрного цвета, которые носили все офицеры батальона. Это было некой нарочитой демонстрацией пренебрежения и командного состава, и обычных офицеров к той самой «интересной» службе. И это было очередным, непонятным для меня – «пиджака», проявлением скрытой армейской вражды между офицерами. Кем и для чего она насаждалась, мне осталось непонятным…


       Но я отвлёкся. Возвращаюсь к истории образования финансовых органов  в армии.

       Действовавшие на Московской Руси с XVI века многочисленные «приказы» как форма государственного управления не могли решить вопросов централизованного снабжения армии, что было исправлено уже при Петре I с их заменой на «коллегии» и «комиссариаты».

       В 1700 году, на базе Иноземного и Рейтарского приказов создаётся Военный приказ, во главе которого Пётр I ставит одного из своих сподвижников князя Я.Ф.Долгорукова и назначает его генерал-кригс-комиссаром, то есть лицом, ответственным за снабжение армии, в том числе денежным довольствием личного состава.
 
       Проведённая Петром I  военная реформа  коснулась всех сторон жизни армии: от новых принципов её комплектования, организации и снабжения до реорганизации органов военного управления. Учреждённая в 1718 году на базе Военного приказа Военная коллегия, первым президентом которой стал Александр Данилович Меншиков, объединила в себе все «воинские дела». А принятый двумя годами ранее «Устав воинский» ещё в мирное время закладывал органы, ответственные за боевую деятельность и её снабжение всеми видами довольствия. На время войны во главе армии вводился пост Главнокомандующего, а при нём – Военный совет и полевой Штаб.

       Эти основные документы оказались настолько исчерпывающими и глубоко продуманными, что послужили основой для руководства на протяжении всего периода существования русской армии практически без изменений.

 
       Очень важными были принятые решения об установлении твёрдых должностных окладов на основе введения в 1722 году Табели о рангах, определившей систему воинских званий, привязав их размеры к двум другим видам государственной службы: статской и придворной (14 классов служебной лестницы – от фельдмаршала и генерал-адмирала до фельдфебеля). При этом в основу была положена не родовитость, а личные способности военного человека.

       Но самым, пожалуй, главным в военной реформе Петра I было его стремление навести порядок с учётом расходования денежных средств в армии и на флоте, прекратить казнокрадство в вопросах финансирования и оснащения войск. Так, в принятом в 1716 году «Уставе воинском» чётко и исчерпывающе звучат такие формулировки:

       - «…Пропитание как людям, так и скоту – наиглавнейшая дела суть»;

       - «…Тот из офицеров, кто при выдаче жалования, корму и провианту возьмёт на излишнее число солдат, лишится чину своего, будет сослан на галеру или, как вор, живота лишён будет»;

       - «…Кто Его Величества или государственные деньги, в руках имея, из оных несколько утаит, и в расход меньше записано и сочтено будет, нежели что он получит, - подлежит лишению живота или повешению…, (этой же каре будут подвергнуты те)… кои, ведая про то, а не известят»;

       - «(Виновные в фальшивых расходах согласно Уставу)… на теле наказаны или чести и имения, пожитков и живота лишены…».


       (Увы! За триста лет воинской службы мы многое растеряли из заветов Петра I. А недавние примеры с Сердюковым и Васильевой - яркое тому подтверждение!).


       В многочисленных документах и обращениях к армии Пётр требовал от офицеров высоко держать честь своего воинского звания и быть примером для подчиненных.

       Всего сто лет потребовалось русскому офицерству, чтобы своей кровью и своим мужеством  вписать в воинские скрижали «Кодекс чести русского офицера», составленный в 1804 году, и до сего времени являющий пример  Чести и Достоинства человека в погонах. Тот Кодекс, главным заветом которого служат такие простые и такие чеканные слова:

       « Душа – Богу, сердце – женщине, долг – Отечеству, честь – никому!».


                *     *     *     *     *

       Несомненно, любому государству накладно содержать армию, отвлекая финансовые ресурсы от решения других, казалось бы, не менее важных, государственных задач. Это порой вызывает естественные вспышки «пацифизма», попыток посеять недовольство в народе якобы излишними военными затратами, неоправданно завышенной численностью войск, не соответствующей миролюбивой политике государства и т.п. «миротворческие» потуги «доброхотов» всех мастей.

       Этим «болеют» все страны на исторических переломах: при смене политических режимов, курса правительства, руководства страны. Но стоит сгуститься очередным грозным военным тучам на границах страны и… куда всё улетучивается?

       Россия здесь ничем не отличается от других стран. Достаточно вспомнить события и столетней,  и двадцатипятилетней, и семилетней давности, и те потуги властей, которые назывались по-разному: «ни войны, ни мира, а армию – по домам» (1918), «реформа армии» (1992), «новый облик» (2008) и т.д.
 
       Но при этом извечные экономические проблемы государства вынуждали руководство страны постоянно озабочиваться расчётами оптимальных потребностей на содержание армии и флота, введения нормирования этих расходов (как в стоимостной, так и в натуральной форме), определения предельных цен, размеров денежного довольствия  и т.д. Так, каждый российский император при вступлении на трон создавал специальные комиссии, в задачу которых входило изучение этих вопросов с обязательными предложениями по более экономному расходованию средств.

       Известны и прямые указания императоров, касающиеся экономии государственных средств. К примеру, Александр I в 1801 г., давая разрешение на приобретение холста на 1 копейку дороже установленной цены, писал: «Я на оное соглашаюсь, надеясь, однако же, что прежде, нежели употребите сию цену для покупки холста, всемерно стараться будете достать холст для сбережения казенного интереса не свыше положенной штатной цены».

       В преддверии войны с Наполеоном Российская империя была на грани финансового краха. Военный министр М. Б. Барклай-де-Толли добивается принятия «Учреждения для управления большой действующей армией», давшего возможность строго регламентировать издержки на армию. В начале 1812 года царь приказал выдать 4 тысячи золотом и 40 тысяч ассигнациями непосредственно корпусным командирам генералам Витгенштейну, Лаврову и Эссену.
 
       За боевые заслуги вместо ордена или чина офицер  мог получить добавочное жалование. Нижним чинам раздавались деньги по рублю на солдата, унтер-офицерам и по пяти рублей. Эти выплаты инициировались самим царем для поднятия боевого духа армии.

       Бюджет полка регулярно пополнялся  средствами, вырученными за трофеи, от экономии провианта и фуража, от ведения хозяйственной деятельности. Нижние чины могли получать право в свободное время заниматься ремёслами. Отдельно для приварка нижним чинам существовали кассы взаимопомощи солдат и унтеров - артельные суммы из них не мог  расходовать по своему усмотрению ни один офицер.


       Попробую лишь пунктирно обозначить те основные преобразования в вопросах финансового обеспечения Российской армии и флота, которыми были озабочены российские императоры: от Петра I до Николая II:

       - создание в войсках выборной системы финансовых органов, а на уровне Военного министерства – финансово-счётных органов и органов государственного контроля за военными финансами;

       - создание комиссии по пенсионному обеспечению и комитета по оказанию помощи раненым и семьям погибших; введение эмеритальных касс для выплаты пенсий уволенным и членам семей погибших военнослужащих, как прообраз современной модели пенсионного фонда;

       -создание военных округов и наделение их правами распорядителей кредитов; привлечение губернских контрольных палат к надзору за военными расходами;

       - переиздание Положения о полевом управлении войск в военное время; введение полевых казначейств и полевого финансового контроля; наделение командующих фронтами широкими правами в расходовании  финансовых и материальных средств в военное время.


       Во все времена ратный подвиг российского воина опирался не только на его боевой дух, осознание ответственности за судьбу Отечества, но и в должной мере стимулировался. Наряду с курсом на постепенную централизацию финансового обеспечения армии и флота, совершенствовалась и система поощрения воинского труда – начиная с Полтавской битвы, Отечественной войны 1812 года и последующих войн, вплоть до наших дней - за его качество и квалификацию, участие в боевых действиях и походах, нахождение в гвардейских, ударных и штурмовых подразделениях, обеспечение сохранности имущества и техники, за уничтоженную технику врага, захват пленных.

       В годы Великой Отечественной войны были введены премиальные выплаты личному составу: за подбитые танки, за восстановление подбитой боевой техники на поле боя, вознаграждения за сбитые в воздухе и уничтоженные на аэродромах самолеты врага. До настоящего времени продолжается выплата денежного вознаграждения за классную квалификацию, которая родилась тоже в годы войны.

       Да и сами размеры будущей пенсии военного зависят от выслуги лет, льготное исчисление отдельных периодов которой тоже напрямую связано с особыми условиями и тяготами самой службы: участием в боевых действиях, нахождением в автономном плавании, при налёте часов в воздухе и т.п. Недаром наш Президент особо позаботился о наших военных лётчиках, участвующих в операции в Сирии, предложив Правительству приравнять эту категорию к участникам боевых действий, что даёт им право на льготные условия выплат денежного довольствия и расчёта выслуги лет на пенсию.


                *      *      *      *      *

       Да, за свой трёхсотлетний ратный путь военная финансовая служба совершенствовалась, как и сама  армия – от подконтрольности органам материально-технического снабжения до самостоятельного органа, подчинённого непосредственно командиру (в отдельной воинской части) либо министру обороны (в ранге его заместителя).

       В исторической ретроспективе развития военно-финансовой службы России четко просматривается постепенный курс на централизацию управления финансовым обеспечением армии и флота. На начальном этапе становления русской армии оно возлагалось на земства. Земские комиссары занимались сбором установленных для содержания армии налогов и податей. Им в помощь направлялись выборные полковые офицеры. Введённой Петром I подушной податью, которая просуществовала в России почти два столетия, с одного лица мужского пола ставка платежа составляла 80 копеек в год, в результате чего содержание одного солдата пехотного полка в 28 руб. обеспечивали 35 податных душ, а кавалериста – уже 50 душ (40 руб.).

       Однако вскоре налоги стали направляться в центр, и в войска деньги направлялись уже из центра по требованиям в порядке финансирования, а оно само длительное время поступало в войска сразу на 4 месяца, или, как еще говорили, "по третям".

       Поначалу вопросы финансирования носили децентрализованный характер, а каждая армейская служба выполняла финансирование своих подразделений и своих нужд. Однако дальнейший боевой опыт войск показал всю несостоятельность этой системы, и она была переведена на финансирование через единый финансовый орган путем создания специального военного фонда, с предоставлением широких прав соответствующим командирам и начальникам по перераспределению сумм, исходя из специфики создавшихся боевых условий.

       В условиях же мирного времени централизация финансового обеспечения армии и флота была осуществлена только в советское время, в сложные 30-е предвоенные годы, когда требовалось предельная концентрация финансовых и материальных ресурсов на решение наиболее важных для обеспечения обороноспособности страны задач, и, в первую очередь, на оснащение армии и флота современным вооружением и боевой техникой. Контроль за решением этих задач возлагался на созданную финансовую службу Красной Армии.


       Датой самого рождения финансовой службы Вооружённых Сил молодой Республики Советов принято считать 22 октября 1918 г., когда приказом № 135 по Реввоенсовету Республики было объявлено Положение о Финансовом отделе при РВСР. Именно в Гражданскую войну  была построена система финансового обеспечения действующей армии, которая и стала прообразом и положила начало созданию Финансово-экономической службы Вооружённых Сил Российской Федерации. Однако само Центральное военно-финансовое управление было создано десятью годами позднее, а финансовое части при полках и финансовые отделы в военных округах стали функционировать с 1933 года.

       Формы и методы деятельности Финансовой службы армии и флота, сложившиеся накануне Великой Отечественной войны, прошли тяжелую и кровавую проверку на полях сражений, а все выпавшие на её долю ошибки и просчёты, как и накопленный военными финансистами всех уровней – от отдельной части до центрального аппарата – боевой опыт работы, увы, часто купленный ценой  потерь и жертв, был детально проанализирован и позволил внести кардинальные изменения в деятельность этих органов уже в мирное время.

       (На фото: памятник военным финансистам, открытый в Ярославле 5 мая 2015 г.).

Продолжение:http://www.proza.ru/2016/01/03/1752


Рецензии