Война в искусстве

               
-1-
                Формула красоты.

«Настоящее насыщено прошлым и чревато будущим» (Лейбниц).
Эпоха потребления порождает соответствующую культуру. При этом можно чётко проследить закономерность: чем сильнее ориентированность на продажу, чем значимей выгода, тем более обесцениваются плоды такой культуры. Истиной провозглашается то, что удобно и полезно, а человек низводится до органического комплекса. Культура становится фарсом, игрой. Но то, что «вам «игра», нам - единственный серьёз. Серьёзнее и умирать не будем». (Цветаева). Размышляющий человек способен выйти из навязанной игры. И задуматься: «В силу чего возможно искусство?»
Ответ кажется простым - искусство отражает действительность. Но ведь действительность не есть нечто готовое, как и наше сознание. Бытие постоянно устремлено на то, чего ещё нет. Мировоззрение художника никогда не может исчерпываться лишь тем, что есть. Перед искусством обязательно должна стоять высокая цель, оно должно быть наполнено универсальным смыслом, отражающим законы мироздания.
Существуют общие ритмы, которые проявляются во всех без исключения областях искусства и науки. Эйнштейн писал, что высшая задача физика состоит в установлении интуитивных основ, раскрывающих порядок в хаосе мира. Стравинский говорил, что феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во всё существующее.
«Порядок и связь вещей таковы, как и порядок и связь идей» (Спиноза).
Законы природы выражают единство общего при многообразии проявлений. Единый гармоничный ритм охватывает всю живую и неживую природу. И человек не является исключением. Формула красоты творения постижима. Ещё древними была открыта золотая пропорция (Sectio autea).(1)  В 1202 году  Фибоначчи открыл закономерность среди рациональных чисел. (2) Ряд Фибоначчи стремится к пределу, выражающему золотую пропорцию. Не в этом ли алгоритм формулы красоты? Конечно, «не числа управляют миром, но они показывают, как управляется мир» (Гёте). Закон Фибоначчи прослеживается буквально во всём: и в расположении планет, и в толщине слоёв почвы, и в ритме солнечной активности, и в законах деления клеток. Не случайно количество чешуек у рыбы, костей в скелете, листьев на дереве.
Соблюдение этих законов в искусстве и позволяет творить шедевры, неподвластные времени. Использование пропорций человеческого тела (локти, сажени) позволило русским зодчим создать Покровский храм, Собор Василия Блаженного - чудеса архитектуры, которые, не смотря на разнообразие деталей, отличаются гармоничной композицией.
Если архитектура - пространственное выражение ритма, то музыка, основанная на чередовании звуков разной высоты и продолжительности - это временное отражение того же ритма. Наукой доказано, что существует явление резонанса, который, как общий дирижёр, настраивает всё на единый гармоничный ритм.
Во всём царит гармонии закон,
И в мире всё суть ритм, аккорд и тон. (Дж. Драйдон).
Но, если человек подчинён общему ритму, сотворён из тех же стихий, что и всё, то чем он отличается от комара и мыши?
Cogito ergo sun. ( Декарт. Я мыслю - следовательно, я существую).
Человек единственный из всего живого способен посредством искусства превращать реальность духовную, идеальную в материальную, осязаемую. В человеке изначально заложены идеи красоты, добродетели и премудрости, которые он способен выразить, чтобы облагородить мир. Но насильное не может быть благом, поэтому любому человеку дано право выбора. Причём даже, если признать все побуждения (включая самые низменные) законными, убрать критерии деления добра и зла, то выбор остаётся. Всё равно какой-то из мотивов должен перевесить остальные. Следовательно, тот, кто отказывается от творческого служения гармонии и красоте, выбирает путь распада и небытия. Речь не о полярности, не о разных сторонах одной медали - деструктивное, разрушающее начало не равноценно созидающему, потому что в отличии от последнего не может существовать самостоятельно. Проявление разрушающей стихии не может быть самодостаточным, оно в искажении, в опошлении, в высмеивании уже созданного. Разрушающее имеет силу, только благодаря способности паразитировать на подлинном. Поэтому в конечном итоге распад обречён. Победа созидающего начала предопределена законами мироздания. Имеет ли тогда значение, какой выбор делает каждый конкретный человек в этом непримиримом противодействии? К сожалению,  многие забывают о своём высоком предназначении, «вживаются в навязанную роль, что даже умирают с заученными словами на устах, лишь в редкие минуты, ощущая неправду этой роли». (Франк).
Распад заглушает данные человеку навыки бессмертия. Искусство- это не пассивное отражение реальности. Ведь далеко не всегда то, что есть должно быть на самом деле. Искусство- это борьба, жертвенная и бескорыстная, это поиск гармонии и вечности, скрываемых распадом. Выбор каждого человека исключительно важен не только для его спасения, но и для воплощения его идеи в единстве людского многообразия. Даже самый незаметный выбор может оказаться решающим для всех. И определить путь в будущее или …в ненастоящее.

1- Золотая пропорция отвечает такому делению целого на части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части. Это неизмеримая величина, она отвечает простому математическому выражению (1+ /5):2 и равна 1, 618….
2- Ряд Фибоначчи- это закономерность: 1  2  3  5  8  13  21 ….., где каждый следующий член ряда равен сумме двух предыдущих.
               
                -2-
                Тайна вырождения.

Искусство слова на порядок отличается от других видов искусства. Оно имеет практически неограниченные пространственные и временные возможности. Слово возникает непосредственно из идеи, из чистой возможности (a priori), из сущности, находящейся вне реальности.
Свет преображается в энергию, энергия – в ритм, ритм обретает звуковую или письменную форму. «Слово- это метод в вещи, это мыслимая предметность». ( А. Лосев).
Поэтому война, охватившая искусство, в литературе имеет особую значимость и силу. Не случайно во времена всех революций, во все кризисные моменты человеческой истории те, кто стремится смутить умы и утвердить распад, провозглашают свободу слова. Они никогда не говорят правды о том, что подлинная свобода обязательно сочетается с разумом и ответственностью. Свобода преподносится, как неограниченное своеволие, возвышение себя над всем.
В такие дни таков закон:
Со мной, товарищ, рядом
Родную мать встречай штыком,
Глуши её прикладом.  («Песня» М. Светлов)
Создаваемая реальность в «такие окаянные дни» подразумевает воистину чудовищный отказ от заповедей. Людей отрывают не только от их личной сути, но и от природы вообще.
«Человек  может быть только либо ниже животного, либо выше его» (Биадар).
Третьего не дано. Любой человек несёт в себе первообраз истины. Но выбор между свободой - жить, как вздумается, и любовью к Богу (не абсолюту,  а Живому Творцу)- этот выбор каждый должен сделать сам. Ради этого, по сути, мы и появляемся на свет. Трудно найти писателя, который бы никогда не писал об этом выборе.
Веленью Божьему, о муза, будь послушна. (А. Пушкин)

Я не верю Божьей
Многомудрой лжи-
Никогда мне больше
Не придется жить. (А. Столяров)
Мережковский полагал, что «главная сила дьявола- умение казаться не тем, что он есть… а есть он вечная пошлость, вечная плоскость, начатое и неоконченное, которое выдаёт себя за безначальное и бесконечное».
Борис Рутман вспоминает о вечере на даче академика Берга (1982 год), когда идейная война в искусстве вылилась в настоящую драку между писателями. На вечер пришли Ерофеев, Пригов и Сорокин (группа «ЁПС»). В. Ерофеев пообещал, что они будут «выпаривать души путём языковых манипуляций»! Вл. Сорокин прочитал рассказ «Санькина любовь», где деревенский парень возвращается домой, выкапывает из могилы недавно похороненную невесту и совокупляется с ней. Возмущению слушателей не было предела…
Но прошло время, всех потихоньку отучают возмущаться. «Дети Розенталя» того же Сорокина проникли на сцену Большого театра в Москве.
Мракобесие.- Смерч.- Содом.
Берегите Гнездо и Дом. (М. Цветаева).
Теоретики распада утверждают, что круговороту превращений чужды вопросы и сомнения. «Мысль человеческая - рассуждает С. Переслегин,- ограниченна во времени и пространстве. Вопрос: «Зачем Господу понадобилось творить нас?»- ответа не имеет.  Его никто и никогда не услышит». Поэтому всё равно, как жить, за кем следовать. Раз в итоге всё: хаос, одиночество, бессмыслица, распад- то, здесь всё позволено. Нужно успеть насладиться пока есть время. Идеология распада потакает низменным инстинктам, чтобы внушить людям, будто это единственно возможная реальность.
Наступает бессонное
Омрачение мозга. (А. Столяров).
Люди превращаются в мутантов, народ становится поголовьем, скотоподобных существ.
Нету лиц у них и нет имён,-
Песен нету! (М. Цветаева).
Служители распада изощрённо:
Разводят опиум чернил,
Слюною бешеной собаки. (А. Пушкин)
Но при всей их изобретательности они не могут, и не смогут никогда навязать природе своё беззаконие. Человек непобедим только в истине, которая выражена общим вселенским ритмом. Отвергая истину, человек отчаивается сам в себе, осознавая свою незащищённость и одиночество.  Подобное творчество крайне противоречиво. Гордое восклицание Сологуба:
Я воскресенья не хочу,
И мне совсем не надо рая,-
Не опечалюсь, умирая,
И никуда я не взлечу.
Опровергается им же самим, строками, которые бы сделали честь суровому ортодоксу:
Посягнуть на правду Божью-
То же, что распять Христа.
Заградить земною ложью
Непорочные уста.
Двойственность, потеря духовной ориентации тем сильнее мучает, чем активней сопротивление единому гармоничному ритму.
Язык- это организм, в котором слова неуловимы, многосмысленны, каждый раз приобретают новые оттенки содержания. Завоевать и использовать языковой материал возможно только, имея идею, стремясь к идеалу. Реализовать себя в искусстве можно только, испытывая радость от сопричастности к высшему, входя в состояние открытости, близкой к самопожертвованию. Эгоцентризм, жажда приобретения бесплодны, потому что лишены творческой энергии. Чтобы оправдать себя искусство распада, использует привлекательные термины: современность, новое направление, прогресс. Оно без устали твердит, что настали «такие дни», когда нужно безропотно вставать в единой строй с выродками рода человеческого. Так вступает в действие «тайна вырождения», когда низшее отказывается от высшего.

                -3-
      Выбор как неизбежность.

Современному человеку брошен вызов. Новое искусство требует пересмотра мировоззрения, отречения от вековых традиций. Подобное перерождение очень мучительно. Оно сопряжено с утратой смысла жизни, душевным кризисом, психическими травмами. Во имя чего подобные жертвы?
Шпенглер в «Закате Европы» приводит черты, указывающие на гибель культуры:
- оскудение религиозного чувства,
- утрата органического чувства бытия,
- россыпи бесплодных переживаний,
- обезличенье человека,
- смерть нации в космополитизме.
Шпенглер - антихристиански настроенный скептик, но честный аналитик указал, что сущность России - «обетование грядущей культуры», потому что наша страна сохранила «неизвращённые души». Сохранит ли Россия эти души в наше время? Честертон заметил: « На наших глазах создаётся особая раса кротких людей, слишком кротких, чтобы требовать своего наследства». Нужно ли быть терпимым ко злу?
Г. Вишневская с горечью рассказывает, что Бадри Мансурадзе осмелились предложить петь Верди, сидя на унитазе?!? Такое условие ему поставили в театре Барселоны. Певец не проявил терпимости к новым веяниям и искренне возмутился. Но представление состоялось, потому что всегда найдётся кто-то, кого можно купить. «Это хулиганство,- заявила Вишневская,- Хватит экспериментов! Давайте жить!» Когда хулиганство становится повсеместным, то в этом разнородном мелькании шоу, триллеров, безголосых певцов, пошлых книг - в этом мельтешении творимого не на века, а на продажу можно обнаружить закономерность.
Энтоний Ла Вей (верховный жрец церкви Сатаны в С - Франциско) гордо заявляет: «Мы проповедуем то, что стало американским образом жизни. Просто не все имеют мужество называть вещи своими именами». Ла Вей охотно приводит в качестве аргументов основные правила сатанистов:
- пренебрежение Царством Небесным во имя своё,
- достижение успеха любой ценой,
- презрение к слабым,
- оправдание всех наслаждений,
- стремление к обогащению…
«Наше учение основано на знании человеческой натуры,- уверяет главный сатанист,- новый порядок- это наш порядок, не замечают этого только глупцы»!
21 век. Научно-технический расцвет. Казалось бы, какой может быть сатанизм. Возможно ли, чтобы в современном цивилизованном мире, как в средние века, стали охотиться на ведьм? Это только дикие племена в Нигерии восстали против игрушек в виде мутантов, против нечисти, рычащей с экранов, против изображений злых духов. «Мы не позволим околдовывать наших детей»,- заявили негры. А мы? Утратив религиозные ценности, современное искусство не открывает ничего нового, а откатывается во времена язычества. Но, если далёкие от цивилизации племена сохраняют ориентацию между добром и злом, то завуалированное неоязычество смывает все грани. Равновесие нарушается. Гармония миропорядка, которая строится на утверждении «благостного» и осуждении «злого» подменяется технологией распада. Вместо красоты утверждается произвол, осуждение которого негласно запрещается. В этой провозглашённой «свободе» подлинное искусство сталкивается с деспотизмом, призванным оправдать и утвердить любую мерзость. Противостоять распаду становится всё труднее. На сцене Александрийского театра (С - Петербург) режиссёр В. Фокин поставил «Ревизора», где Хлестаков превращён в бандита и на глазах у зрителей насилует дочь и жену городничего. Можно назвать глумление над классиком- новым взглядом, творческим поиском, только это не изменит его развращающей сути. Зрителей лишают чувства собственного достоинства. Малодушие прячется под маской смирения, а предательство предлагают называть терпимостью.
Искусство распада не так бессмысленно, как может показаться. Оно призвано взрастить поколения сытых рабов, выращенных на бройлерах, синтетическом корме и «одесских» куплетах. «Тайна вырождения» вступает в действие, когда человек «уничтожает иерархию внутри себя» (Э. Юлиус). Внутренний духовный мир утрачивает порядок, лишается смысла. Как следствие этого начинается уничтожение порядка во внешнем мире. «Трагические события последнего времени всё чаще заставляют задуматься о достоверности древних традиций, согласно которым мир не развивается, но напротив «вырождается». После «золотого века» наступает «железный век». Бунт против прежних традиций ведёт не к улучшению, а к ухудшению, часто необратимому. Человек имеет «ужасную власть» использовать свою свободу не только для созидания, но и для разрушения. Ища виноватых в бедах, люди редко осознают, что реальность создаётся ими самими. Выход есть даже в самом трудном положении. «Мудрость жизни заключается в том, что новые поколения приходят в мир чистыми». (Г. Свиридов). Мир постоянно обновляется. Законы мироздания невозможно разрушить даже самой наглой и бесстыдной ложью. Они являются залогом конечного торжества гармонии и красоты. От людей требуется совсем немного, чтобы сформировать желаемую реальность. Совсем немного - человеку нужно сделать выбор и оставаться верным.





Рецензии
Спасибо Вам Лада!!! За проникновенную прозу, удачи Вам в Ваших начинаниях, буду рад видеть Вас на своей страничке. Александр Псковский.

Александр Псковский   07.01.2018 23:34     Заявить о нарушении