Святые мощи Свято - Духова монастыря

                Свято - Духов монастырь

                Часть I 

Сегодня 19 апреля 2009 года. Сегодня праздник! Праздник, который чтим всем православным миром. Святая Пасха. Мы с женой идём в церковь – Свято - Духов монастырь. Торжественная обстановка. Идёт служба. Прихожане с куличами, крашенными куриными яйцами, чёрным хлебом, жменькой соли, «пасхой» подходят к многоярусной подставке. Скоро подойдёт батюшка и освятит принесённое…
После освящения мы с Валентиной, женой, и отходим  в глубь храма, чтобы поставить свечки перед иконами, помолиться, попросить прощения и помощи в здоровье.
Пока я стоял у иконы святителя Николая Чудотворца, Валентина пошла к красивой позолоченной раке с мощами святым великомученикам Антонию, Иоанну и Евстафию. Поклонившись, поцеловав стеклянное ограждение, Валентина подошла к иконе Казанской Божьей матери, которую подарил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, ныне покойный.
Я помню прекрасно, как в 1997 году, в июне месяце был объявлен конкурс детского рисунка по всем русскоязычным школам Литвы с темой «Духовный мир глазами детей». Это был конкурс, посвящённый приезду в Литву Патриарха Алексия II. Мы с Валентиной работали в школе. Она преподавателем истории и изобразительного искусства, а я учителем трудового обучения. 
Итак, конкурс начался. По иронии судьбы, нам с Валентиной пришлось быть организаторами и реализаторами этого конкурса: отбирать присылаемые работы, оформлять их. Близился приезд Патриарха Алексия II…
Но я отошел немного и забежал не вперёд, как обычно забегают, а вернулся на несколько лет назад. Я обязательно вернусь к этому времени, а пока мы в монастыре – вотчине всех Преосвященств, митрополитов Виленских и Литовских. В этом храме покоятся не только святые мощи, но и все предыдущие митрополиты земли Литовской.
Монастырь, где мы находились, был возведён в 1597 году в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.
Свято – Духов монастырь был основан женой Князя Литовского Александраса, дочерью Ивана III, великого князя Московского. А построили храм сёстры – благочестивые мирянки Феодора и Анна Волович на свои средства и на своей земле. Они занимали в сословной иерархии довольно  высокое положение, так  как Феодора была замужем за Брестским воеводой, а Анна – за Смоленским. Сёстры игнорировали Указ, запрещающий строительство новых православных храмов. Сначала была построена деревянная церковь. В 1633 г. построили каменную церковь. Но она сгорела. Это было одним из испытаний, которые сопровождались цепью неблагоприятных внешних обстоятельств. После пожара 1749 года церковь была реставрирована архитектором Ионасом Глаубицем, который спроектировал и новый иконостас. Монастырь со дня основания был и находится под покровительством Высших сил. Он являлся и является оплотом Православия в Литве, выполняя благородную миссию духовного воспитания.
В церкви покоятся мощи Виленских Великомучеников Иоанна, Антония и Евстафия. Существует легенда гласит,что Иоанн, Антоний и Евстафий приняли мученическую смерть за православную веру, отказавшись  принять Униатскую. Они были повешенына дубе,но в разное время. Дуб высох, на его месте вырос другой, который стоит до сих пор. А Великомученики в 1549 году были канонизированы  как святые Православной веры. В 1814 году во время реставрационных работ  в подалтарном склепе были обнаружены мощи трёх Великомучеников, замурованные с 1661 года. Мощи сохранились - это было величайшим чудом! Их перенесли вначале в специально оборудованное помещение - в пещерную церковь храма, а после реставрации 1997 года, то есть к посещению Патриарха Алексия II, мощи в великолепной раке  перенесли наверх, из пещерной церкви на солей собора, ближе к алтарю.
В Свято- Духовом монастыре служил монахом Мелентий Смотрицкий, известный автор «Грамматики»(XVII в.), по которой училось и наше поколение  детей до 70-х годов.
В 1833 году Святой Синод переводит собор в первый класс и выделяет средства на реставрацию здания, с условием и оговоркой. «…чтобы Свято – Духова церковь не была похожа на римские костёлы»… Под руководством архитектора Порто за год, в 1837 году, церковь была перестроена и  в том же виде сохранилась по сей день.

 

                Часть 2
Находясь во время командировок в том или ином городе, крупном или небольшом, я всегда посещал краеведческие или этнографические музеи, святые места – храмы, костёлы. Было бы стыдно не узнать о городе или городке, в котором  волей случая пришлось быть,его прошлое.Возвратясь из командировки, я рассказывал друзьям, знакомым о том, что видел, узнал… Приходя в субботу, в воскресение или  в праздники в Свято – Духов монастырь, я захожу в библиотеку, в которой можно найти очень интересные старинные рукописи. Ищу интересующие меня моменты  жизни русских, православных, живших с XIII до  середины XX веков в Литве, в Вильнюсе (Вильне). Кстати, слово «Вильня» с польского переводится как «Вольный». В моих поисках помогал мой коллега по перу  единомышленник, соавтор  изыскания легенд Литвы Куткинас Алексей (ныне покойный) – литовец, который, в силу обстоятельств, принял русский язык, мысль, традиции. Он, как и я, был членом Союза сельских писателей Литвы, а так же  членом Международной Ассоциации писателей и публицистов. Нас  интересовала  история края: емго, литовца, с малых лет вывезенного в Красноярский край, а меня с малых лет (5) привезённого из Белоруссии. Мы познавали историю своего края, и это оказалось совсем не скучно, а интересно!
 
                Часть 3
 Итак, Свято – Духов монастырь…
Год 1347. Литва. Вильно расстраивается, расширяя свои территориальные границы. Слободы простолюдин  уже появились за стенами укреплений. Быстро застраивается район, названный Паупио (Предречье) и Ужупиё (Заречье). Это были деревянные лачуги крестьян, работников, простолюдин, которые приезжали на заработки. В старом городе жили ремесленики, артельщики, которые занимали целые улицы. В те времена Литва была языческой.
Два брата,Кумец и Нежило, были состоятельными людьми и служили при дворе Великого Князя Литовского – Альгирдаса (известного в  истории  как Великий князь Ольгерд). Сам Великий Князь был женат на Витебской Княжне  Марии Ярославне. Альгирдасу, для того чтобы заключить брачный союз, надо было принять  Православную Веру, так  как он был язычником. Что он тайно и сделал. Правда, Альгирдас скрыл, что принял христианство.
Кумец и Нежило тоже были язычниками. Но однажды они услышали проповедь православного священника, уверовали в него и приняли христианскую веру. Кумец получил имя Иоанн, а Нежило  Антоний.  Крещение было негласным, и братья должны были таиться. Они  изменили свой внешний вид: отпустили бороды, стали соблюдать посты. Но долго так продолжаться не могло. Языческие жрецы, убедившись в переходе братьев в другую веру, стали требовать у Альгирдаса наказания отступников… Князь стал уговаривать братьев отступиться от веры, но Иоанн и Антоний не поддавались на уговоры. Их бросили в темницу, где применялись пытки, чтобы сломить волю. Целый год пыток не сломили братьев. Ни посулы  чуть ли не райской жизни, ни задабривание положения, ни угрозы и пытки не сломили Антония, а вот, Иоанн, сдался. Он попросил Князя Альгирдаса о пощаде, в, обещал выполнить просьбу Великого Князя. Альгирдас выпустил на свободу обоих братьев, приблизил их к себе. Старший брат Иоанн строго выполнял своё обещание, а Антоний открыто объявлял себя христианином и исповедовал Христа. Он не боялся опять попасть в темницу,не страшился  истязаний, которые, как он понимал, будут ещё изощрённее. Отношения между братьями были не просто напряжёнными , они вообще не общались.
Язычники презирали старшего брата за двуличие, непостоянство… Мучимый угрызениями совести перед братом и верой, которую он добровольно принял, Иоанн пришёл к своему священнику Нестору, повинился перед ним и спросил: «Что, отец, надо сделать, чтобы вернуть любовь брата и христиан?» На что пресвитер Нестор ответил: «Покайся перед всеми, объяви о то, что ты верен христианству и Христу»…
На одном из пиршеств в пятницу,постном дне для христиан, Иоанн отказался от пищи насыщенной, вин и объявил, что он христианин и вере своей не изменял. Его схватили и заключили в темницу, к брату, и сразу применили пытки.
    К темнице, где содержали и пытали братьев, стекался народ. Молва быстро разнесла весть о христианах, которых пытают  за веру, а они стойко выдерживают пытки и издевательства… Народ хотел увидеть братьев, послушать проповеди  о Христе. Жрецы, узнав, какое влияние оказывают заключённые в темницу братья, решили расправиться с ними. После долгих пыток они повесили Антония на дубе. Это было 14 апреля 1347 года.( Кстати сказать, я имею к этому дню сопричастие, так, как родился 14 апреля, но 1944 года). Иоанна казнили, повесив на том же дубе  через 10 дней.
Легенда гласит, что при Великом Князе Литовском служил молодой воин Круглец, родственник, двоюродный брат казненных. Священник Нестор тайно окрестил его под именем Евстафий. Это было третьим обращением в христианскую веру. Великий Князь Альгирдас пришёл в необыкновенную ярость, узнав об этом. Ефстафий открыто заявил, что как христьянин, во время Рождественского поста мясо употреблять не намерен. Ефстафий принял на себя изощрённые пытки. Люди опять приходили к темнице. Они видели публичные истязания мученика, которого голого били железными прутьями, в лютый мороз обливали холодной водой. Ему отрезали уши и нос. Публичные казни в те годы были нормальным явлением. Но Евстафий твёрдо держался на своём: «Я христианин и веры своей не поменяю!» - твердил он каждый раз, когда физические силы покидали его. Видя, какие муки принимает третий брат за христианскую веру люди стали понимать силу христианства, и многие принимали крещение… Евстафия подвели к тому же дубу и накинули верёвку на шею. «Бог один, и надо поклоняться ему, а не идолам»,- успел крикнуть Ефстафий. Палач выбил скамью из- под ног… Это произошло 13 декабря 1347 года. Язычники, преследуя христиан, стали невольно распространителями новой веры. Последователи христиан приходили к месту казни первомучеников. Их с каждым днём  становилось больше и больше. Великий Князь Альгирдас должен был отдать это место казни христианам, которые рядом с дубом построили деревянный храм  во имя святой Троицы. Туда перенесли обёрнутые в саван  тела великомучеников, которые до этого были погребены в подвале Николаевской, ныне не сохранившейся  церкви. Тела положили в единый гроб, изготовленный из того самого дуба, на котором казнили  Иоанна, Антония и Евстафия. На этом же месте вырос другой дуб, набирая  силу и восхищая христиан, что вера жива и крепнет с каждым днём, как этот дуб. К гробу тел страдальцев  приходили помолиться за веру, приходили больные, калеки и…исцелялись. О чудодейственном свойстве мощей, которые не тлели, а к тому же лечили, стал распространяться слух, который вышел за пределы Вильни. Отовсюду шли сюда на поклон и исцеление новоявленные христиане. Они убедились в чудодейственной силе, исходившей от мощей и в том,что их Бог причислил к лику святых.Останки великомучеников были привезены в Константинополь, который являлся канонически  центром христианства, а церковь Литвы подчинялась Константинопольскому центру и его Патриарху. В 1374 году на поместном соборе Иоанн, Антоний и Евстафий были причислены к лику святых и канонизированы по местному почитанию.
В 1549 году «Собор» подтвердил канонизацию Виленских мучеников. Судьба мощей святых Иоанна, Антония и Ефстафия  также сложна, как и их живых, как и их родного края… Все христианские церкви были взяты под контроль униатами. Тот, кто не помнит историю из  обычной школьной программы, хочу напомнить, что в 1596 году была принята Брестская Уния, которая обязывала все храмы передать в подчинение Рима и всем принять униатскую веру. К слову сказать, предшественник Свято – Духова монастыря  Свято- Троицкий монастырь стал Униатским и отошёл к Базилианскому ордену. Святые мощи были вынесены и спрятаны в тайном месте. В 1655 году, когда литовскую столицу  во время войны России с Польшей  взял царь Алексей Михайлович, воевода Шаховский организовал активные поиски Святых мощей Виленских Великомучеников. После обнаружения их перенесли в построенный Свято – Духов монастырь (1597 – 1614). К сожалению, через 6 лет русские войска ушли из Литвы, а судьба святых мощей оказалась под угрозой. Тогда  архимандрит Иосиф Тухальский, наместник Свято – Духова монастыря, спрятал мощи в пещере под главным алтарём, который сразу же замуровали и замаскировали. Время подтвердило правильность  доброго деяния архимандрита. Предосторожности и опасения были не напрасны. Лишь спустя более полутора веков, открылось новое обретение Святых мощей.. Но это уже другая легенда в истории со святыми мощами.
 


                Часть 4

Мы все прекрасно помним популярную песню в исполнении Аллы Пугачёвой «Всё могут короли». Всё, да не всё… В те далёкие годы монаршие семьи создавались не по любви. Правда, были  и исключения из правил… Эта, почти фантастическая история, произошла во время правления Александра- 1. Год 1814. Дочь русского царя Павла 1 Александра состояла в замужестве за эрцгерцогом Венгерским Иосифом. Духовником у Александры Павловны был иеромонах Герман. Будучи в Константинополе, он получил доступ к Патриаршим архивам, где обнаружил донесение архимандрита Иосифа Тухальского о том, где он спрятал святые мощи. По возвращенинии через несколько лет из Венгрии в Петербург, отец Герман посетил Вильно  и рассказал архимандриту И. Котовичу, тогдашнему наместнику Свято – Духова монастыря, где находятся мощи святых Виленских мучеников. И, действительно, в указанном месте были обнаружены святые мощи Иоана, Антония и Евстафия. Без святейшего позволения духовных властей И. Котович не мог выставить святые мощи на всеобщее обозрение и поклонение. Лишь избранные могли быть допущены к гробу с мощами. Среди них была и госпожа Гутовская, чей муж был парализован. Горячая молитва и её просьба об исцелении мужа была услышана, и вскоре её муж полностью выздоровел. Это чудо произвело сильное впечатление. Было составлено донесение в Священный Синод православной церкви и по особому указанию царя Николая -1, была назначена комиссия для подтверждения подлинности мощей. Приехавшая комиссия подтвердила их подлинность, и решением Синода в 1826 году святые мощи были выставлены для поклонения в подземной пещерке, где были найдены. В 1850 году пещерку оборудовали для более удобного прохода к месту поклонения. Когда все работы были произведены, над входом в усыпальницу поместили образ святых Иоана, Антония и Евстафия. Это было 14 апреля, в день казни св. Иоана. Через год, в тот же день, при перекладывании св. мощей обнаружили, что они не тленны! К святым мощам прикладывался император Николай II, когда ехал на фронт (25 сентября 1914 года).Через месяц к ним прикладывались царственные сёстры  милосердия: Александра Фёдоровна , Государыня Императрица,  и дочери Ольга и Татьяна. Годом раньше (1913 год.) Вильно посетила Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна на освящение церкви святых Константина и Михаила. Архиепископ Агафангел (Преображенский) благословил иконой великомучеников Иоана, Антония и Ефстафия Великую Княгиню Елизавету Фёдоровну. Интересно, но это остаётся фактом, что все царствующие особы, которые прикладывались к мощам или были благословлены, впоследствии, в 1918 году взошли к мученическому венцу и были канонизированы Русской Православной Церковью как святые, потерпевшие от богоборцев. В 1915 году, летом, немцы готовились к захвату Вильно.
 
 Срочно понадобилось эвакуировать святые мощи  во избежание надругательства над ними. По распоряжению владыки Тихона*, впоследствии Предстоятеля Русской Православной церкви, Патриарха Московского и всея Руси, на который он вступил в 1917 году после избрания на этот высокий пост Великим Синодом, мощи были доставлены в Донской монастырь в Москве.
---------------
* До 1917-го года будущий Святейший Патриарх Тихон (в миру – Василий Иванович Белавин; родился в 1865-м году) прожил уже большую жизнь. Он окончил Псковскую семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную академию, преподавал догматическое богословие в Псковской семинарии, затем принял постриг с именем Тихон в 1891-м году. Он был ректором Казанской, а затем Холмской духовной семинарии; затем был возведен в сан епископа Люблинского. Особенно интересна деятельность Святителя Тихона в Северной Америке – с 1898-го по 1907-й год он был епископом Алеутским и Аляскинским (с 1900-го года – Алеутским и Североамериканским).

                Часть 5
     Злоключения мощей великомучеников в Москве не закончились.3 июля 1920 года, в период, когда взрывали церкви, проводилась грандиозная программа «атеизации населения и вредности культа веры в Бога». 3 июля открылся «Процесс Виленских угодников». Весь процесс был направлен на обвинение церкви в «шарлатанстве, фальсификации и эксплуатации темноты».
Но  существует интересная легенда, не только переходящая из уст в уста, но и официально зафиксированная в документе…
«У нянечки Московской Голицинской больницы скончался муж. На руках осталось пятеро детей. Евдокия Волкова, так звали нянечку, не раз просила утешения, находясь у раки святых великомучеников. Однажды она была свидетельницей чуда исцеления её хорошей знакомой. Это чудо так повлияло на Евдокию, что она сделала всё, чтобы частица мощей оказалась на её родине – Смоленщине. Евдокия встретилась с Патриархом Тихоном. По благословению Патриарха из Смоленска в Москву привезли икону святых великомучеников, которая находилась во Владимиро-Екатерининском женском монастыре. В икону вложили частицы мощей святых  великомучеников, после чего икона вернулась в монастырь. Вот здесь и начинается удивительное…Вот запись игуменьи Смоленского монастыря, направленная Патриарху:
«…По прибытии иконы в монастырь, к образу святых  Виленских великомучеников принесли 15-летнего больного мальчика. Отец сам принёс его на руках и приложил к лику святую икону. Отец сразу почувствовал движение ног сына. Мальчик тоже почувствовал тепло и движение ног и встал. Теперь этот мальчик ходит без помощи других».
Ещё в 1915 году, когда мощи  Виленских святых мучеников провожали в Москву, юродивый, находившийся  среди провожавших на вокзале,  воскликнул:» Не плачьте, люди добрые! По воздуху вернутся наши мученики»! Это предсказание в точности сбылось! 26 июля 1946 года на Вильнюсский аэродром «Парубанок», прибыл самолёт со святыми мощами. Нигде: ни по радио, ни в печати- не сообщалось о возвращении святых мощей, но встречать их собралась многотысячная толпа народа.
Раку со свтыми мощами установили в главном храме Свято – Духова монастыря за правым клиросом. 20 января 1949 года раку перенесли в обустроенную для неё пещерную церковь, то есть туда, где они были найдены.
В настоящее время новая рака из дуба находится в главном храме на солее собора, рядом с Царскими воротами  и главным иконостасом.
Никас. 15.07.09.


Рецензии