Да здравствует Глуповатость - в поэзии и в жизни!

Как ты думаешь, вельможный читатель, где легче, а стало быть, быстрее, передвигаться: в воздухе или в бриллианте? Опустим (из цензурных соображений) самый распространенный ответ. Кто-то, наверное, отшутится: «Кому – как!» Но я – не о баснях, а о невероятном факте: в алмазе звук распространяется В ШЕСТЬ РАЗ БЫСТРЕЕ, чем в атмосфере! А вот интересно: такая «повышенная совместимость» с алмазом как-нибудь связана со слуховым восприятием? а может, с послушанием? Быть может, особая структура углерода – это не «просто красиво», а стимулирует звук, и – каким-то образом – слух, и даже замедляет время…

Впрочем, для того, чтобы не вторгаться – прежде нужного – в страну безногих домыслов, начнем, что называется, с вешалки!

«Нам внятно всё: и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений…» Так писал наше «почти Всё» (великий скифский поэт) и был прав: подобная гибкость/открытость проявляется во «всём нашем» – в нашем языке, в нашей политике, в музыке нашей… А сама она – эта гибкость/открытость – обязана своим появлением если не сакральной, то сакраментальной «глуповатости», необходимым атрибутом которой еще Пушкин признавал самое поэзию!
Дистанция между «глуповатостью» и «глупостью» (скажем, в смысле греко-латинского термина Эразма Роттердамского Moria / Stultitia) – не меньше, чем между «строганиной» и «бефстроганов», между Электрой (в хитоне или в кавычках) и «электричеством». Из самых новых можно вспомнить "ислам" vs. "исламизм"...
Да мало ли "несущих суффиксов"! - но только в нашем случае, не оттенки, но оценка: глупость - плохо, глуповатость - хорошо.

Почему я упомянул гибкость и открытость? Потому, что ВНЯТНО? а не «ясно», «приемлемо» или «адекватно», или что-нибудь в том же духе - уж Блок нашёл бы, при желании, нужное слово!.

Однако... что же такое ГЛУПОВАТОСТЬ?
Глуповата, к примеру, походка «пьяного мастера», в которой движется уже сам путь – Дао – по обстоятельствам ландшафта или противника. Говоря в западных выражениях, именно Глуповатость дает вещи - die Sache - проявиться «в своем бытии в своем понятии» (по прекрасному выражению Георга Гегеля), не навязывая им наших априорных заморочек, преждевременных и/ли мёртвых представлений и воззрений. Да сам тот факт, что в алмазе "вольготнее", чем в воздухе, представляется мне как бы глуповатовастью звука: он не знает, что это "невозможно", но успешно справляется.

Понятно, что поэзия БЕЗ глуповатости рискует превратиться в не/плохо зарифмованные мандаты/плакаты/трактаты!.. или вообще, исчезнуть. А сама жизнь?

И тут надо вернуться ко внятным нам смыслам. Прежде всего, отметим три момента.

Во-первых, – ну, тут Поэт просто не стал перечислять всех этих смыслов. Ведь внятны нам и многие другие. К примеру, японская «моно-но аварэ» (переводят как "очарование = грусть вещей"), или, скажем, португальское «саудадэ» (не переводят вовсе), или китайское увей (ср. "русские медленно запрягают"). А такая «вещь» как пустота (во всех ее аранжировках) нам вполне доступна, НО НЕ ВНЯТНА. Говоря грубо, но, в целом, справедливо, никакого позитива за ней не значится у нас: перефразируя Максима-и-Фёдора, «когда я думаю, что пиво – пустота, мне не хочется его пить!». То же касается концепта "майя": её/его не хочется ни пить, ни есть, ни любить...
 
Во-вторых, «острый галльский смысл» и «сумрачный германский гений» это ЕЩЕ НЕ ВСЁ. 
Вот – маленький пример. Триста лет тому назад, настоящие островитяне явились к, так сказать, «другим» островитянам и потребовали «особых торговых кондиций». Но если первые считали такие требования вполне законными (ведь на них стояло резюме самой Королевы!), то последние – «дикие» – островитяне сочли британский пафос обычным хамством. В итоге, будущие соратники вождя (Миклухо-Маклая) так и не смогли проглотить эти требования (проглотив, впрочем, самого посланника – и в этом одном лишь состоит наше отличие от папуасов). Так что, в общем, нам НЕ внятен британский смысл, который выражен тезой "Каждый – сам [по] себе остров!" (кто не остров – тот москаль, хе-хе).
Нам внятен, скорее, папуасский смысл: "Свобода - это сказка!"..
Смею надеяться, что это - отнюдь не "Эхомосковские базары"...

НЕ внятна нам и гремучая смесь инквизиции и экзальтации (у испанцев).
Не совсем нам внятна и столь же гремучее «эстетствующее иезуитство» Гордыно Брауно – познание вместо покаяния, а лучше – "покаяние" через самолюбование.

Наконец, в-третьих – что самое печальное – на сегодняшний день, «острый галльский смысл» выродился во всепоглощающий атеизм sive поцмодернизм, а по сути, воинствующее безразличие (Шарли-Марли). А «сумрачный германский гений» сначала вырядился – а затем, и выродился – в слишком уж сумрачную «цифроманию», со всеми вытекающими – до сих пор – отсюда последствиями...

Эту цифроманию незаслуженно называют «нумерологией». Но когда во главу угла ставятся цифры, пустые и мёртвые цифры, тогда происходит то, о чем говорит Апостол Павел: закон убивает! Понабравшись информации о премудростях, заложенных в соотношения частей не/живой материи, людишки преисполнились гордыней, и считают, что всякие золотые сечения, золотые геномы, и тому подобное ЗОЛОТО само может создать существо, полностью подчиненное человеку, а не Творцу. А в этом равны и отец каббалистики рабби Акива, и главный пражский раввин Йехуда Бен Бецалель (тот, который ожививил голема), и люди из Deutsches Ahnenerbe, и mister Himmler сотоварищи, и ведущие специалисты в области генной инженерии...
Возможно, от такого утверждения в гробу содрогнутся они все...
  Но поделом!

...Однако вот, что интересно! от этой свистопляски цифр и законов, от самолюбования, косящего под самопознание, от иезуитской ригидности ко всему непривычному, свободному и самобытному, от големов sive денег, и от всей прочей материи-превыше-духа - от всего это нас может спасти именно ГЛУПОВАТОСТЬ! Именно она возвращает нам СЛУХ, а вместе с ним, и поэзию! поэзию – в самом широком смысле – возвращает Госпожу Глуповатость в мир, умерщвлённый нашими концептами, амбициями, и главными парадигмами: Борьба за выживание и Мера за меру.
Именно царственная глуповатость создаёт мир не то чтобы даже лучший, а просто, мир живой и настоящий. Он/а делает нас открытыми жизни и свободными для любви!


Рецензии
И "НАШЕ ВСЁ" был прав, и Ваш заключительный вывод заставляет соглашаться с "царственной глуповатостью". А как же без неё? Уже и так до того фрейдоумные-переумные,что порой хочется на всю свою сурьёзную самопознанию плюнуть, а закатиться куда-то в глушь деревенскую, где обо всех наших премудростях слыхом не слыхивали, и под гармонь и самогон орать срамные частушки, чувствуя, как душа оттаивает и ты наконец-то искренно радуешься обретённой дурости своей, если не сказать больше. Всего доброго!

Владимир Марфин   05.07.2016 21:23     Заявить о нарушении
Шутка! Зачет. :)

Локсий Ганглери   06.07.2016 16:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.