Пока еще есть время

На фоне лика полной луны возник силуэт птицы. Это была сова. Ее крылья уверенно прорезали тьму ночного неба, окутанного матовым одеялом облаков. Желтые глаза, открытые, яркие и насмешливые, смотрели далеко-далеко вниз. Зимний воздух кружил голову, мороз забирался под серые перья. 
Сова приземлилась на лесной опушке. Птичьи лапы погрузились в снег. Сова склонила голову, закрыла янтарные глаза, и сердце ее глухо пропустило удар. В следующую секунду в снежных объятиях сугроба оказалась девушка.
Там, где еще недавно приземлилась птица, сидел человек, настоящий, теплый, живой. Большие  желтые глаза совы  широко распахнулись.  …Девушка встала. Бледное красивое лицо обрамляли черные волнистые волосы, струящиеся по плечам. В них тут и там торчали легкие совиные перья. Ее грудь беспокойно вздымалась. Черные прямые брови хмурились. Она была облачена в длинное платье цвета мокрого песка, расшитое камнями и деревянными бусинами, поверх которого была надета накидка из плотной ткани, сплошь покрытая серыми перьями разной длины. На шее покоились десятки бус и амулетов. Она сжимала амулет «ловец снов» – самое ценное, что у нее сейчас есть.  Девушка посмотрела вверх. «Звезды, подскажите мне путь!» - взмолилась она и сделала шаг вперед. Ее путь – туда, в лес, в непроглядную гущу из страхов и опасностей.
Она шла и шла, смотря на одну единственную звезду. «Только бы не потерять тебя из виду, путеводительница».  Ветки хватали ее цепкими пальцами, рвали одежду, пытались добраться до бледной беззащитной кожи. Она шла вперед, чутко прислушиваясь к шорохам и скрипу снега под ногами. Ее чуткие глаза ловили каждое движение вокруг. Она шла, ни на секунду не останавливаясь.  Ее благородная цель придавала ей сил и терпения.  Но воздух вокруг нее все еще звенел от напряжения.
Надо было спешить. Сова искала камень, поросший сизый мхом. И лишь одна звезда указывала прямо на него. Деревьев становилось все больше, темнота сгущалась, кроны черными ветками почти загородили все небо. Наконец, она увидела его – большой серый валун, покрытый пушистым и мягким сизым мхом. Она подбежала к нему и склонилась в приветственном жесте, полном уважения и страха. Прямо за камнем находилась нора. Девушка подошла к ней, сжала сумку еще крепче и… направилась внутрь.
Лаз был темный и душный. Голова кружилась. Земля забивалась под ногти, сыпалась в глаза, норовила попасть в рот. Она, привыкшая к небесным просторам, к свободе ночного неба, ползла в тесной земляной «клетке».
Через какое-то время лаз начал расширяться, ползти стало легче. Впереди показался неверный свет. Она ускорилась. Стараясь изо всех сил, она приблизилась к выходу из норы, высунулась по пояс и долго еще лежала так, вдыхая свежий холодный воздух.
Когда силы вернулись к ней, девушка окончательно высвободилась из норы и остановилась.
«Все, как дедушка рассказывал…» - подумалось ей. И тут же ком подступил к горлу. Да, надо спешить, иначе она совсем не успеет ничего сделать.
Сова стояла посреди огромной пещеры. В потолке зияла дыра. Лунный свет падал на зеркальную гладь никогда не замерзающего озера. У воды стояла ива. Огромная, с тысячью тончайших веточек, свесившихся к воде. Каждый лист на ней был словно из хрусталя – прозрачный, преломляющий свет, манящий своей чистотой: «И правда, слезы каждого из нас, умершего и живого». Травы вокруг почти не было – только мох, в котором тонула стопа. Сотни светлячков кружили вокруг. Подлетали к незваной гостье, садились на плечи, жужжали у лица.
 Девушка подошла ближе к дереву и, став на колени, в очередной раз склонила голову.
«Услышь меня, Бледноликая. Я, хранительница твоих обычаев и обрядов, взываю к тебе. Молю тебя о помощи!». Стены пещеры задрожали. Озерная гладь пошла рябью. Луч лунного света начал скользить в сторону девушки. Когда волосы ее были освещены холодным светом, путница почувствовала на себя взгляд пристальных глаз.
-Кто ты? И что делаешь ты в обители Двух Святынь? – Гулкий, холодный голос разлетелся по всей пещере.
-Имя мне Адо. Я - внучка Нира, шамана Совьего народа. Я пришла к тебе, Бледноликая, просить тебя о помощи.
-Покажи…  - Говорил голос, заливался прямо в разум, затмевал все на свете своей звучностью.
-Вот, - сказала девушка и, все еще не поднимая головы, протянула «ловец снов»  перед собой. Сплетенный из ивовых ветвей, увенчаный черными перьями, «ловец» засиял в луче лунного света. Его сердцевина – серебряная паутина с холодными голубыми камнями и прозрачными сияющими бусинами – отражала свет во все стороны.
-Хорошо. – Ответил голос. – Я верю тебе. Что тебе нужно, дитя своего народа?
- Разбуди Хранительницу Слез. Мне нужна ее помощь.
-Я не могу разбудить свою подругу просто так. Скажи мне, дитя, зачем я должна это сделать?
- Твой верный служитель, шаман нашего племени, смертельно болен. Исцелить его может лишь слеза, пророненная твоей подругой, нашей второй госпожой.
-Что же, я хорошо знаю старика Нира. Я помогу тебе.
Девушка затаила дыхание. Луч света плавно перетек прямиком на дерево. Девушка подняла голову и увидела – огромная прозрачная рука гладит крону дерева, словно ребенка по макушке. Ветки задрожали. Рука исчезла. Каждый лепесток на дереве зазвенел. Невыносимый шум заполонил подземелье. Адо схватилась за голову, прикрывая свои чутки уши. Звон прекратился.
-Ты звала меня. Сестрица Луна говорит, тебе нужна моя помощь, девочка… - Этот голос был совсем другим: тихий, шелестящий, он закрадывался прямо в душу, осторожно заполоняя собой все, что была в сердце Совы. И девушка вновь представилась и вновь поведала, что привело ее сюда.
-Время мое на исходе. Если к утру я не успею, то наш шаман…
-Умрет…
-Да, умрет. – Подтвердила девушка недрогнувшим голосом.
-Но ты пришла просить не за шамана, – сказала Ива и покачала ветвистой головой.
-А за кого же, госпожа, как не за него?
-За своего дедушку. Или я не права?
-Права, госпожа,– ответила Адо. И сердце ее заполнилось тоской и горем.
-Я беру плату с каждого, кто приходит ко мне. Пусть такого уже и не было двести лет.
-Я заплачу тебе! – Твердо сказала Адо. – Хочешь, бери мою жизнь! – Шелковистый шелестящий смех разлетелся по воздуху, отразился от стен пещеры и вернулся к владельцу.
-Мне не нужна твоя жизнь, дитя. Я – Хранительница Слез. Открой мне свое сердце. И если жизнь твоя затронет меня, и слеза скатится по моей щеке, ты сможешь забрать ее и излечить старика. Коли нет – ты уйдешь отсюда, но уже никогда не обратится тебе совой.
Девушка вздрогнула. Нет участи для совиного племени хуже, чем на веки вечные остаться человеком. Человеческие сердца бывают слепы и полны ненависти. Стать человеком, значит – принять все зло, что живет у тебя внутри. И не известно еще, сможешь ли ты его побороть.
-Ты можешь уйти. Если хочешь,– мягко проговорила Ива.
-Нет, я останусь. – Твердо сказала Адо. – Вот мое сердце, смотри!
Девушка откинула голову назад, закрыла глаза и замерла.
Озеро озарилось светом, по его глади побежали все воспоминания, хранящиеся внутри девушки, словно кадры кинофильма по экрану. С рождения до сего дня. Родители, друзья, пожар, голод, страх, теплые дедушкины руки, сказки, предания, знания из уст в уста, доброта, ошибки, сожаления, счастье - все это отражалось на водной глади. Каждое предательство, каждый усвоенный урок, каждое доброе дело, каждое злое слово. Все, прошлое, настоящее и даже будущее, отразилось в озерной глади. Ива смотрела внимательно, не позволяя себе моргнуть.
Озеро потухло. Девушка пришла в себя и посмотрела вперед. У воды сидела женщина. Полупрозрачная, тонкая, легкая, на грани воображения и реальности.
-Я уже и забыла, какими трудными бывают человеческие жизни… - сказала она, и плечи ее дрогнули. Адо хотела было возразить, что она не человек вовсе, а гордая дочь племени Сов, но не стала перечить своей госпоже.
– Подойди.
Адо подошла к туманному, невесомому силуэту. Глаза девушки, стоявшей напротив, не выражали ничего. Не было ни радужки, ни зрачка, ни самого взгляда - только зеркальная голубая гладь. По щеке ее медленно катилась слеза. Ива поймала ее пальцем, и капля обратилась камнем.
 – Возьми. И уходи скорее. Я надеюсь, что не увижу тебя здесь снова. Иначе – предсказание мое будет верно. Уходи же скорее, пока еще есть время.

***
…Разрезая ночной простор, рассекая серую вату облаков, молодая сова летела по небу. За ее спиной виднелся опечаленный  лик  Луны. Холодный ветер подбрасывал первые снежинки, кружил их в танце и прогонял прочь. Сова летела домой. Там ее уже ждут. Небо было по-прежнему черным. Облака по-прежнему вязкими и бесплотными. Луна по-прежнему не обращала внимания на все, что происходило вокруг. Сова была по-прежнему сильной и свободной. Но что-то в груди ее изменилось. И шелест голубой ивы отныне звучал в ее голове каждый день: «Пока еще есть время». Да, нужно успеть жить, пока еще есть время…


Рецензии