Икона Божьей Матери Остробрамской

            Икона Благословенной Девы Марии Милосердной

  Подъезжая к столичному железнодорожному вокзалу, вокзалу поезд медленно проходит небольшой железнодорожный мост. Небольшой участок не заслоняется кронами деревьем, и можно увидеть из правого окна первую достопримечательность Вильнюса -  Аушрос Вартай*. Ещё их называют "Острые Ворота" или "Острая Брама". В средние века, а конкретно в 1522 году, и получили они название  Стражи Рассвета или Ворота Зари. Это не просто ворота. Они давали вход в город - государство. Выходом из города был торговый тракт, который шёл через Медининский замок. Он располагался недалеко от Литовско - Белорусской границы. Из-за этого соседства ворота долгое время назывались Медининкайскими. В память об этом названии недалеко от ворот в настоящее время находится небольшой  уютный ресторанчик с названием Медининкайский. 
 Проходя через ворота, мужчины снимают головные уборы и через несколько метров поворачиваются к входу, чтобы увидеть Каплицу, осенить себя крестом, прочесть несколько слов молитвы и продолжить свой путь. Многие направляются к двери, которая находится с правой стороны, и идут в каплицу, поднимаясь по высокой крутой лестнице в капеллу. Центральное место на левой стене занимает сверкающая золотом, величественная и торжественная  икона Благословенной Девы Марии Милосердной. 
Вокруг неё видно какое - то свечение… На стенах закреплены драпированные красным бархатом стенды, увешанные не десятками, а сотнями серебряных кулонов в форме  сердец, рук, ног... В одно из своих посещений я поинтересовался у прихожанки, что это за кулоны. Она ответила просто:
   - Матерь Божья никого не оставляет без помощи. Исцелившийся  человек в знак благодарности приносит кулон в виде больного места и прикрепляет на щите.Божья Матерь творит чудеса и помогает не только верующим католикам, но и православным, и неверующим. Надо только попросить и сделать пожертвование на свечу. 
Капелла Благословенной Девы Марии, как и её икона, после посещения её Иоаном Павлом II, Папой Римским, получила статус  места   паломничества мирового уровня.
----------------
* Аушрос Вартай  (Ausros Vartai) Лит.яз. - Ворота Зари
 
  Но вернёмся к иконе " Матери Божьей Остробрамской". У этой знаменитой иконы есть  очень похожая, икона - оригинал, привезённая Великим князем Литовским Ольгердом (Аьгирдасом) из своего похода в Херсонес Таврический (Крым) в качестве трофея и подарка своей жене. Будучи православным, он подарил эту икону своей жене, тверской княжне Иулиании Александровне, которая в свою очередь подарила её монастырю Святой Троицы в ознаменование завершения строительства деревянной церкви. В народе бытует легенда - поверие, что икона Божией Матери однажды явилась на воротах Острой Брамы в Вильнюсе. Это чудо зафиксировали 14 апреля 1433 года. Вот уже более 570 лет Православная церковь в Литве отмечает это чудесное событие. Эта икона - оригинал находится  в Свято- Духовом монастыре  в соборе Святой Троицы.
Кроме этой иконы "Остробрамской"  Херсонес - Таврической, находящейся в Вильнюсе, в Киеве есть ещё одна похожая, тоже чудотворная икона Божей Матери, но "Корсуньская". 
   Существует ещё одна легенда,связанная с иконой «Матерь Божья Остробрамская»,напоминающая историю любви  Ромео и Джульеты. Речь идёт о любви Великой княгини литовской Барборы Радвилайте (Радзивил) к польскому королю Жигимантасу Аугустасу.
А дело происходило так...
   У младшего сына Микалоюса (Николая) Радзивила Старого,  виленского каштеляна, Великого гетмана литовского, киевского воеводы  Юргиса Радзивилы в декабре 1520(1522) года родилась дочь, которую назвали Бася. Она выросла красавицей, получила прекрасное образование. В 15(17) лет её выдали замуж за Тракайского воеводу Станислава Гоштаута. Через пять лет после женитьбы воевода внезапно умер, оставив молодую жену вдовой. Детей у них не было. По законам тех времён, судьбу вдовы, а также всего огромного имущества, оставшегося от умершего Станислава Гоштаута,  должен был решать Великий князь, коим был в то время  Жигимант(Жигимантас) Аугуст –Великий князь польский. Увидев Барбору, Жигимантас влюбися в неё с первого взгляда. Начался бурный роман. Совместные прогулки, поездки по окресностям, на охоту, балы сблизили влюблённых, и они стали встречаться регулярно.

                Барбора Радзивил (Радвилайте)

Не мудрено было Великому князю Жигиманту влюбиться в самую красивую женщину как в Литве, так и в Польше. Грациозность, величественность и плавность в движении, превосходный вкус, ласковый взгляд, обаяние, плавная речь- всем этим владела смуглая блондинка со светло карими глазами  Барбора из Великокняжеской династии Радзивилов (Родвиласов). Умение пользоваться косметикой, с большим вкусом одеваться сводило мужчин с ума…  Она любила красный цвет, жемчуг, на который ввела моду, и носила береты, которые ей очень были к лицу
Дворец Гоштаутасов находился недалеко от дворца - замка Великого князя Литовского. Это давало возможность каждую ночь влюблённым быть вместе. Слухи об этих встречах узнали не только в Литве, но и долетели до Кракова, где находился тяжело больной король Польши Жигимантас Старый. Там же жила и молодая жена королевича Польши, болевшая эпилепсией. Она, не дождавшись мужа, умерла. Получив это известие, Жегимантас Августас стал открыто проявлять свои чувства к Барборе. Её братья, Радзивил Чёрный и Радзивил Белый, встретившись с Аугустасом,  поставили условие: жениться на их сестре или прекратить все встречи, так  как эти  отношеия ложатся тёмным пятном на род Радзивилов. К тому же  мать Жигимантаса люто ненавидела род Радзивилов.
Однажды, когда королевич, нарушив своё обещание, направился через тайный подземный ход и появился в спальне у своей возлюбленной,  братья Барборы перехватили королевича и стали требовать объяснений. На всякий случай братья "прихватили" с собой ксёнза (католического священника). Во время выяснения отношений между Жегимантасом и братьями Радзивилом Чёрным и Радзивилом Рыжим  были обнажены мечи.  Королевич воскликнул:
  - Не принесёт ли мой приход к вашей сестре многократное увеличение вашей славы, уважения и имущества?
Братья вложили мечи в ножны и позвали ксёнза, сказав при этом:
  - Дай-то, Бог! 
Молодых тут же тайно обвенчал ксёнз.
Шантаж, принуждение не практиковались в те времена, особено, если это было связано с Великими князьями. Во все времена у такого ранга князей, воевод, царей были фавориты, и подобные связи поощрялись, а не отвергались. Но легенды имеют право на существование, как и совпадение или несовпадение фактов из истории.  Всё было бы хорошо или даже прекрасно, но... 
События между тем стали развиваться довольно - таки стремительно.
После безвременной смерти молодой жены Жегимантаса и кончины его отца, короля Польши  Жигимантаса старого в 1548 году, Барбора была представлена двору в качестве законной жены молодого короля. Вот тут - то и разразилась буря! Радзивилы и молодой король были готовы ко всему, но мать - вдова, сейм, духовенство, шляхта, объединившись вместе, стали требовать немедленного отречения от жены - литвинки. Ни скандалы в сейме, ни требования, ни отъезд матери - вдовы короля в Италию не могли разрушить любовь молодых супругов. В Италию направился и брат Барборы на аудиенцию к Папе римскому. В те времена существовали строгие сословные правила, которые никто не мог нарушить, тем более короли, женившись по любви... Королям подбирали жён из других королевских семей и родов. Было неважно, красивая будет невеста или нет, больна или здорова. Всё  зависело от политической ситуации в Европе. Поэтому отношения Барборы  Радвилайте и Жигимантаса Аугустстаса были особыми не только для Литвы, Польши, но и всей Европы XVI века.
В 1550 году сейм признал с благославения Папы римского Барбору Радвилайте королевой, и в Краковском соборе прошла её коронация. Это был жизненный триумф не только для Барборы, но и для рода Радзивилов. Через год после коронации её признала и мать  короля Жигимантаса. Очарование Барборы было не только в красоте, интеллекте, элегантности, характере, манерах. Она была ярким представителем эпохи Ренессанса. С неё писали портреты. Молодая королева была известна не только в Литве и  Польше, но и во всей Европе.  Если посмотреть с другой стороны, то любовные отношения Барборы и Жегимантаса были взаимными.
К сожалению, Барбора недолго была на троне. Через год после коронации она смертельно заболела. По всей видимости, она была отравлена.
  В возрасте 29 (31)лет Барбора умерла на руках  мужа. Радвиласы хотели, чтобы их сестру похоронили в Вавельском соборе, но Жегимантас сказал:
       - Не пристало её, мёртвую, оставлять там, где эти люди были неблагодарны к ней живой.
  Жигимантас исполнил волю любимой жены - похоронить в Литве. Кортеж с гробом проходил точно по тому же маршруту, что вёл её в Польшу на коронацию. Она была похоронена в Архикафедральном соборе в Вильнюсе. К сожалению, спустя 380 лет, в 1931 году во время сильного наводнения вода проникла в подземную усыпальницу королей и размыла саркофаги. Останки, найденные после наводнения, были перезахоронены в  мавзолее часовни св. Казимира. Здесь они покоятся и поныне.
      Но вернёмся к иконе «Матерь Божья Остробрамская». 
 Молва утверждает, что лик Девы Остробрамской очень напоминает портрет Барборы Радвилайте. Пусть об этом спорят или подтверждают специалисты, но народные легенды живы и будут жить долго. И, действительно, если сравнить две иконы, то можно заметить, что у Виленской Остробрамской  иконы глаза опущены, и лицо  выглядит печальным. Икона вставлена в золотой оклад. Православная икона Божией Матери Остробрамской  без оклада, глаза открыты, на серпе луны надпись на старославянской кириллице. У концов луны в кружках надписи кирилицей "МР" и "ФетаУ".
А Жегимантас после смерти жены до конца дней своих ходил в трауре. Детей не было. Так  на Жегимантасе Аугустасе  прервался род Ягелонов. 

Никас 5.11.2015


Рецензии