Прямая речь... Ларошфуко

В этом сборнике (который я составляю, если начистоту, больше для себя самого, чтобы периодически перечитывать) - абсолютно созвучные моему восприятию - мысли, фрагменты рассказов и стихов любимых авторов и людей.

Буду рад, если Вы возьмете что - то и для себя...


***

Ларошфуко иногда называют - пусть умным и изысканным - но, дитя своего (XVIII) века.

Между тем, отсутствие должных - и глубины, и понимания, и культуры в беседах нынешнего века, чаще похожих на разговоры глухого со слепым, а проще говоря - треп - не означает того, что "кодекс истин" Ларошфуко "устарел".

Думаю, это проблема не мыслителя, а нашего грубого века...


***

Приятные собеседники потому так редко встречаются, что люди думают не о тех словах, которым внимают, а о тех, которые  жаждут  произнести. 

Человек, желающий, чтобы его выслушали, должен в свою  очередь  выслушать  говорящих, дать им время  высказаться,  проявляя  терпение,  даже  если  они  попусту разглагольствуют.

Вместо  того,  чтобы,  как  это  нередко  бывает,  тут  же оспаривать и прерывать их, необходимо, напротив, проникнуться точкой  зрения и вкусом собеседника, показать, что мы оценили их, завести разговор о том, что ему дорого, похвалить в его суждениях все, достойное похвалы, и не с видом снисхождения, а с полной искренностью.
    
Надо уклоняться от споров о предметах несущественных, не злоупотреблять вопросами, большей частью бесполезными, никогда не показывать, что себя мы считаем умнее прочих, и охотно предоставлять другим окончательное решение.
    
Говорить следует просто, понятно и в той мере серьезно, в какой допускают это познания и расположение духа слушателей, не понуждая их к одобрению и даже не отвечая на него.
    
Отдав, таким образом, должное учтивости, мы можем высказать и наше мнение, но без предубежденности и упрямства, подчеркивая, что ищем у других подтверждения своим взглядам.
    
Будем как можно реже поминать себя и ставить в пример.
Постараемся досконально понять, каковы пристрастия и способность к разумению у наших собеседников, и затем станем на сторону того, у кого этого разумения больше, присовокупив к его мыслям наши собственные, но столь скромно, чтобы он поверил, будто мы заимствовали их у него.
    
Благоразумно поступает тот, кто не исчерпывает сам предмета беседы и дает возможность другим что-то еще придумать и сказать.
    
Ни в коем случае не следует говорить тоном наставительным и употреблять слова и выражения,  чрезмерно высокие для предмета беседы.   
Можно придерживаться своего мнения, если оно разумно, но, и оставаясь при нем, не будем задевать чужие чувства или возмущаться чужими речами.
    
Мы станем на опасный путь, если все время будем пытаться  управлять течением беседы или слишком часто говорить об одном и том же. 
Нам надлежит подхватывать любой разговор, приятный нашим собеседникам, не сворачивая его на предмет, о котором мы жаждем высказаться.
    
Будем твердо помнить, что, каких бы достоинств ни был исполнен человек, отнюдь  не  всякая  беседа, даже отменно умная и достойная, может его одушевить; с каждым надо разговаривать о близких ему предметах и лишь тогда, когда это уместно.
    
Но, если сказать слово кстати - большое искусство, то кстати промолчать - искусство еще большее. Красноречивым молчанием можно порою выразить и согласие, и неодобрение; бывает молчание насмешливое, бывает и почтительное.
    
Существуют, наконец, оттенки в выражении лица, в жестах, повадках, которые часто  придают  беседе приятность и утонченность, или делают ее докучной и несносной.
Умеют пользоваться этими оттенками немногие. Даже те самые люди, которые поучают правилам  ведения беседы, иной раз совершают промахи.

На мой взгляд, вернейшее из этих правил - если понадобится, изменять любому из них: лучше уж  говорить небрежно, нежели напыщенно, слушать, помалкивать и никогда не понуждать себя к разговору...


- ФРАНСУА де ЛАРОШФУКО, "Размышления об умении вести беседу", 1731 год.


Рецензии