Ерушалаим- ворота к Б-гу
....И странно полюбил я мглу противоречий.
И жадно я ищу сплетений роковых. Я все мечты люблю, Мне дороги все речи,
И всем богам я посвящаю стих.
В. Брюсов.
******
Подражая В. Брюсову..
Хаос судеб людских, причудливость сплетений
Пусть в зеркале стихов находит отраженье.
Не в этом ли, поэт, твоё предназначенье?
В плену смятенных чувств твой ум и вдохновенье.
Когда поющий стих своим волшебным светом
Прорежет мглу и правдой озарит,
Хвала тому творцу, хвала тому поэту!
И Бог, и Человек в нём воедино слит.
Что мы, советские евреи, могли знать об Израиле , об Иерусалиме в благословенные советские времена? Ровным счётом ничего, или почти ничего.
Книги по истории еврейского народа не издавались. Еврейских школ на территории РСФСР не было.
Это была желанная политика властей: нет своей истории, нет своей культуры, своих школ, языка, автономии ( Биробиджан- пародия на еврейскую автономию), значит, нет нации. Существовали со своими
традициями, территорией вепсы, чукчи, эвенки, да мало ли кто!
А евреи были везде и для всех, только не для себя! Мы были всюду нужны и востребованы, но только в качестве евреев- белоруссов, евреев-русских, евреев- украинцев и пр.
Но при этом за "нехороший" пятый пункт в паспорте нас часто били!
И вот тут-то мы, энтузиасты на всех фронтах , возомнившие, что мы-
-полноправные граждане и можем, следовательно, претендовать на уважение за ум и трудолюбие, спохватывались, что мы-таки евреи, прежде всего, и находимся , мягко говоря, не у себя дома.
Ну, а где же наш дом? Что мы о нём знали?
Многие из нас могли про князя Владимира Красно- Солнышко или Ярослава Мудрого рассказать скорее, чем про царя Ирода, Саула, Давида . Ведь , в массе своей, мы были ещё и атеисты.
Я в синагогу ходила, от силы, пару раз, и то, когда Михаил Александрович там пел. Библия мне в руки не попадалась.
Про Израиль мы знали только из газет: всё время талдычили про “преступления израильской военщины" - читать было противно.
Наше еврейское самосознание всколыхнулось, когда была впечатляющая победа в Шестидневной войне и после горбачёвской перестройки.
Тогда появились еврейские культурные центры, и можно было кое-что почитать об Израиле. Но ещё до того, моим первым знакомством с некоторыми фактами из истории моего народа , "первыми университетами" было:
............."В белом плаще с кровавым подбоем шаркающей кавалерийской походкой ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую коллонаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат....."
Я уже и сосчитать не могу, сколько раз я перечитывала эти завораживающие строки Михаила Булгакова из " Мастера и Маргариты" о древней библейской истории про Понтия Пилата, про казнь Иисуса Христа.
Меня восхищало всё: стиль, зримое воплощение в художественном произведении древней легенды.
Красиво и необычно звучали названия и имена: Иешуа вместо привычного Иисус, Ерушалаим вместо Иерусалим.
Даже обращение бедного арестанта Иешуа к могущественному прокуратору Понтию Пилату на "Ты" звучало необычно. Всё это воспринималось мной, как художественная прихоть гениального писателя.
Я и помыслить не могла, что скоро мне доведётся всю эту древнюю легенду, в которую я , воспитанная в советской России, естественно , не верила, заново ощутить и осмыслить не как легенду, а как исторический факт, и не за чтением книг, а непосредственно , в Иерусалиме.
До первого посещения Иерусалима в 1991 году ( я приехала навестить дочку, которая первой из нашей семьи уехала на ПМЖ в Израиль) мой духовный уровень и мироощущение оставались в соответствии с полученным воспитанием. Я не стала набожной, а прочитанные книги лишь слегка образовали меня, добавили кое-каких сведений.
И вот я впервые в Израиле и знакомлюсь с древней столицей Иудеи Иерусалимом. Можно много рассказывать про первые впечатления, ограничусь некоторыми.
Все здесь было для меня откровением.
Во-первых, я с удивлением узнала, что мой любимый Булгаков ничуть не погрешил против истины. Иерусалим на иврите звучит, как и в древней Иудее времён завоевания её римлянами , времён второго Храма и правления царя Ирода- Ерушалаим. (63 год до нашей эры).
Более того, все города этой страны сохранили свои библейские имена. ( Сравнила с Россией, где шло вечное переименование городов и улиц туда и обратно, вечный снос , иногда, с последующей реставрацией, древних памятников , храмов и пр. в зависимости от политических веяний.)
Проходя с гидом по христианским, так называемым, булгаковским, местам, я вдруг испытала необычное чувство: будто время съёжилось, события 2-х тысячелетней давности стали вчерашними, близкими, зримыми, реальными. Они уже не воспринимались мной , как легенда, как художественный вымысел создателей библии, либо современных авторов, а как исторические события, в которых действовали вполне реальные персонажи.
На каждом шагу я находила этому подтверждение. Вспомним один из эпизодов Булгаковского романа.
Прокуратор ненавидел Ерушалаим. От его пряных запахов у него дико болела голова. Он ненавидел запах розового масла. Ему казалось, что кипарисы и пальмы в саду источают этот ненавистный, жирный розовый дух.
Когда я побывала в окрестностях Ерушалаима в гостях у племянницы, в Эйн-Кереме -красивейшем районе на холмах, откуда открывается живописная панорама, меня поразил жирный, одуряющий запах трав и цветов, усиливающийся к вечеру. От этого пряного аромата действительно кружилась голова.
Но моё главное потрясение было впереди. Я впервые подошла к знаменитой Стене Плача. Казалось бы, что здесь особого?
Высокая кладка светлых камней и ничего более.
Я, по примеру других, постояла лицом к Стене, приложилась рукой к древним камням. Они оказались на ощупь удивительно нежными, тёплыми. Не хотелось отрывать от них ладоней.
И опять странное ощущение, что время сжалось, что не было этих тысячелетий, что совсем недавно к тем же камням прикасались мои предки.
Мне показалось, что эти камни каким-то таинственным образом вобрали в себя всё то, что происходило на этой земле, они насыщены историей, и вот они питают этой памятью, этой невероятной, животворной энергией каждого, кто к ним прикасается.
Меня , атеистку до мозга костей, охватило некое мистическое чувство.
Теперь, при каждом посещении Стены Плача я испытываю это чувство. Стоит ли говорить, что я оставляю, как и многие, записочки в щелях. Признаюсь, что с тех пор значительно поколебался мой атеизм. Нет, я ещё не готова стать совсем верующей, но нахожусь на пути к этому.
Приезд в Израиль и Ерушалаим сделали то, что не в состоянии была сделать ни одна проповедь, ни одна прочитанная мною религиозная книга.
Герцлия Израиль 2003г
Свидетельство о публикации №215121800781