Ерушалаим- ворота к Б-гу

                Ерушалаим- ворота  к  Б-гу.

....И   странно полюбил  я  мглу противоречий.

                И жадно я ищу сплетений роковых.                Я все мечты люблю,   Мне дороги все речи,      

                И всем богам  я  посвящаю стих.
В. Брюсов.
    ******
Подражая  В. Брюсову..
   
         Хаос судеб людских,  причудливость сплетений               

         Пусть в зеркале стихов  находит отраженье.               
         Не в этом ли, поэт,  твоё предназначенье?               

         В плену смятенных чувств твой ум и вдохновенье.               

         Когда поющий  стих   своим волшебным светом               

         Прорежет мглу  и правдой озарит,               

         Хвала тому творцу, хвала тому поэту!               
         И Бог, и Человек в нём воедино слит.

   
      


                Что  мы,  советские  евреи,   могли  знать  об  Израиле  ,   об  Иерусалиме   в благословенные  советские  времена?  Ровным  счётом  ничего,  или  почти  ничего.
 Книги  по  истории  еврейского  народа  не  издавались.  Еврейских школ на территории РСФСР не было.

      Это  была   желанная  политика  властей:   нет  своей  истории,  нет  своей  культуры,  своих  школ,  языка,  автономии  (  Биробиджан-  пародия  на  еврейскую  автономию),  значит,  нет  нации.   Существовали со своими 

традициями,  территорией  вепсы,  чукчи,  эвенки,  да  мало  ли  кто!
       А  евреи  были   везде  и  для  всех,  только  не  для  себя!   Мы  были  всюду  нужны  и  востребованы, но  только  в  качестве  евреев- белоруссов,  евреев-русских,  евреев-  украинцев  и  пр. 

   Но   при  этом  за  "нехороший"  пятый  пункт  в  паспорте нас  часто  били!
И  вот  тут-то  мы,  энтузиасты  на  всех  фронтах ,  возомнившие,  что  мы-
 -полноправные  граждане  и  можем,  следовательно,  претендовать  на  уважение  за ум  и  трудолюбие,  спохватывались,  что  мы-таки  евреи,  прежде  всего,  и находимся ,  мягко  говоря,  не  у  себя  дома.

   Ну,  а  где  же  наш  дом?  Что  мы  о  нём  знали?
Многие  из  нас  могли  про  князя  Владимира  Красно- Солнышко или   Ярослава  Мудрого  рассказать  скорее, чем  про  царя  Ирода, Саула,  Давида .   Ведь ,  в  массе  своей,  мы  были  ещё  и  атеисты.
      Я  в  синагогу  ходила,  от  силы,  пару  раз,  и  то,  когда  Михаил  Александрович  там  пел.  Библия  мне  в  руки не  попадалась.

    Про  Израиль  мы  знали  только  из  газет:  всё  время  талдычили  про  “преступления израильской  военщины"  -   читать  было  противно.
      
    Наше  еврейское  самосознание  всколыхнулось,  когда  была  впечатляющая  победа  в  Шестидневной  войне  и  после  горбачёвской  перестройки.
Тогда  появились  еврейские  культурные  центры,  и  можно  было  кое-что  почитать  об  Израиле.   Но  ещё  до  того, моим  первым  знакомством  с  некоторыми  фактами  из  истории  моего  народа ,  "первыми  университетами"  было:

   ............."В  белом  плаще  с  кровавым  подбоем  шаркающей  кавалерийской     походкой  ранним  утром  четырнадцатого  числа  весеннего  месяца  нисана  в  крытую  коллонаду  между  двумя  крыльями  дворца  Ирода  Великого  вышел  прокуратор  Иудеи  Понтий  Пилат....."

    Я  уже  и  сосчитать  не  могу,  сколько  раз    я  перечитывала  эти  завораживающие  строки Михаила  Булгакова  из " Мастера  и  Маргариты"  о древней  библейской  истории  про  Понтия  Пилата, про  казнь  Иисуса  Христа.
Меня  восхищало  всё:  стиль,  зримое  воплощение  в  художественном  произведении  древней  легенды.   
   
    Красиво  и  необычно  звучали  названия  и  имена:  Иешуа  вместо  привычного Иисус,   Ерушалаим  вместо  Иерусалим.
Даже  обращение  бедного  арестанта  Иешуа  к  могущественному  прокуратору  Понтию  Пилату  на  "Ты"   звучало  необычно.  Всё  это  воспринималось  мной,   как  художественная  прихоть гениального  писателя.

    Я  и  помыслить  не  могла,  что  скоро  мне  доведётся  всю  эту  древнюю  легенду,  в  которую  я ,   воспитанная  в  советской  России,  естественно  , не  верила,   заново  ощутить и  осмыслить не  как  легенду,  а  как   исторический   факт,   и  не  за  чтением  книг,  а  непосредственно ,   в  Иерусалиме.
 
    До  первого  посещения  Иерусалима  в 1991  году  (  я  приехала  навестить  дочку,  которая   первой  из нашей семьи уехала  на  ПМЖ  в  Израиль)  мой  духовный уровень  и  мироощущение  оставались    в  соответствии  с  полученным  воспитанием.  Я  не  стала  набожной,  а  прочитанные  книги  лишь  слегка  образовали  меня,  добавили  кое-каких  сведений. 
     И  вот  я  впервые  в  Израиле  и знакомлюсь  с  древней столицей  Иудеи   Иерусалимом.  Можно  много  рассказывать  про  первые  впечатления,   ограничусь  некоторыми.
   
     Все здесь было для меня откровением.
 Во-первых,  я  с  удивлением  узнала, что  мой  любимый  Булгаков  ничуть  не  погрешил  против  истины.   Иерусалим  на иврите  звучит,  как  и  в  древней  Иудее  времён  завоевания  её  римлянами ,  времён  второго  Храма  и  правления  царя  Ирода-  Ерушалаим.   (63  год  до  нашей  эры).   
    Более  того,  все  города  этой  страны  сохранили  свои  библейские  имена.  (  Сравнила   с  Россией,  где  шло  вечное  переименование  городов  и  улиц  туда  и  обратно,  вечный  снос ,  иногда,  с  последующей  реставрацией,  древних  памятников ,  храмов  и  пр.   в   зависимости  от  политических  веяний.)

    Проходя  с  гидом  по  христианским,   так  называемым,  булгаковским,  местам,  я  вдруг  испытала  необычное  чувство:   будто  время   съёжилось,   события  2-х  тысячелетней  давности  стали  вчерашними,  близкими,  зримыми,  реальными.  Они  уже  не  воспринимались  мной ,  как  легенда,  как   художественный   вымысел  создателей  библии,  либо  современных  авторов,   а   как   исторические  события,  в  которых  действовали   вполне  реальные  персонажи.
     На  каждом  шагу  я  находила  этому  подтверждение.  Вспомним один из   эпизодов    Булгаковского  романа.
 
    Прокуратор  ненавидел  Ерушалаим.  От  его  пряных  запахов  у  него дико  болела  голова.  Он  ненавидел  запах  розового  масла.  Ему  казалось,  что  кипарисы  и  пальмы  в  саду  источают  этот  ненавистный,  жирный  розовый  дух.

    Когда  я  побывала  в  окрестностях  Ерушалаима  в гостях у племянницы,   в  Эйн-Кереме  -красивейшем  районе  на  холмах,  откуда  открывается живописная   панорама,   меня  поразил  жирный, одуряющий запах  трав  и  цветов, усиливающийся  к  вечеру. От  этого пряного аромата   действительно  кружилась  голова.
     Но моё  главное  потрясение  было  впереди.   Я  впервые  подошла    к  знаменитой   Стене  Плача.   Казалось  бы, что  здесь  особого?
     Высокая  кладка  светлых  камней  и  ничего  более.

   Я,  по  примеру  других,  постояла  лицом  к  Стене,  приложилась  рукой  к  древним  камням. Они  оказались на  ощупь  удивительно  нежными,  тёплыми.  Не  хотелось  отрывать  от  них  ладоней.
 
    И  опять  странное  ощущение,  что  время сжалось,  что  не  было  этих  тысячелетий,  что  совсем  недавно  к  тем  же  камням  прикасались  мои  предки. 
     Мне  показалось,  что  эти  камни  каким-то  таинственным  образом  вобрали  в  себя  всё  то,  что  происходило  на этой  земле, они  насыщены  историей,  и  вот  они питают  этой  памятью, этой  невероятной,  животворной энергией  каждого,  кто  к  ним  прикасается. 

     Меня ,  атеистку  до  мозга  костей,  охватило  некое  мистическое  чувство.
    Теперь,  при  каждом  посещении  Стены  Плача я  испытываю  это   чувство. Стоит  ли  говорить,  что  я  оставляю,  как  и  многие,  записочки  в  щелях.    Признаюсь,  что  с тех  пор  значительно  поколебался  мой  атеизм.  Нет,  я  ещё  не  готова  стать  совсем  верующей,  но нахожусь  на  пути  к  этому.

    Приезд  в  Израиль  и  Ерушалаим  сделали  то,  что  не  в  состоянии была  сделать  ни  одна  проповедь,  ни  одна  прочитанная  мною  религиозная   книга.
    Герцлия Израиль  2003г   


Рецензии