Директор лечебницы. Глава 6
Фотография:Письменный прибор из кабинета С. Д. Колотинского. Находится в музее больницы
В этом месте сделаю небольшое отступление. В нашей семье передавалась из поколения в поколение история про то, что мой двоюродный дед, будучи врачом, сумел построить еще и школу где-то под Москвой. И когда я начал собирать сведения о Сергее Диомидовиче, первое, что я сделал, – это стал искать в интернете сочетание слов «Колотинский» и «школа». И мне сразу повезло, я наткнулся на сайт «История Троицкой средней школы».
Сайт оказался небольшим, но очень информативным. На главной странице была размещена статья А.А. Дудина и интересная фотография, хорошо передающая атмосферу начала XX века. Обратил внимание на фразу «Выпускниками Троицкой школы за все годы ее существования стали интересные, знаменитые люди. Среди них… заслуженный врач РФ главный врач ПБ № 5 Владимир Стефанович Воронин».
До сих пор не могу понять, что меня заставило это сделать, но я нашел в интернете номер Владимира Стефановича и позвонил ему, представился, коротко рассказал суть вопроса. Мне хотелось узнать побольше о Сергее Диомидовиче и, если в больнице кто-нибудь заинтересуется, то рассказать то, что известно мне.
Честно говоря, я не рассчитывал на какой-либо интерес к моему звонку, понимая, что беспокою весьма занятого человека, у которого своих дел «выше крыши». И очень-очень ошибся, Владимир Стефанович среагировал мгновенно. Привожу его слова по памяти, надеюсь, что без искажений: «Вы знаете, нам очень интересны любые сведения об истории нашей больницы. У нас есть специальный человек, занимающийся нашим музеем. Ее зовут Агнесса Андреевна, запишите телефон». Владимир Стефанович продиктовал номер. На следующий день, созвонившись с Агнессой Андреевной, мы договорились о встрече, это было в мае 2008 года.
Поездка не заладилась с самого начала, московские пробки наглухо перекрыли движение по кольцевой автодороге, междугородного автобуса, который должен был отправиться в сторону Троицкого, просто не было на конечной станции, он, судя по всему, также увяз в автомобильном скопище где-то на Симферопольском шоссе.
Бегали «бомбилы» (напомню, что дело было в 2008 году), предлагая быстренько довезти до пятой психбольницы. Пришлось соглашаться, старенькие полуразвалившиеся «жигули», взявшие на борт четырех пассажиров, пробирались по внутридворовым проездам на юг Москвы, выехали, наконец, на шоссе, затем проселочными дорогами мимо дачных кооперативов и вот она – пятая больница.
Агнесса Андреевна ждала на проходной около часа, я, как мог, извинился за вынужденное опоздание. Оформили пропуск и прошли на территорию больницы. Войдя в здание, прежде всего, ожидал увидеть больничные коридоры, пропахшие лекарствами, убогие предметы, окружающие больных в их казенном доме. Но ничего, даже отдаленно напоминавшего такие фантазии, не было. А были сводчатые потолки, красивая настенная роспись, парадная лестница, в проеме которой висела большая люстра.
Наверное, вполне уместно будет вспомнить отзыв Льва Николаевича Толстого, написанный им в 1910 году после посещения Московской окружной лечебницы: "Необыкновенное великолепие чистоты, простора и удобства".
Поднявшись, вошли в помещение музея больницы. Оказывается, там меня ожидал еще один человек, так состоялось знакомство с писателем и историком Александром Анатольевичем Дудиным.
В Музее больницы представлено громадное и совершенно уникальное количество подлинных документов и экспонатов.
Ничего подобного я никогда и нигде не видел. Можно, конечно, сказать, что это музей истории больницы, а можно увидеть в экспозициях и витринах судьбы людей, создававших это уникальное лечебное заведение, отражение жизни страны на более чем вековом протяжении. Но самое удивительное, что практически вся экспозиция была собрана и описана одним человеком – Агнессой Андреевной Суповой*(1), которая много лет была смотрителем музея и всегда щедро делилась своими поистине обширными знаниями при уточнении различных вопросов, относящихся к истории больницы и к судьбам ее сотрудников [42].
Никогда не забуду экскурсию по главному зданию больницы, которую провели специально для меня Агнесса Андреевна и Александр Анатольевич. Трудно передать словами эмоции, которые я испытывал, трогая подлинные вещи из кабинета Сергея Диомидовича, осматривая актовый зал, больничную церковь. Это просто что-то из области подсознательного единения с прошлым и людьми из этого прошлого, с моими ушедшими родственниками.
Так уж сложилось, что у нас в семье осталось мало вещей и фотографий наших предков. Произошло это по причинам, объективно не зависящим от наших дедушек, бабушек и родителей, просто жизнь в двадцатом веке оказалась насыщенной такими событиями, которые заставляли думать прежде всего о сохранении жизни как таковой, а не о сохранении вещей и документов.
Тем не менее, приехав к Агнессе Андреевне, я привез все материалы о Сергее Диомидовиче, которыми располагал на тот момент. Среди этих материалов была фотография В.М. Бехтерева и его учеников (это фотография воспроизведена выше и относится к казанскому периоду). Агнесса Андреевна и Александр Анатольевич долго рассматривали это фото, обмениваясь какими-то малопонятными мне на тот момент словами, смысл, которых стал очевиден буквально через минуту. Оказывается, в музее больницы на тот момент была только одна фотография Сергея Диомидовича.
Агнесса Андреевна пыталась узнать в молодом человеке, сидящем рядом с Бехтеревым, солидного мужчину, изображенного на групповой фотографии.
Несмотря на все произошедшие с возрастом изменения, перед нами были две фотографии одного и того же человека. Не знаю, кому из нас эти фото доставили больше радости. Мне, раздобывшему еще одну фотографию двоюродного деда, или Агнессе Андреевне, в музее которой появилась новая информация о первом директоре.
В экспозиции музея больницы фотография группы врачей психиатров сопровождается следующим пояснительным текстом из воспоминаний Александра Васильевича Сыча*(2) о первом директоре Московской окружной лечебницы для душевнобольных Сергее Диомидовиче Колотинском:
«Внешность внушительная, носил золотое пенсне, ходил с тяжелой тростью с монограммой на серебряном набалдашнике. Присутствовал при всех вскрытиях.
С подчиненными был строг, отличный хозяйственник, ценил болт и гвоздь.
Не терпел самодеятельности молодежи, пять раз выгонял из кабинета руководителя струнного ансамбля, в котором участвовали юноши и девушки 14 – 17 лет. На шестой раз, узнав, что с молодежью будут участвовать в оркестре старший надзиратель, делопроизводитель, зав. канцелярией милостиво разрешил с условием, чтобы на празднике был исполнен гимн «Боже, царя храни». Выступление оркестра понравилось, и он был узаконен».
*(1)Агнесса Андреевна Супова (1930 – 2022). Основательница музея истории больницы. Автор нескольких историко-краеведческих работ, посвященные истории Чеховского района Московской области и, в частности, истории села Троицкое.
*(2)Александр Васильевич Сыч – сотрудник больницы, много лет работал электриком. Участник Великой Отечественной войны. Увлекался вопросами краеведения.
Перейти к Главе 7. http://www.proza.ru/2015/12/18/955
Перейти к списку использованной литературы. http://www.proza.ru/2015/12/18/1234
Свидетельство о публикации №215121800913