Где искусство - там тайны, чудеса

Расскажу о том, как я писала иконы с благословения правящего архиерея Амурской области епископа  Гавриила.

Мной было списано шестнадцать образов: Спасителя, Божией Матери, Сергия   Радонежского, Марии Египетской, княгини Ольги, князя Владимира, царя - страстотерпца. В том числе и сюжетные иконы – «Воскресение Христово» и «Тайная Вечеря». Последняя работа – икона Албазинской Божией Матери. Эти иконы благоукрашают иконостас и стены Тамбовского храма имени Сергия Радонежского в Амурской области. Еще две – «Воскресение Христово» и «Архангел Михаил» – находятся в православном храме в городе Завитинске Амурской области.

Труд художника требует большого мышечного и зрительного напряжения, многочасово-
го неподвижного стояния, колоссальной духовной выдержки.

Для того чтобы проникнуться глубиной чувств духовных подвижников, я читала спе-
циальную литературу, а не просто копировала лики святых. Иконы давали мне огромный заряд энергии и сил, и я не могу не рассказать о чудесах, которые происходили во время писания икон.

Первая моя работа – икона «Воскресение Христово» – имеет внушительные размеры,
примерно два на два с половиной метра. Она находится в алтаре напротив Царских ворот в приходе имени Сергия Радонежского в с.Тамбовка, Амурской области.

Прежде чем приступить к написанию иконы, нужно было подготовить основу – загрун-
товать оргалит, соблюдая все правила грунтовки. После просушки оргалит сильно выгнулся вперед, что создало мне дополнительные трудности в работе. Размер и прежде не позволял мне ни поднять его, ни повернуть, а теперь он выгнулся чуть ли не на метр вперед! В любом случае нужно было выровнять его. Но как ни пыталась – все тщетно. Пришлось обратиться за помощью к мужу. Мы вдвоем и так и эдак старались вогнуть оргалит – безрезультатно.

Время шло. Толя ушел на работу. Уходя, он посоветовал мне обратиться к нашему приходскому священнику Виктору Кравцову, чтобы заменили эту «доску», как муж ее называл.

Я попыталась приспособиться к основе, но работа не шла. Меня охватило отчаяние. Я
растерялась и не знала, что делать. Села на стул. Закрыла глаза и мысленно стала умолять Иисуса Христа помочь мне устранить эту неприятность. Я обратилась к Нему со словами: «Господи! Ведь я Тебя хочу написать, ну почему Ты мне не поможешь?! Прошу Тебя, помоги мне!!!» И вдруг какая-то сила заставила меня встать и подойти к выгнутому листу оргалита, протянуть правую руку и только кончиками пальцев коснуться того места, где должен быть изображен Иисус Христос. В этот момент оргалит с шумом стал медленно втягиваться обратно, возвращаясь к изначальному состоянию. Через несколько секунд он был ровным, как до грунтовки! Я опустилась на стул… В горле у меня пересохло… Чувства страха не было, нет. Удивления – тоже. Только благодарность охватила мою душу. Перекрестившись, со словами: «Благодарю Тебя, Господи!» – я взяла палитру, кисти и быстро-быстро стала наносить
мазки. Работала без предварительного нанесения рисунка. Я писала Иисуса Христа, ангела, стражников. Усталости не чувствовала – наоборот, хотелось работать еще и еще…

Так прошло несколько часов. Последние лучи заходящего солнца растворились за го-
ризонтом. В комнате стало темно. Я отошла от работы в противоположный угол комнаты. Включила свет и только тогда увидела, какой объем работы я выполнила за каких-то несколько часов. Это время, мне показалось, пролетело очень быстро. Икона была почти завершена, за исключением нескольких сложных деталей. Я поняла,
 что сам Бог помог мне в этом испытании. Я была благодарна Ему за помощь. Свидетелем этого случая был мой муж. Поздно вечером, придя домой и увидев мою работу, он не поверил своим глазам: «Ничего не понимаю: и «доска» ровная, и икона уже нарисована… Тебе кто-то помогал, да?!» Мне нравилась реакция мужа, его растерянность, было даже немного смешно, но я с серьезным видом произнесла: «Бог помог!» Конечно, Толя мне не поверил. Да я и сама не верила своим глазам, но ведь работа была почти завершена – разве это не чудо?!

Вторая история связана с изображением княгини Ольги. Эта икона не столь внушительного размера, как «Воскресение Христово», но тоже достаточно крупная: около метра в ширину и около двух – в высоту. Обычно я не сразу приступала к работе в цвете, а долго обдумывала, прикидывала, как и с чего начать писать икону. Разглядывая икону «Княгиня Ольга» работы Виктора Васнецова, я решила начать писать с ее глаз. У Ольги такой взгляд – поневоле приковывает к себе внимание. Сделав всего несколько мазков кистью, я увидела, что на меня уже
пристально смотрят глаза Ольги! Было такое чувство, что они как живые наблюдают за мной и ждут… Ждут, что будет дальше!

А дальше повторилось то же, что и с первой иконой: я работала быстро, четко, уверенно. В полную силу сразу же брала нужный цвет…За час работы не было ни малейшего желания присесть на стул, чтобы отдохнуть. Я не уставала, когда писала и другие иконы: «Князь Владимир», «Мария Египетская», «Албазинская Божья Матерь» – и все остальные… Кстати, когда я писала икону «Мария Египетская», то ее волосы, руки, ноги, шею, грудь, я списывала с себя, глядя в зеркало, – икона, с которой я копировала, была очень мелкой, ее размер не позволял как следует разглядеть изображение. Только волосы я написала седыми, как и было на иконе.

Чтобы написать икону царя-страстотерпца, я прочитала две книги Э. Радзинского – «Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных» и «Жизнь и смерть Николая Второго». Эти книги произвели на меня огромное впечатление. Все, что я узнала из них о жизни и последних днях Николая Второго, не могло не отразиться в моей ранимой душе. С трепетом и волнением я приступила к портрету. Это была сложная работа, требующая незаурядного терпения, выдержки и умения. Нужно было с помощью цвета достоверно изобразить украшения из золота, серебра, жемчуга и других драгоценных камней, я уже не говорю о передаче сходства черт лица, о сложности в написании рук, одежды… Но время шло, и работа моя над иконой близилась к завершению. Тонкой кистью я скрупулезно выписывала жемчуг по краю нимба – бусинку за бусинкой…

И вот работа готова. Я села напротив и пристально вглядывалась в свой труд. Оценив икону в целом, я перевела свой взгляд на глаза Николая Второго. Его взгляд был направлен на зрителя. Я осталась довольна своей работой. Только, вздохнув, подумала: «Эх, если бы все эти драгоценные камни – жемчуг по нимбу, да каменья на твоем головном уборе – были не нарисованными, а настоящими, как было бы здорово!»

В этот момент в комнату заглянула дочь Анюта: «Мамочка, ты о чем задумалась? Уже нарисовала царя, да? А почему ты такая грустная?..» А я ей так и брякнула: «Знаешь, Аня, если б все эти нарисованные мной украшения да заменить настоящими – я была бы счастлива!» Дочь посмотрела на меня и произнесла: «Ой, мамочка, да они у тебя и так как настоящие, и царь как живой – один взгляд чего стоит!..»

Прошло несколько дней. Стояли лютые январские морозы. Я почти не выходила на ули-
цу. И вот в один из таких дней решила прогуляться в ближайший магазин. Иду. Слышу: кто-то зовет меня по имени. Оглянулась и вижу: батюшка Виктор машет мне рукой и просит подождать. Все его лицо светилось счастьем: «Ах, Надежда Ивановна, радость-то у нас какая! Из области к нам приезжали мастерицы и украсили вашу икону, царя-страстотерпца Николая Второго: нимб расшили жемчугом, а головной убор – разными драгоценными каменьями! Приходите к нам, посмотрите на икону! Ждем вас!» От нахлынувшего волнения я только и смогла произнести: «Хорошо, завтра утром приду…» – «Почему – утром? Пойдемте сейчас. Вечером будет служба, а пока есть время – посмотрим», – стал уговаривать меня батюшка.
«Сейчас не могу, дела…» – растерянно произнесла я, хотя особых дел у меня в то время не намечалось. Ведь батюшка Виктор не знал, что творилось в те минуты в моей душе.

Тамбовский храм – это приземистое одноэтажное деревянное здание, увенчанное золо-
тым куполом с крестом. С улицы храм выкрашен в голубой и белый цвета. В летнее время он утопает в зелени и цветах, заботливо посаженных руками прихожан.

Помню, с каким волнением я на следующее утро открыла двери храма. Солнце уже ярко
светило в просторные окна и отражалось радужными бликами на иконах. Солнечные лучи вредны для масляных картин. Об этом я не раз говорила батюшке, на что он мне с улыбкой отвечал: «Не переживайте, Надежда Ивановна, иконы имеют прекрасное свойство: через пятьдесят лет они обновляются – восстанавливают свой изначальный цвет!»

И вот в то утро я прошла в зал. Купила свечи. Одну поставила перед иконой святых царственных мучеников, постояла немного и только после этого подняла глаза на икону царя-страстотерпца Николая Второго… Вся икона светилась! Она сияла разноцветными огнями – это солнечные лучи играли в драгоценных камнях. Сердце мое учащенно забилось. Дрожащей рукой я зажгла свечу – и встретилась взглядом с глазами Николая Второго. Слезы потекли по моим щекам… «Ну вот, теперь ты, я вижу, доволен: получил то, что хотел. Я счастлива!» – подумала я в те минуты…

Чтобы написать икону, я знаю, недостаточно только одного таланта, мастерства, терпения… нужно вкладывать в работу всю свою душу, полностью, без остатка!

Позже об этих иконах был снят фильм, который показывало местное телевидение. Ба-
тюшка Виктор пригласил меня с семьей к себе в гости, чтобы мы посмотрели этот фильм, записанный на кассете. Когда смотришь со стороны на свои работы, то воспринимаешь их уже совершенно иначе. Особенно поразило меня яркое свечение, которое хорошо просматривалось вокруг фигуры Сергия Радонежского. Батюшка обратил наше внимание сразу на это явление и на глаза Сергия Радонежского: было чувство, будто его взгляд проникает в самое сердце. Позже батюшка Виктор сообщил мне, что иконы, написанные моей рукой, обладают чудодейственной силой. А икона царя-страстотерпца уже вся увешана золотом – подношениями от благодарных прихожан.

Более пятнадцати лет прошло с тех пор, как я переехала в город Хабаровск, но мне кажется, что все это было только вчера. Летом 2009 года батюшка Виктор звонил мне и с радостью сообщил, что иконы действительно обладают силой и мне нужно продолжить это великое дело на благо храма. Мы договорились встретиться, когда я поеду в гости к своим родителям. Но, увы, обстоятельства сложились иначе, и пока мне не довелось съездить в Тамбовку и посетить храм, где находятся иконы, написанные мной с такой любовью.

Говорят, где искусство, там тайна и чудеса… Вспоминаются и два мистических случая, связанных с моими картинами. Одну из них, на которой был изображен мужчина в предзакатный час на перекрестке дорог, я подарила подруге, много лет страдавшей от одиночества, со словами: «Это мужчина твоей мечты». И вскоре подруга в самом деле встретила того, кого ждала, и вышла замуж. А другой знакомой я подарила всего лишь фотографию со своей работы «Святые Княгиня Ольга и Князь Владимир». Та носит снимок в бумажнике и утверждает, что теперь в нем не переводятся деньги.


     Икона "ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО"
находится в Тамбовском приходе им. Сергия Радонежского (Амурская область)
       оргалит, масло (моя работа)
Икону "ЦАРЬ-СТРАСТОТЕРПЕЦ" можно посмотреть на странице рассказа "Икона плакала, и я плакал вместе с ней" 
  http://www.proza.ru/2016/01/07/404
Икону "КНЯГИНЯ ОЛЬГА" можно посмотреть на странице рассказа "Не люблю праздники"
  http://www.proza.ru/2015/11/29/384  (извините за качество фото)
    


Рецензии
Надюш, ну, ооочень интересная история!!!
Не зная Вас, не поверила бы в такие чудеса расчудесные...
Вы-большой талант, это видно по всем Вашим очаровательным работам!
А , иконы, да , отдельная история.
Мне подарили тезоименную икону 18 века, где княгиня Ольга крестится в Елену...
Очень красивая. Я её, конечно, отреставрировала...

Елена Потемкина   27.12.2021 14:22     Заявить о нарушении
Икона невероятной красоты!

Елена Потемкина   27.12.2021 14:23   Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Леночка, за такой добрый, щедрый и очень приятный отзыв на эту необычную историю!В те годы, когда я писала иконы, действительно, сама удивлялась многим чудесам, что происходили во время работы. Видно, в жизни еще много тайн, много непознанного для человека.
Леночка, поздравляю Вас с Новым годом!
С искренним уважением, теплом и благодарностью, Надежда

Надежда Суркова   04.01.2022 04:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.