Остров Павла Лунгина

Есть периодическая потребность фильм пересматривать. Потому что
задает много жизненно важных вопросов и не дает ответов. А знать 
хочется, вот и смотришь, вскрывая невидимые ранее пласты
глубинной правды, которая авторами и вольно и  невольно
в фильм заложена.

Дмитрий Соболев - сценарист исследует в "Острове" тему покаяния.
Прототипом главного героя отца Анатолия взял старца Иоанна
Кронштадского, известного в прошлом веке прорицателя и целителя.

На мой взгляд отец Анатолий проще своего прототипа. Может,
время  семидесятых с его социальной структурой примитивнее?
-Я ведь начальник твой, мне требуется тебя наказать, - говорит
отец Филарет отцу Анатолию на его вольности в поведении.

Чисто ребенок ведет себя старец - то дверную ручку дегтем
намажет, то молится не в ту сторону, то песни «гнусным голосом»
распевает, то на одну ногу носок наденет, а на другую – валенок.

Мне иногда отец Анатолий  кажется просто хулиганом, а в его
пророческом даре мерещится сатанизм. Не может человек,
признающийся в том, что  никого не любит, творить добрые дела.
Разве что с издевкой над собратьями по житию.

Но зрителям отец Анатолий полюбился. И герои фильма почитают
святым: едут и едут к нему в монастырь с материка, наслышанные
о даре излечения. 

Нам помогают иногда, издеваючись, почему последнего не видим
и падаем в ножки избавителю? Вот ведь загадка.

Достойна глубокого внимания в фильме сцена излечения мальчика.
Когда смотрю - забываю, что думала об отце Анатолии раньше.
Хорошо показан  характер мальчика («Не надо, я сам!»).
Казалось бы, замечательно, что – сам, ведь будущий мужчина.
Но невольно думаешь о гордыне, которая, быть может,
и привела к болезни.

Эпизод с вдовой кажется неправдоподобным. Потому что не проверяем.
А вдруг отцу Анатолию открылась неправда? Ну, или правда, но зачем
лишать вдову крова, если и этим жив человек? Почему ей нужно выбирать
между поездкой к мужу, оставшемуся во Франции после войны на
поселении, и родными пенатами? Почему или-или, а не и-и? В конце
концов, отец Анатолий в какой-то мере кудесник. Но нет, он сам
себя лишил жизненных удобств (спит на углях) и другим иного
не советует:
-Продавай дом, скотину и поезжай…

Повод задуматься над человеческими связями. Кому мы доверяемся
во спасение свое и что в итоге получаем? Вдова, конечно, могла
быть наследницей французского мужа, но этого зрителю не показали, 
советуя остаться без крова, без которого человек называется бомжем
со всеми вытекающими последствиями.

Эпизод с девушкой, просившей благословение на аборт, тоже сложен.
Какой венец безбрачия увидел отец Анатолий? А если и увидел, то,
как истинный кудесник, должен был его снять. Недобрый совет дал
старец одной воспитывать ребенка. Не надо давать благословение
"на убийство", но и отнимать надежду на женское счастье тоже
не надо. Пусть дурнушка. По жизни такие иногда расцветают,
а красавицы - теряют красоту.  Может, дело в том, что сам
отец Анатолий лишен мирского,  а посему нормальная тяга 
иметь семью ему не ведома?

Долго не могла «принять» отца Иова (артист Дюжев).
Этакий важничающий  батюшка
(«Кабы книжек не читал, начальником не поставили бы»). Но в
фильме показано его желание расти, поэтому грех всезнайки 
списываешь на молодость героя.
В конце фильма отец Иов несет крест, сгибаясь под его тяжестью.
Символичная сцена. И - загадочная. Долог ли путь от  несения
Креста грехов человеческих до прозрения духовного о себе -
вот в чем вопрос.

Не с первого просмотра, но очень полюбился герой актера
Сухорукова - отец Филарет, хоть
большинство зрителей его как раз не жалует. Но я рассмотрела
искренность этого  человека. Есть там ключевые слова, и
ЧТО сказано и КАК. «Вот и знай, в этом твое спасение», -
спокойно говорит угоревший «начальник» подчиненному,
устроившему разгон бесОв.

Отец Филарет – мужественный человек. С мильоном недостатков, но
и с умением избавиться от них.  По фильму он так и  не понял
своего любимца – отца Анатолия. Вероятно, этим привязан был
к нему. Но не его вина, что отец Анатолий не раскрылся.
Гордыня отца Анатолия безмерна.

И миру он не раскрылся, хоть ему и говорили, что нет греха,
которого не может простить Бог. «В господе мое утешение», -
говорил всем. Хорошо, хоть Тихону исповедался.

Зрители любят отца Анатолия, но кто-нибудь услышал, что их герой
говорит о себе?
-Меня за мои грехи удавить мало, а сделали святым…

Прожил ли он достойную жизнь, исполнил ли свой долг? По замыслу
фильму – да. Но внутренняя правда говорит - нет!

В чем сила отца Анатолия? В проникновении в чужие судьбы.
Но всегда ли это – от Бога? Он узрел, что жив муж вдовы.
А что жив Тихон, в которого он стрелял во время войны,
и что Тихон его простил (потому что остался живой! Немец,
если б стрелял, убил бы) – почему не открылось 
на протяжении  жизни?

Я не судья, просто ищу логику событий.

Ранение Тихона по фильму - большая вина отца Анатолия,
потребовавшая покаяния и принесения себя этому чувству
в жертву. Но отец Анатолий (тогда еще кочегар судна)
именно трусостью Тихона спас. Это ли не причина для
растворения вины?

В конце фильма должны быть слезы радости, прозрения и очищения,
принятие мира, но отец Анатолий рассудил иначе. Что теперь можно
помереть, узнав про Тихона и  вылечив его «бесноватую» дочь.

И тут у меня снова вопросы. А случайно ли заболела дочь Тихона,
случайно ли погиб ее муж? Не стянул ли своим «даром» отец Анатолий
все, что случилось, в единый узел?

Важность покаяния – главная мысль создателей фильма. А мне
показалась главной мыслью связанность всех на свете людей. Ну, не всех,
а может тех, кто волею судьбы шел по жизни в одной упряжке…

Как сложилась бы судьба героя, если бы он простил себя, молодого,
хотящего жить и поставленного фашистами в жесткие условия выбора:
стрелять в шкипера или погибнуть самому? Услышал бы Бога, хороших
людей рядом? Любя Бога, невозможно презирать людей.

Фильм, по-моему, о:

О всеобщей связи людей. О трусости и  гордыне. О предательстве
и прощении.
Об умении услышать Бога. О желании нормально жить и невозможности
это сделать при  неумении покаяться.

О социальной глупости, начетничестве («Мы не в горкоме», - говорит
отец Филарет отцу Иову в ответ на его письменное доносительство).
Об умении и неумении любить. О загадочных способностях человека.
О вере. О жизни в монастыре и судьбах мирян.

Фильм сопровождает мелодия  нежная и высокая, легкая и чистая,
светлая и раздумчивая. Последнее, пожалуй, главное, потому что
смотрение фильма
требует духовной работы и это - в радость, ибо очищаешься вместе
с героями или даже за них. Что есть очищение? Осознание, нахождение
жизненной правды. Примирение с миром. Избавление от смертных
(несущих забвение и болезни) грехов. Струсить можно, но только
с последующим признанием своего малодушия
и полюбления других несовершенных людей.

Не обязательно мазать мазутом ручку двери, чтобы отец Иов
задумался о себе («Думаешь, я не знаю о своих грехах?»),
не обязательно устраивать пожары
(вы все еще думаете, что это – случайность?) и гонять бесОв
любящего его отца Филарета. Духовная личность разве делает ТАК?

Отец Анатолий ушел из жизни не избавленным от гордыни.
Что он будет говорить перед Богом? Что ему есть
сказать такого, за что можно простить? Примирения с жизнью
и людьми так и не состоялось.


Рецензии
Прочитал вашу рецензию и вновь посмотрел фильм,4 или 5 раз в этом году. Картина доставляет духовное наслаждение! Спасибо от души!
С теплотой.

Виктор Послушник   20.12.2015 19:50     Заявить о нарушении
Кажется, на прозе образуется клуб фанатов фильма "Остров":-)))
Действительно, питает духовно. Этого очень не хватает сейчас всем.
Спасибо за душевную теплоту,

Светлана Словцова -Канакина   20.12.2015 20:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.