Лекция 34 Вольтерианские мысли Смысл жизни

     Лекция 33 Вольтерианские мысли Смысл жизни

     Ловушки ямы на моем пути –
     Их Бог расставил и велел идти.
     И все предвидел. И меня оставил
     И судит! Тот, кто не хотел спасти!
                Омар Хайям

     Что есть сила и слабость человека. С возрастом, человек становится сентиментальным, если не сказать слезливым. В молодости люди считают это слабостью. Только с возрастом к людям приходит желание спокойно посидеть на скамеечке в садике, куда прилетают кормиться голуби и пожилые люди подкармливают их хлебными крошками. Молодых в саду практически не бывает – они всегда куда-то спешат и им некогда сидеть спокойно греясь на солнышке. И размышлять о том, что было, и что осталось увидеть на этой вечно прекрасной Земле Людей. Я тоже приношу голубям хлеб и зерна – они уже узнают меня. Как только я появляюсь – слетаются на мой зов. Садятся рядом и властно требуют угощения. Я кормлю их, и мне кажется, что это души давно ушедших близких мне людей прилетают ко мне и просят благословения. Я думаю, что среди них души и тех, кого я имел глупость когда-то мучить по молодости и неразумности. Я мысленно прошу у них прощения за все плохое, что совершил в жизни.
     Среди голубей есть один самый большой и драчливый пестрый голубь. У него левая лапка изуродована – нет ни одного пальца. То ли потерял их в силках, то ли в драке. Он больше всех суетиться, лезет в драку со всеми – отгоняет остальных от корма. Но за этой всей суетой сам всегда остается голодным, потому что другие голуби просто и деловито хватают зернышки и ненадолго отлетают в сторону, когда главарь гонит их в от корма. Вы, наверное, тоже замечали такое поведение голубей.
     По моему, также поступают и люди - за своими заботами о первенстве и успехе в жизни не замечают и не успевают насладиться теми крошками счастья, которые дарит жизнь:– любовью прекрасной женщины, сладостью общения с подрастающими детьми, общению с друзьями, просто хорошему весеннему деньку. Не успевают прожить и прочувствовать то, что Господь отпускает человеку всего один раз в быстротекущей жизни. Повторов не бывает – каждый день уникален. Хоть и говорят, что можно всегда начать жизнь сначала, но начало и конец бывает всегда только один единственный раз. Все остальное – дубли, как в кино, делаемые без пыла и жара души, когда все исполняется уже профессионально, с пережитым и нажитым опытом. И всегда эти повторы оцениваются критериями первого раза.
     Иногда и дети многому чему могут научить взрослых. Я часто встречаю в саду одного малыша, его няня часто приводит его погулять на свежем воздухе. Мы с ним подружились. Как у всякого ребенка у него пытливые глазенки-фонарики, он донимает меня вечными детскими  почемучки, на которые я не всегда могу дать правильный ответ. Недавно он спросил меня, почему голуби дерутся между собой – ведь у них есть крылья, и они могут свободно улететь куда захотят. Но они все равно собираются в стаю и дерутся друг с другом. Что я мог ему ответить? Что голуби, как и люди, неуживчивы – все хотят быть первыми у кормушки? Я ответил, что они не дерутся, а соревнуются между собой, как спортсмены на чемпионате мира по футболу или на олимпиаде бегуны. Хотят выявить, кто сильнее, ловчее и быстрее всех. Кто победит, тому достается награда – крошки хлеба для голубей-победителей. А люди получают лавровый венок, золотую медаль чемпиона за отвагу и мужество в достижении цели. А на самом деле – все те же крошки счастья быстротекущей, мимолетной славы.

     Извечный вопрос стоящий перед человеком: - Что в человеке главное – душа или тело?
     До выхода на пенсию я тренировал детей вольной борьбе – готовил их тела и души к физическим усилиям, учил их приемам и знаниям, необходимым для того, чтобы победить в схватке с противником на ковре. Но как они используют эти знания в своей дальнейшей жизни – для добра или зла – зависит от состояния их души. Одни могут использовать мощь своего тела для защиты себя и слабых, другие - наоборот – чтобы унизить и поработить слабых, доказать им свою силу и превосходство. Кто вложит в душу человека необходимые знания, чтобы человек использовал мощь своего тела для блага людей, а не во вред людям? И, в первую очередь, не дал погубить свою собственную душу – душу человека - вольного борца, жестокостью и насилием по отношению к другим людям. Ибо, в конечном счете, угнетая других, человек сам угнетается – от него отворачиваются близкие и друзья, ведь люди сторонятся жестоких людей и в трудный момент могут не придти им на помощь. Человек не всегда может быть молодым и сильным – приходит старость с ее немощью и болезнями. И пока ты молод и здоров, ты должен завоевывать души людей добротой и участью к их заботам и бедам, чтобы, когда ты сам станешь слабым и немощным, люди протянули тебе руку дружбы и помощи.
     Душа человека как маятник – колеблется между добром и злом и в жизни бывают лишь краткие мгновения счастья, когда маятник находится в равновесном состоянии – душа находится в равноудаленном положении между добром и злом. Это и есть те краткие мгновения счастья и покоя, когда душа и тело человека отдыхают.
     Человек живет, страдает и радуется жизни, пока душа открыта для благородных дел. Душе человека необходима - как воздух, как пища - покой и гармония. Всего на свете не достигнешь – можно только стремиться к этому. Одни любят трудиться, и круглые сутки работают, зарабатывая деньги. Другие любят тратить деньги - любят развлечения, чтение, хорошую еду, путешествия. Третьи – как мазохисты – терзают душу и плоть сомнениями и страданиями. Многие любят ковыряться в душе, как в ране – расковыривают ее ржавым гвоздиком - так в детстве ребенок исследует, из чего состоит плоть. Одни живут, греша и каясь, другие – не грешат, чтобы не каяться, но жизнь их пресна и однообразна. Каждый человек в начале жизни мечтает и ставит перед собой цель достичь высокого положения в обществе, заработать кучу денег, добиться славы, уважения и т.д. Одни идут к своей цели по головам других людей, отпихивая их локтями. Другие скромно стоят в сторонке и мрачно или счастливо наблюдают за «коловращением» жизни – завидуют успеху других или злорадствуют, наблюдают, как вчерашние победители падают с высоты и ломают себе шеи.
     Человек живет и радуется жизни, но неизбежно наступает время держать ответ перед собственной совестью и людьми за все хорошее и плохое, что ты совершил в жизни. Обычно люди вспоминают о Боге у последней черты - когда приходит «старушка с косой». И не каждый человек может похвастать тем, что он совершил в жизни нечто великое и достойное памяти людей. Сделал то, за что не стыдно смотреть в глаза людям и предстать чистым праведником перед Богом.  Правильно говорят: – Благими намерениями вымощена дорога в ад! На этой дороге остаются одни сожаления за все то доброе и хорошее, что ты мог совершить в жизни и не совершил в свое время.
     Пока жива душа и горит в ней огонь желаний – человек живет! Когда душа переполняется жизнью, особенно неправедной – душа устает, и исчезают желания – тогда начинает умирать и плоть. Осознание того, что ты не сделал ничего хорошего в своей жизни: – отвернулся от жены и детей, не помог родным и близким, друзьям и товарищам в беде, не защищал слабых, а жил только для себя в погоне за химерической мечтой о призрачном счастье и поэтому люди отвернулись от тебя – это, особенно в конце жизни, начинает угнетать человека. Получается, что человек прожил свою жизнь, отгородившись от людей и жизни – то есть сам добровольно заточил себя в тюрьму. Такой человек отвержен - хотя он на вид еще вполне здоров и силен – он на самом деле слаб – его душа уже покинула его тело. Правильно говорит народная пословица: – Пустой мешок не стоит!.
     Человек не может быть одиноким – он стадное животное. Цель жизни человека живущего среди других людей – прожить так, чтобы душа не болела и не страдала, разрываясь между Сциллой и Харибдой добра и зла. Чтобы в конце жизни - а конец, к сожалению, всегда приходит не во время, и когда встанет перед человеком вопрос – что ты совершил в жизни достойного – он мог со спокойной душой ответить перед Богом и людьми: – Моя совесть чиста! Я праведно прожил жизнь – вырастил детей, построил крепкий дом для своей души и вырастил честных и достойных детей – продолжателей моих добрых дел и моего имени. Любил родных и близких, друзей и товарищей, помогал им по мере своих сил и возможностей. Я имею полное моральное право смотреть прямо, и открыто в невинные глаза своих детей – моих наследников и продолжателей всего хорошего и плохого, что я совершил в жизни.

     Что есть человек? Я вспомнил случай, когда я еще был пылким юношей и шел вместе с папой по улице, а навстречу нам шел чернокожий человек. Он явно чувствовал себя не в своей тарелке – была зима, стоял мороз, и было очень холодно. Человек кутался в какую-то простеганную полиэтиленовую куртку, как говорится «на рыбьем меху», на голове у него была вязаная шапочка, а поверх нее был намотан вязаный шарф. На ногах у него были одеты кроссовки на тонкой подошве, и было видно, что он сильно мерз – его бил мелкий озноб. Отец проводил афро-горожанина долгим взглядом и затем произнес горько-удивленно: - Что делает здесь этот Нечистофель? Я, по молодости лет набросился на него с упреками, что так нельзя говорить о людях с другим цветом кожи! Они тоже люди, так же как и все любят, также страдают и стараются заработать кусок хлеба, чтобы прокормить себя и семью. Отец в ответ посмотрел на меня долгим проницательным взглядом и затем сказал: - За эти слова я горжусь тобой, мой сын! То, что ты сейчас сказал, я тоже говорил в молодости и сейчас готов повторить. Вопрос в том, что каждый человек должен жить и любить там, на той земле,  где он родился и вырос, и где похоронены его предки. Но, к сожалению, на земле нет справедливости. И человек, из-за любви, вынужден ехать за тридевять земель, чтобы вдали от родных страдать, ютиться и в поте лица своего зарабатывать кусок хлеба для своей любимой, своих детей и близких. Я навсегда запомнил эти слова своего папы.
     Душа человека умирает намного раньше плоти, умирает, когда в ней перестает гореть огонь любви. Умирают желания, страсти, чувства. Только любовь дает те необходимые знания и душевные силы для того, чтобы человек использовал свою телесную силу для благородных дел – построить дом, вырастить сына, посадить дерево, защищать и утешать слабых и в первую очередь, как сказано в Священном Писании – не обижать вдов и сирот.
     Только Любовь способна возродить душу человека к жизни, оторвать его от рутины и поднять душу над серостью и бестолковостью жизни. Любовь дает человеку силы жить дальше и созидать – это значит любить жизнь, даже, несмотря на ее бесперспективность – ведь в конце ее все равно приходит смерть. Любовь дает жизни желания - всем смертям назло - жить и любить, а значит – созидать, защищать и лелеять тот цветок жизни, который есть сам человек и созданные им цветы – его дети. Жизнь – это не только инстинкт самосохранения, не только биологическая потребность жить и элементарное любопытство – это любовь к жизни, преодолевающая страх смерти и наполняющая душу желанием жить. Любовь – это движущая сила жизни человека!

     Арт Ангелуа 19.12. 15 г.


Рецензии