В Рим. Часть III

25 Декабря 2035
Сегодня Рождество Христово. Настроения нет, иногда звонит телефон – это, наверное, Сашка. Я не отзываюсь, как я могу общаться с таким жестоким человеком. Каков бы не был участковый – обращаться с ним так нельзя, всё-таки он человек.

5 Января 2036
Я всё-таки отозвался на телефон.
- Привет, Юрик, с новым годом, куда ты пропал? Я звоню тебе чуть ли не каждый день, а ты не отзываешься. Обиделся, что я так поступил с этим монстром.
Обида у меня давно прошла, может быть, он и правильно поступил, но придёт другой человек на его место и, может быть ещё хуже.
- Ну, что ты молчишь? Латинский учишь?
- Нет пока.
Он обрушился на меня с бранью. Мне пришлось выслушать немало упрёков.
- Сегодня же приступай.
Я утонул в интернете в поисках обучения латинского языка. Везде предлагали английский, французский, немецкий и даже японский. На одном сайте предлагали иврит, но нигде я не нашёл латинский.
Я наугад позвонил по телефону взятого с одного сайта.
- Вы обучаете латинскому языку?
Там что-то щёлкнуло и нежный голос девушки стал мне рассказывать о преимуществах владения иностранными языками. Я пытался её перебить, сказал, что мне нужен латинский, но журчащий как ручеёк голос продолжал рассказывать. Я понял, что пытался говорить с автоматом.
- Да пошла ты к чёрту.
Я выключил телефон, через минуту зазвонил телефон.
- Вы бросили трубку, не дослушав.
- Мне не нужны ваши рекламы. Я конкретно спрашиваю. Вы обучаете латинскому языку.
- Нет, латинскому мы не обучаем, впрочем, я могу вам посоветовать обратиться к одной даме, она знаток латинского, она преподавала его в университете, сейчас она на пенсии, подождите у телефона, я ей позвоню, если она жива, и согласиться, то я вам перезвоню.
Прошло полчаса, потом ещё двадцать минут. Я потерял надежду, что мне позвонят, и снова влез в интернет, как раздался звонок.
- Вы меня слушаете? Я вам дам телефон этой дамы, её зовут Софья Николаевна Ковалевская, а вот согласиться ли она?
Я записал телефон и стал немедленно звонить.
- Ало, вы тот самый молодой человек, который хочет изучать латинский язык? А зачем он вам?
- Это долго объяснять, лучше увидится.
- Ну, хорошо, надеюсь, вы не террорист. Вот вам адрес, записывайте.
Звук в телефоне резко усилился, я отключил телефон, успев записать адрес.
Она назвала мне станцию метро «Партизанская», я стал искать по карте эту станцию, но не нашёл. Я начал искать в интернете станцию под таким названием – нашёл. Оказывается, она давно переименована в «Партизанскую» в честь дня победы. Но какое отношение она имеет к партизанам, что за идиотизм? Так приезжие люди ищут улицу Богдана Хмельницкого, а она переименована в Маросейку. Впрочем, вихрь с ним с этим переименованием.
Она жила в старинном доме, очевидно, построенным ещё при Екатерине II, богатым купцом или дворянином. Здание, пережившее века.
Дверь мне открыла стройная дама, я плохо определяю возраст, особенно пожилых людей, но на вид я бы дал ей около пятидесяти лет. Внимательно приглядевшись - можно уловить следы былой красоты. Её лицо выражало какое-то благородство присущее только дворянам.
- Вы Юрий?
- Да.
- Проходите.
Я вошёл в комнату, чьи стены были увешаны коврами, на полу тоже был ковёр. Книжные полки и стеллажи были заставлены книгами, я оглянулся, у противоположной стены стоял громадный книжный шкаф, где покоились фолианты большого формата.
Посреди комнаты стоял небольшой стол, инкрустированный разноцветным шпоном, его гладкая поверхность отражала хрустальную люстру, висящую на высоком потолке. Книги, книги, а где же остальная утварь, где хрусталь в зеркальной стенке. И только потом я понял, что вся мебель была старинной и, наверное, такой же старой, как сама хозяйка.
- Вы удивлены таким количеством книг? Я люблю книги, нет ничего более ценного как книги.  Могу вам похвастаться – у меня библиотека вмещает пять тысяч книг, и я хотела бы больше. Вот, например.
Она подошла к книжному шкафу, и достала книгу в тёмно-коричневой обложке. Я не успел прочитать название в золотом тиснении.
- Как вы думаете, когда она была издана?
- Ну, наверное, начало двадцатого столетия или конец девятнадцатого.
- Если вы ошиблись, то не так намного. Это второе издание Николая Васильевича Гоголя Мёртвых душ 1851 год.
Она взяла следующую книгу.
- А это Тацит на латинском языке, изданное в Лейпциге в 1740 году. Овладеете латынью, дам вам прочесть.
Боже мой, я и не подозревал, что есть такие книги. Я вспомнил книжные развалы заваленные макулатурой, всякой дрянью, дешёвыми детективами, низкопробными любовными романами для дамочек недалёкого ума.
Однажды я нашёл стоящую книгу, увидев на прилавке автора Алексея Толстого «Эмигранты», прочитал до половины, а далее пустые страницы.
- Юрий, вы какой латинский хотите изучать – медицинский, технический?
- Разговорный.
- И с кем вы собираетесь разговаривать?
- С Калигулой.
- С кем, с кем?
Она расхохоталась, неудержимый смех охватил её. Она присела на диван и не могла удержать смех.
- Вы хотите разговаривать с этим чудовищем, вряд ли у вас получиться. Уж лучше с Клавдием. Вы что хотите отправиться на машине времени в Древний Рим?  И она снова залилась смехом.
Меня пригласили на кухню, которую она называла столовой – довольно больших размеров. Там я увидел фарфор и хрусталь, присущий столовой.
- Сейчас мы попьём чаю, а потом начнём заниматься, если вы согласны начать сегодня.

15 Января 2036
Я совсем забросил свой дневник, и пишу по воспоминаниям прошедших дней. Каждое утро я как прилежный ученик являлся в девять часов к ней на квартиру, и первый вопрос, который она задавала мне.
- Вы завтракали, молодой человек?
В любом случае  Софья Николаевна приглашала в столовую и заставляла меня съесть яичко всмятку и несколько тостов с крепким чаем.
- Если вы будете голодным, то вам будет не до занятий. Ешьте, Юрий.
Я всё время стеснялся задать ей вопрос, какую плату она потребует с меня, может быть я не в состоянии, буду оплатить за обучение, наконец, заикаясь и краснея, я задал этот вопрос.
- Я одинокая женщина, и вот неожиданно вы свалились на мою голову, мне приятно общаться с молодыми людьми. Меня заинтересовало ваше горячее желание изучить латинский язык. Если вы овладеете им в совершенстве, а я в этом не сомневаюсь, то я не возьму с вас ни гроша. В противном случае, я заломлю такую цену, которую вам никогда не выплатить. Жаль будет потерянного времени, и я должна буду его компенсировать. Так что старайтесь.
В глазах её светилась улыбка, и я догадался, что это была шутка насчёт невероятной цены.
- А кстати, зачем вам латинский язык? Вы так и не сказали мне.
Я проникся уважением к этой немолодой женщине. Она никогда не повышала голос, говорила спокойно ровно. Меня так подмывало открыть ей тайну машины времени, но узнай про это Сашка – мне несдобровать.
Много мне рассказала Софья Николаевна о латинском языке. Оказывается, есть галльские, кельтские и этрусские диалекты этого языка, хотя существование этрусского диалекта она ставит под сомнение.
- Многие историки лингвисты утверждают, что был такой диалект, но прямых доказательств нет.
На седьмой день обучения мы перешли разговаривать на латинском языке.

17 Января. 2036.
Утром, чуть свет, позвонил Сашка.
- Ego exaudiam vos , sire
- Кто это?
- Non agnoscis , sir?
- Юрка – ты? Не валяй дурака, говори по-русски, нечего выпендриваться.
- Я хотел блеснуть знанием латинского языка.
- Молодец, но со мной говори по-русски, я в латинском не бельмесы. Срочно приезжай ко мне, я покажу тебе одно новшество, которое я изобрёл.
- Саша, я не могу, я сейчас еду на занятия. Софья Николаевна не любит, когда я опаздываю.
- Срочно отложи занятия на сегодняшний день, ты мне очень нужен. Жду. И он отключил телефон.
Я позвонил Софье Николаевне, сослался на срочные дела.
- Хорошо, но завтра вы придёте?
Опять это скоростное метро, как оно мне не нравиться. В вагоне было мало пассажиров. Дама, примерно одних со мной лет, сидела напротив меня и не спускала с меня глаз. Мне её лицо показалось знакомым, но где я её видел?
Вдруг поезд внезапно затормозил, мы остановились, погас свет. Ну вот – приехали, этого ещё не хватало.
- Граждане пассажиры поезд остановился по техническим, соблюдайте спокойствие, выехала бригада ремонтников. Объявил мужской голос в динамике.
 Через четверть часа стало жарко и тяжело дышать, вентиляция была выключена. Голос снова объявил, чтобы мы не беспокоились и бригада выехала.
Ко мне кто-то присел, что было не видно в кромешной темноте. Я почувствовал запах речной свежести – это была дама, которая пользовалась такими необычными  духами, наверное, она решила, что она русалка. Она прижалась к моему уху.
- Юрка, я узнала тебя. Ты меня помнишь, я Света.
Какая ещё к чёрту Света. Действительно, лицо её мне показалось знакомой. Света, Света, я стал припоминать, нет, не вспомнил.
- Я вас не помню, мадам.
- Ну как же, мы учились вместе, я из параллельного класса. Вспомнил?
Как назло я не мог вспомнить никакую Светку из параллельного класса.
- Не вспомнил? Мы ещё с тобой целовались на выпускном вечере, когда ты пьяненький пытался залезть мне в бюстгальтер.
Напрягая память, я вспомнил её. Это была каланча коломенская рыжая с конопушками на лице, доходили слухи, что она рано вышла замуж, а потом развелась, не прожив с мужем и года.
- Вспомнил. Ну как ты?
- Я одинока, замужество оказалось неудачное. И она начала мне рассказывать каков подлец её бывший муж.
Она прервала промывать косточки бывшему мужу, рассмеялась, чего-то вспомнив.
- А помнишь, как ты с Генкой, спрятавшись в душе, подсматривали за нами голыми. Ты успел вырваться, а Генку скрутили, девочки спустили с него штаны и выпороли там же в душевой по голой попе. Вот было смеху.
Я поморщился от этих неприятных воспоминаний. Голос снова объявил о бригаде ремонтников, которые должны прибыть с минуту на минуту, и снова попросил не волноваться граждан пассажиров.
В вагоне нарастал ропот недовольства. От спёртого воздуха стало ещё трудней дышать, пот катил с лица.
Светка прижалась ко мне, коснулась губами моей щеки.
- Юрочка, если мы вырвемся из этого ада, давай встретимся, ты мне всегда нравился. Ты куда едешь?
- В Королёв к другу.
- Может быть, сначала зайдём ко мне.
- Не могу. Срочное дело.
- Тогда запомни мой телефон. Она несколько раз прошептала на ухо номер своего телефона. – Запомнил? Звони.
В вагоне поднялась паника. Чей-то хриплый голос материл, на чём свет стоит администрацию метро. Кто-то плакал навзрыд, кто-то пытался выбить стекло вагона, чтобы вырваться наружу.
И вдруг в вагоне загорелся свет, заработали вентиляторы – поезд тронулся. Голос в динамике приносил извинения за задержку поезда. Хриплый голос из вагона ответил ему матом.
Я взглянул на ту, что представилась Светланой. Она изменилась – черты лица стали грубее, невероятная причёска совершенно ей не к лицу, грубый макияж. Ох, Светка, что с тобой стало.
- Узнал.
- И я узнала. Звони. И она выпорхнула из вагона.

- Ты где пропадал? Я жду тебя, а тебя всё нет.
- Авария в метро, битый час проторчали в подземке.
- А что у тебя всё лицо в помаде?
- Да. Тут одна в метро прилипла, назвалась школьной подругой.
- Ну-ну.
Он внимательно посмотрел на меня и покачал головой. Ко мне подошёл кот и потёрся об ногу, из того драного кота, которого мы притащили с помойки – он превратился в красавца с густой шерстью.
- Как ты его назвал?
- Цезарь, но давай ближе к делу. Я изобрёл одно устройство, которое позволит тебе вернуться и прошлого, когда ты пожелаешь.
Он показал мне эту штуковину напоминающую старый мобильный телефон.
- Я собрал его в корпусе старого телефона, которые выбрасывают на помойку. Смотри, нажимаешь эту кнопочку и возвращаешься в то время, из которого ты прибыл. Всё работает, я уже испытал его на себе. Я назвал его Return, что означает с английского – возврат.
- Ты побывал в прошлом! Ты сильно рисковал, а если бы ты не смог вернуться?
- Да, риск был, но всё прошло благополучно.
- И где же ты побывал?
- Я отправил себя на сто лет назад в 1936 год. Москва времён Сталина. На улицах громкоговорители постоянно играют марши и военную музыку. Везде развешаны портреты вождя. Народ простенько одет. В магазинах настоящая колбаса, окорока, осетрина, икра, от запаха которых текут слюнки, жаль только, что у меня не было денег того времени.
Ходят допотопные скрипучие трамваи. Много деревянных домов с печным отоплением. Я пешком прошёлся до Красной Площади – денег у меня не было, чтобы проехать на трамвае. Там по Красной Площади ходят трамваи. Я обратил внимание, что за мной начали следить, когда я начал фотографировать своим стареньким Canon, очевидно то, что я постоянно щёлкал своим фотоаппаратом, снимая всё подряд, и покрой моей одежды, привлекли их внимание – они приняли меня за шпиона.
На площади ко мне подошли двое, потребовали документы, которых, разумеется, у меня не было. Как бы они были удивлены, если бы я им показал свой паспорт, выданный в двадцать первом столетии.
Они предложили проехать с ними, втолкнули в чёрный воронок, отобрали фотоаппарат. Я бы мог и раньше вернуться оттуда, но меня заело любопытство – что будет дальше.
- Ну, ты рискованный парень.
- Слушай дальше. Меня привезли, я увидел задние Лубянки, я не стал дальше рисковать, нажал кнопку и очутился здесь.
 Со мной случился припадок смеха.  Наверное, это был нервный смех, я представил их рожи, когда я исчез. Жалко вот фотоаппарат, ну да Бог с ним.
Сашка замолчал. Вдруг он оживился.
- Хочешь отправиться в прошлое?
- Ну, я не знаю.
- Чего ты боишься? Я уже побывал. Рано или поздно тебе придётся побывать там.


Рецензии